ВВЕДЕНИЕ
Конституция Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека являются высшей ценностью, их соблюдение и защита обязанностью государства. Гарантированное равенство прав и свобод не должно зависеть от любых обстоятельств, в том числе и возраста. Именно возраст во многом определяет жизненную позицию человека как субъекта права участника правоотношений, являющегося носителем прав и обязанностей. В правовом государстве обеспечивается функционирование не только формально закрепленных принципов, но и существование конкретных правовых механизмов, регулирующих деятельность публичного и частного институтов, гарантирующих фактическую реализацию прав и свобод человека и гражданина наравне с иными субъектами правоотношений, предоставляя полную поддержку и защиту со стороны государства. Данные механизмы должны быть развиты и закреплены в законодательстве, регулирующем конкретную отрасль права. В данных механизмах в первую очередь нуждаются дети. Государство исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной общественной жизни, развития у них важных для социума качеств, общественной и творческой активности, развития в детях высоких нравственных качеств.
Актуальность данной темы заключается не только в ее общецивилизационным значением, но и интересом к практико-применительной сфере, которая позволит определить и осуществить конкретные правовые меры по обеспечению и реализации прав несовершеннолетних как субъектов гражданского права. В силу возраста несовершеннолетние не могут в полной мере осуществлять принадлежащие им права, нести обязанности и защищать свои интересы. Человек до достижения совершеннолетия находится в стадии становления и 4 формирования личности, осознания себя самостоятельным правомочным субъектом.
Цель курсовой работы: исследование механизмов участия несовершеннолетних в гражданских правоотношениях, обеспечение защиты прав детей правовыми средствами.
Исходя из цели исследовательской работы, важно решить ряд задач:
- Рассмотреть понятие и сущность дееспособности несовершеннолетних.
- Определить юридическую природу и содержание дееспособности граждан.
- Определить объемы и пределы дееспособности несовершеннолетних по гражданскому законодательству РФ.
- Проанализировать механизмы изменения объема дееспособности несовершеннолетних.
- Рассмотреть ограничение и лишение дееспособности несовершеннолетних.
Изучением темы исследования занимались такие деятели науки как М.М. Агарков, Н.Г. Александров, В.П. Грибанов, С.Н. Братуся, Ю.Ф. Беспалов, Н.М. Ершова, Л.Г. Кузнецова, Н.С. Малеин, М.Н. Малеина, Я.Н. Шевченко, которыми подробно были исследованы вопросы, касающиеся правового положения несовершеннолетних.
Объектом исследования являются общественные отношения, в которых участвуют несовершеннолетние граждане.
Предметом исследования является правовое положение несовершеннолетних и способы реализации их прав.
Для исследования данной проблемы используются методы:
- Формально-юридический, для определения правового положения несовершеннолетних.
- Сравнительно-исторический, для изучения объемов и пределов дееспособности несовершеннолетних.
- Сравнительно-правовой, для выделения общих закономерностей развития дееспособности как правовой категории.
- Метод системного анализа, для изучения юридической природы и содержания дееспособности граждан. Изучение правового положения несовершеннолетних граждан позволяет сделать выводы, которые в дальнейшем могут быть использованы в теоретических и практических исследованиях.
Структура данной работы представляет собой: введение, два раздела, пять подразделов, заключение, список используемых источников.