ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современные тенденции развития мусульманского права представляют не только научный, но и практический интерес. Последнее обстоятельство вызвано рядом взаимосвязанных причин. Начиная с 60-х годов, в правовых системах мусульманских стран происходят заметные перемены. В ряде из них правительствами были предприняты попытки создания нового законодательства, которое основывалось бы только на нормах мусульманского права. Вновь создаваемое законодательство должно заменить законодательство созданное по европейскому образцу, начиная со времени колонизации мусульманских стран. Но здесь возникает целый ряд вопросов, решение которых как показало время сопряжено с определенными трудностями.
Прежде всего, серьезному пересмотру подвергнута сама субстанция мусульманского права. Много споров происходит вокруг центрального вопроса теории мусульманского права, концепции «закрытия врат иджтихада» или таклида (букв., следования определенному авторитету, определенной школе права, подражание, консерватизм), положившей конец творческому развитию мусульманского права еще в X в. и формально действующему до настоящего времени.
Не утихают дискуссии вокруг первой в теории мусульманского права концепции источников права, а проблемы, как известно, возникают тогда, когда теория источников отстает от нужд развития правовой системы. С самого начала каждая из школ мусульманского права придерживалась собственно выработанной концепции и отвергала концепции остальных школ. В настоящее время к старым разногласиям добавились новые. Например, по поводу классификации источников права, места законодательства в системе источников права.
Серьезные споры вызывают претензии государства на роль творца права и, следовательно, легитимности издаваемых государством законодательных актов, так как традиционно правотворческие функции принадлежали частным лицам - муджтахидам. Естественно, что любое современное государство не может позволить своим гражданам свободу самостоятельно решать вопросы правовой политики, определять права и обязанности, основываясь на собственном независимом толковании религиозных источников. По этой причине в суды подаются иски об отмене принятых государством законодательных актов как нелегитимных. Несмотря на то, что суды ангажированы государством, они не всегда выносят решения в пользу последнего.
До настоящего времени продолжается путаница между источниками, принципами и методами мусульманского права. Например, одни считают кияс (суждение по аналогии) четвертым основным источником права, тогда как другие рассматривают его в качестве принципа права.
И, наконец, начавшаяся еще в XIX в. кодификация мусульманского права, которая продолжается, хотя и с существенными отличиями, и сегодня, породила, пожалуй, очень принципиальный для теоретиков мусульманского права спор о том, что такое современное мусульманское право - доктрина и методология или совокупность субстанциональных норм права? В связи с
Подобных этим проблем в правовых системах мусульманских стран большое количество. Для их понимания и адекватной оценки в современных условиях необходимо внимательно исследовать полностью, а не фрагментарно, процесс становления концепции мусульманского права, акцентировать внимание на его основных тенденциях развития, оценить заслугу и вклад в развитие мусульманского права других правовых культур. Например, в Индии результатом взаимодействия мусульманского и английского Общего права (Comman Law) явилось совершенно оригинальное англо-мухамеданское право. Это, кстати говоря, не единственный пример такого рода.
Таким образом, чрезвычайная актуальность проблем мусульманского права, и отсутствие монографического исследования истории становления концепции мусульманского права, и предопределили выбор темы диссертации.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Андреева О.А., Бабаш А.В., Гринько М.А., Исаев И. А., Мележик И. Н., Филиппова Т. П., Крашенинникова Н.А., Матиенко Т.Л., Оськина И.Ю., Прудников М.Н., Рубаник В.Е., Саломатин А.Ю., Шинкаренко К. И. и др.
Объектом исследования являются процессы возникновения, становления и развития концепции мусульманского права, истоки и особенности формирования его основных институтов.
В качестве предмета исследования рассматриваются основные тенденции и противоречия политико-правовых взглядов различных правовых школ (мазхабов) и отдельных известных ученых, современное развитие мусульманского права и его роль в правовых системах мусульманских стран.
Целью данной работы является изучение основных понятий и институтов мусульманского права, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие мусульманского права;
- Исследовать возникновение и развитие мусульманского права;
- Определить источники мусульманского права;
- Охарактеризовать основные институты мусульманского права.
В работе используются совокупность различных методов. Прежде всего, это исторический метод. Принцип историзма понимается им как отражающий процесс приращения знаний в ходе исторического развития и применяется в анализе исторического процесса кумуляции знаний о мусульманском праве. Особое значение имеет системный, целостный подход к изучаемым объектам.
В основу анализа положены также методы: логический, нормативно-юридический, сравнительно-правовой, прогнозирования.
Новизна данной темы заключается в ее актуальности и значимости в современном мире, где мусульманская община играет важную роль. Изучение мусульманского права позволяет лучше понять культуру и обычаи мусульман, а также способствует развитию диалога и взаимопонимания между различными культурами и религиями. Кроме того, мусульманское право имеет свои особенности и специфику, которые требуют отдельного изучения и анализа.
Теоретическая и практическая значимость темы исследования определяется и факторами метаюридического характера. Мусульманское право и сегодня играет значительную роль в процессе регуляции общественных отношений. Отрицание юридической природы мусульманского права и признание за ним качества свода религиозных правил поведения не снижает его значения для миллионов верующих мусульман. Мусульманское право остается важнейшим регулятором общественных отношений в сфере отправления религиозных обрядов, реализации прав на свободу совести и вероисповедания. В то же время отдельные нормы мусульманского права могут быть санкционированы любым государством, и тогда они приобретают и силу юридических норм. Однако и в этом случае нормы мусульманского права не теряют своего религиозного значения. Все это актуализирует проблему позна ния природы мусульманского права, делает значимым его научное осмысление.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что содержащиеся в нем выводы могут быть использованы: при подготовке лекций, проведении семинарских и практических занятий по теории права и государства, истории права и государства России и зарубежных стран, при подготовке спецкурсов по проблемам функционирования правовых систем стран Зарубежного Востока.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.