Курсовая работа|Гражданское право

Курсовая Договор перевозки груза автомобильным транспортом

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 31

ВВЕДЕНИЕ. 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ  (ПГАТ) 

1.1. Понятие договора ПГАТ. 

1.2. Стороны и содержание договора ПГАТ. 

ГЛАВА 2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА ПГАТ  

2.1. Заключение договора ПГАТ. 

2.2. Изменение и прекращение договора ПГАТ. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы исследования. Договор перевозки груза автомобильным транспортом (далее – договор ПГАТ) является достаточно распространенным в гражданском обороте. Вместе с тем, интенсивное развитие рыночных отношений в России повлекло глубокую структурную перестройку авто­транспортной отрасли. В результате научно-технической революции на транспорте возросла роль договора перевозки грузов. Статистические данные о рассмотрении арбитражными судами гражданских дел свидетельствуют о стабильном росте количества споров, связанных с договорами ПГАТ.

Актуальность и практическая значимость темы курсовой работы обусловлены также проблемами, связанными с правовым регулированием договора ПГАТ, которые во многом объясняются несистематизированностью и противоречивостью нормативных актов в указанной сфере, их несовершенством, отсутствием единообразных подходов в право­применительной практике.

Степень разработанности темы. Грузовыми перевозками на различного рода транспорте специально занима­лись В.Т. Смирнов, Г.Н. Савичев, В.А. Егиазаров, О.С. Иоффе, Г.А. Микрюкова и другие ученые. Вопросы, связанные с тематикой курсовой работы, так или иначе нашли свое отражение в работах таких ученых, как К.М. Артемьева, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Т.П. Кизяковская, Г. Тулеугалиев и др. Следует отметить малоразработанность специальных вопросов, связанных с правовым режимом договора ПГАТ, в доктрине гражданского права. На монографическом уровне проблемы перевозки грузов автомобиль­ным транспортом практически не затрагивались, серьезные научно-практические исследования, научные публикации здесь можно пересчитать по пальцам.  Между тем проходящие в Российской Федерации преобразования требуют более глубокого изучения договора ПГАТ, выработки научных рекомендаций как по изменению и дополнению существующих нормативно-правовых актов, так и по правильному применению действующих гражданско-правовых норм.

Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе гражданского законодательства, научной литературы и судебной практики исследовать договор ПГАТ как важный раздел гражданско-правового института перевозки. Для достижения указанной цели автором поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие, цель и правовую природу договора ПГАТ;

- отграничить договор ПГАТ от смежных договоров;

- изучить правовой статус сторон и содержание договора ПГАТ;

- проанализировать порядок заключения договора ПГАТ и роль товарно-транспортной накладной в процессе перевозки грузов;

- исследовать порядок изменения и прекращения договора ПГАТ;

- сформулировать предложения по совершенствованию законодательства о перевозках грузов автомобильным транспортом.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с заключением, изменением, прекращением договора ПГАТ. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующих договор ПГАТ, труды российских ученых, а также договорная и правоприменительная практика.

Методы проведенного исследования. Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез. В качестве иллюстраций к сделанным выводам активно использована судебная практика Президиума ВАС РФ, а также ФАС Волго-Вятского, Восточно-Сибирского, Московского, Уральского, Центрального округа.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, списка литературы.

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ  (ПГАТ)                

1.1. Понятие договора ПГАТ

Общее определение договора перевозки грузов (применительно ко всем видам транспорта) дано в ст. 785 ГК РФ, со­гласно п.1 которой под договором перевозки груза понимается такое со­глашение, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему от­правителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на полу­чение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевоз­ку груза установленную плату. Соответственно, Договор ПГАТ можно определить через общую дефиницию, использованную в ст. 785 ГК РФ, добавив указание на то, что перевозка груза осуществляется автомобильным транспортом.

Таким образом, понятия «транспортирование грузов» и «перевозка грузов» автомобильным транспортом не тождественны. Перевозкой считается такое перемещение грузов, которое осуществляется в соответствии с положениями гл. 40 ГК РФ, т.е. с обязательным заключением договора перевозки и соблюдением всех правил, установленных на том виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка. При транспор­тировании грузов соблюдение этих положений не обязательно.

В российском гражданском праве подчеркивается особая роль и значение роли и значению данного вида договора[1]. Так, в системе договоров, регулирующих перевозку грузов, договору пере­возки грузов отводится функция «основной транспортной операции»[2]. А.И. Хаснутдинов отводит данному договору особую роль, на­зывая его «стержневым обязательством на транспорте»[3]. Б.И. Пугинский рассматривая систему договоров перевозки, отмечает, что «особый и самостоятельный уровень отношений образуют до­говоры на перевозку конкретных партий груза. Это договоры перевозки, за­ключаемые на каждую отдельную отправку»[4]. Все вышесказанное в полной мере относится как к договору перевозки в целом, так и к договору ПГАТ, в частности.

Целью договора ПГАТ является доставка груза от места его отправления, указанного в договоре, к месту назначения.

