-
Теория речевой деятельности и её использование в логопедии.
Анализ развития зарубежной и отечественной психолингвистики дает основание полагать, что теория речевой деятельности представляет собой новую психолингвистическую научную парадигму и определяет ближайшее развитие логопедии.
Ученые-исследователи: психолог Дж. Миллер, активно работающий в области речевой деятельности. Концепция Дж. Миллера, по существу, являлась проекцией лингвистической модели в психику. Найден новый подход к уже известной проблеме, весьма близкой и понятной лингвистам. Не случайно именно в миллеровском направлении появляется понятие проверка психологической реальности лингвистической модели.
Трансформационистское направление в психолингвистике базируется на трансформационной грамматике Н.Хомского. Н.Хомский считает, что знание всех предложений языка невозможно, и в основе языка должна лежать некоторая ограниченная система правил. Эта система правил и есть грамматика языка. Она задаёт бесконечное число, правильных предложений. Носитель языка, как говорящий, так и слушающий, каждый раз использует эту порождающую грамматику, чтобы с её помощью либо построить правильное высказывание, либо понять правильно построенные высказывания. Н.Хомский выделяет два понятия: языковая способность и языковая активность. Языковая способность это то, что можно назвать потенциальным знанием языка. Языковая активность это по Н.Хомскому, процессы, которые происходят при реализации этой способности в речевой деятельности. Согласно этой теории, языковая способность первична, она определяет языковую активность, а не наоборот.
По Дж.Миллеру, порождение речи определяется характером планируемого поведения, а не системой ассоциативных связей, характерной для пассивной реактивности в понимании бихевиоризма. В целом, в связи с анализом трансформационных преобразований, Дж.Миллер выделяет моменты планирования поведения, большую активность человека, а не просто реактивность. Для Дж.Миллера не являются ведущими вероятно-статистические критерии развёртывания сообщения, в то время как для Ч.Осгуда они были основными. Главное здесь жёсткие алгоритмические правила трансформационного преобразования высказывания. В результате точного выполнения этих правил автоматически получается грамматически правильная трансформа. В психолингвистике Дж.Миллера делается шаг к представлению о единстве процессов восприятия речи и процессов производства речи, т.е. то, что было не до конца реализовано Ч.Осгудом.
Несомненно, развитие теории речевой деятельности в США в 50-60-ые годы послужило толчком к развитию исследований в нашей стране. Говоря об отечественных исследованиях теории речевой деятельности, выделяют три её основных истока : лингвистический, психологический и физиологический. К лингвистическим истокам относят работы И.А.Бодуэна де Куртенэ и Л.В.Щербы. Обращаясь к работам И.А.Бодуэна де Куртенэ можно выделить два ключевых положения его концепции. Во-первых, реальной величиной в речевой деятельности является не язык в отвлечении от человека, а человек: существуют не какие-то витающие в воздухе языки, а только люди, одарённые языковым мышлением. Второе ключевое положение его концепции заключается в том, что язык по существу, является языковой деятельностью, причём деятельностью языкового коллектива. Его ученик Л.В.Щерба, создатель так называемой,