ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ (ПГАТ)
1.1. Понятие договора ПГАТ.
1.2. Стороны и содержание договора ПГАТ.
ГЛАВА 2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА ПГАТ
2.1. Заключение договора ПГАТ.
2.2. Изменение и прекращение договора ПГАТ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Договор перевозки груза автомобильным транспортом (далее – договор ПГАТ) является достаточно распространенным в гражданском обороте. Вместе с тем, интенсивное развитие рыночных отношений в России повлекло глубокую структурную перестройку автотранспортной отрасли. В результате научно-технической революции на транспорте возросла роль договора перевозки грузов. Статистические данные о рассмотрении арбитражными судами гражданских дел свидетельствуют о стабильном росте количества споров, связанных с договорами ПГАТ.
Актуальность и практическая значимость темы курсовой работы обусловлены также проблемами, связанными с правовым регулированием договора ПГАТ, которые во многом объясняются несистематизированностью и противоречивостью нормативных актов в указанной сфере, их несовершенством, отсутствием единообразных подходов в правоприменительной практике.
Степень разработанности темы. Грузовыми перевозками на различного рода транспорте специально занимались В.Т. Смирнов, Г.Н. Савичев, В.А. Егиазаров, О.С. Иоффе, Г.А. Микрюкова и другие ученые. Вопросы, связанные с тематикой курсовой работы, так или иначе нашли свое отражение в работах таких ученых, как К.М. Артемьева, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Т.П. Кизяковская, Г. Тулеугалиев и др. Следует отметить малоразработанность специальных вопросов, связанных с правовым режимом договора ПГАТ, в доктрине гражданского права. На монографическом уровне проблемы перевозки грузов автомобильным транспортом практически не затрагивались, серьезные научно-практические исследования, научные публикации здесь можно пересчитать по пальцам. Между тем проходящие в Российской Федерации преобразования требуют более глубокого изучения договора ПГАТ, выработки научных рекомендаций как по изменению и дополнению существующих нормативно-правовых актов, так и по правильному применению действующих гражданско-правовых норм.
Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе гражданского законодательства, научной литературы и судебной практики исследовать договор ПГАТ как важный раздел гражданско-правового института перевозки. Для достижения указанной цели автором поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие, цель и правовую природу договора ПГАТ;
- отграничить договор ПГАТ от смежных договоров;
- изучить правовой статус сторон и содержание договора ПГАТ;
- проанализировать порядок заключения договора ПГАТ и роль товарно-транспортной накладной в процессе перевозки грузов;
- исследовать порядок изменения и прекращения договора ПГАТ;
- сформулировать предложения по совершенствованию законодательства о перевозках грузов автомобильным транспортом.
Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с заключением, изменением, прекращением договора ПГАТ. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующих договор ПГАТ, труды российских ученых, а также договорная и правоприменительная практика.
Методы проведенного исследования. Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез. В качестве иллюстраций к сделанным выводам активно использована судебная практика Президиума ВАС РФ, а также ФАС Волго-Вятского, Восточно-Сибирского, Московского, Уральского, Центрального округа.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ (ПГАТ)
1.1. Понятие договора ПГАТ
Общее определение договора перевозки грузов (применительно ко всем видам транспорта) дано в ст. 785 ГК РФ, согласно п.1 которой под договором перевозки груза понимается такое соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Соответственно, Договор ПГАТ можно определить через общую дефиницию, использованную в ст. 785 ГК РФ, добавив указание на то, что перевозка груза осуществляется автомобильным транспортом.
Таким образом, понятия «транспортирование грузов» и «перевозка грузов» автомобильным транспортом не тождественны. Перевозкой считается такое перемещение грузов, которое осуществляется в соответствии с положениями гл. 40 ГК РФ, т.е. с обязательным заключением договора перевозки и соблюдением всех правил, установленных на том виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка. При транспортировании грузов соблюдение этих положений не обязательно.
В российском гражданском праве подчеркивается особая роль и значение роли и значению данного вида договора[1]. Так, в системе договоров, регулирующих перевозку грузов, договору перевозки грузов отводится функция «основной транспортной операции»[2]. А.И. Хаснутдинов отводит данному договору особую роль, называя его «стержневым обязательством на транспорте»[3]. Б.И. Пугинский рассматривая систему договоров перевозки, отмечает, что «особый и самостоятельный уровень отношений образуют договоры на перевозку конкретных партий груза. Это договоры перевозки, заключаемые на каждую отдельную отправку»[4]. Все вышесказанное в полной мере относится как к договору перевозки в целом, так и к договору ПГАТ, в частности.
Целью договора ПГАТ является доставка груза от места его отправления, указанного в договоре, к месту назначения.
Из определения договора ПГАТ следует, что он является возмездным, поскольку за перевозку уплачивается вознаграждение и взаимным, «поскольку перевозчик обязан перевезти груз, но имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести провозную плату, но имеет право на перевозку сданного груза»[5]. Он является срочным договором, поскольку срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке.
Договор ПГАТ признается публичным (ст.426, 789 ГК РФ). Для признания договора ПГАТ публичным требуются следующие условия: во-первых, в качестве перевозчика должно выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору ПГАТ обязательство доставить вверенный груз; во-вторых, указанные субъекты гражданского права должны обладать функциями общественного возчика, который обязан осуществлять перевозки по требованию любого, кто обратится; в-третьих, указанная коммерческая организация или индивидуальный предприниматель должны быть включены в особый перечень лиц, обязанных осуществлять перевозки транспортом общего пользования, подлежащий обязательному опубликованию.
По вопросу о консенсуальности или реальности договора ПГАТ в науке существует дискуссия. Некоторые авторы отстаивают концепцию, согласно которой к числу консенсуальных договоров перевозки относятся, кроме чартера (применяемого на морском транспорте), и договор автомобильной перевозки[6].
Другие ученые считают, что договор ПГАТ относится к реальным договорам. В.Т.Смирнов пишет: «Договоры перевозки груза являются реальными. Для их заключения недостаточно соглашения перевозчика и грузоотправителя, необходима еще и передача груза перевозчику, поскольку он обязан доставить «вверенный» ему груз»[7]. А.Л.Маковский указывает: «Основным квалифицирующим признаком договора перевозки грузов является принимаемая на себя перевозчиком возмездно обязанность доставить груз другого лица из одного пункта в другой и там выдать этот груз управомоченному на его получение лицу»[8]. Такую же позицию относительно реального характера всякого договора перевозки имел и М.Е. Ходунов: «Заключение договора перевозки груза совпадает с моментом принятия перевозчиком груза. С этого момента перевозчик несет ответственность за утрату, повреждение и просрочку доставки груза, а отправитель - за несвоевременную оплату перевозки и неправильное наименование сданного к перевозке груза»[9].
[1] См.: Аллахвердов М.А., Савичев Г.П. Договоры о перевозках грузов. М.: Изд-во «Юридическая литература». 1967, С. 17-25; Витрянский В.В. Договор перевозки. М. «Статут». 2001. С.68-72,248.
[2] Романович А.Н. Транспортные правоотношения. Мн.: Изд-во «Университетское», 1984. С.6
[3] Хаснутдинов А.И. Вспомогательные договоры на транспорте. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та. 1994. С.63.
[4] Пугинский Б.И. Коммерческое право. М., 2000. С.250.
[5] Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 560.
[6] См.: Иоффе О.С. Советское гражданское право: Курс лекций. Т.2. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. С.273; Шварц Х.И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте. М., 1966. С.48.
[7] См.: Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Под ред. С.Н. Братуся, О.Н. Садикова. М., 1982. С.444.
[8] См.: Научно-практический комментарий к Основам Союза ССР и союзных республик / Под ред. С.Н. Братуся, Е.А. Флейшиц. М., 1962. С.281.
[9] Ходунов М.Е. Правовое регулирование деятельности транспорта. М., 1965. С.58.