Из определения договора ПГАТ следует, что он яв­ляется возмездным, поскольку за перевозку уплачивается вознагражде­ние и взаимным, «поскольку перевозчик обязан перевезти груз, но имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести провозную плату, но имеет право на перевозку сданного груза»[5]. Он является срочным до­говором, поскольку срок его действия определяется сроком исполнения обя­зательства по перевозке.

Договор ПГАТ признается публичным (ст.426, 789 ГК РФ). Для признания договора ПГАТ публичным требуются следующие условия: во-первых, в качестве перевозчика должно выступать юридическое лицо или индивиду­альный предприниматель, принявшие на себя по договору ПГАТ обязательство доставить вверен­ный груз; во-вторых, указанные субъекты гражданского права должны обла­дать функциями общественного возчика, который обязан осуществлять пере­возки по требованию любого, кто обратится; в-третьих, указанная коммерче­ская организация или индивидуальный предприниматель должны быть включены в особый перечень лиц, обязанных осуществлять перевозки транс­портом общего пользования, подлежащий обязательному опубликованию.

По вопросу о консенсуальности или реальности договора ПГАТ в науке существует дискуссия. Некоторые авторы отстаивают концепцию, согласно которой к числу консенсуальных договоров перевозки относятся, кроме чартера (применяемого на морском транспорте), и договор автомобильной перевозки[6].

Другие ученые считают, что договор ПГАТ относится к реальным договорам. В.Т.Смирнов пишет: «Договоры перевозки груза являются реальными. Для их заключения недостаточно соглашения перевозчика и грузоотправителя, необходима еще и передача груза перевозчику, поскольку он обязан доставить «вверенный» ему груз»[7]. А.Л.Маковский указывает: «Основным квали­фицирующим признаком договора перевозки грузов является принимаемая на себя перевозчиком возмездно обязанность доставить груз другого лица из од­ного пункта в другой и там выдать этот груз управомоченному на его получе­ние лицу»[8]. Такую же позицию относительно реального характера всякого договора перевозки имел и М.Е. Ходунов: «Заключение договора перевозки груза сов­падает с моментом принятия перевозчиком груза. С этого момента перевоз­чик несет ответственность за утрату, повреждение и просрочку доставки гру­за, а отправитель - за несвоевременную оплату перевозки и неправильное наименование сданного к перевозке груза»[9].

[1] См.: Аллахвердов М.А., Савичев Г.П. Договоры о перевозках грузов. М.: Изд-во «Юридическая литература».  1967, С. 17-25; Витрянский В.В. Договор перевоз­ки. М. «Статут». 2001. С.68-72,248.

[2] Романович А.Н. Транспортные правоотношения. Мн.: Изд-во «Университетское», 1984. С.6

[3] Хаснутдинов А.И. Вспомогательные договоры на транспорте. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та. 1994. С.63.

[4] Пугинский Б.И. Коммерческое право. М., 2000. С.250.

[5] Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 560.

[6] См.: Иоффе О.С. Советское гражданское право: Курс лекций. Т.2. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. С.273; Шварц Х.И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте. М., 1966. С.48.

[7] См.: Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Под ред. С.Н. Братуся, О.Н. Садикова. М., 1982. С.444.

[8] См.: Научно-практический комментарий к Основам Союза ССР и союзных республик / Под ред. С.Н. Братуся, Е.А. Флейшиц. М., 1962. С.281.

[9] Ходунов М.Е. Правовое регулирование деятельности транспорта. М., 1965. С.58.

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237. 25 дек.
  2. Гражданский Кодекс РФ, часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2007) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая от 26.01.1996 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2007) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. Устав автомобильного транспорта РСФСР: утв. Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 N 12 (ред. от 18.02.1991, с изм. от 28.04.1995) // СПС «Консультант Плюс: законодательство».
  5. Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом: утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 // СПС «Консультант Плюс: законодательство».
  6. Аллахвердов М.А., Савичев Г.П. Договоры о перевозках грузов. М.: Изд-во «Юридическая литература». 1967;
  7. Брагинский М.И. Договорное право: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4 / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. – М.: «Статут», 2003.
  8. Быков А.Г., Половинчик Д.И., Савичев Г.П. Комментарий к Уставам ав­томобильного транспорта союзных республик. М.: Юрид. литература, 1978.
  9. Витрянский В.В. Договор перевоз­ки / В.В. Витрянский. – М.: «Статут». 2001.
  10. Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. М.: «Проспект», 
  11. Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебное пособие / В.А. Егиазаров. – М., 1999.
  12. Иоффе О.С. Советское гражданское право: Курс лекций. Т.2. / О.С. Иоффе. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1961.
  13. Иоффе О.С. Обязательственное право / О.С. Иоффе. – М., 1975.
  14. Козлова О. Информация о деле / О. Козлова // Вестник ВАС РФ. 1993. № 6.
  15. Кокин А.С. Товарораспорядительные бумаги в торговом обороте / А.С. Кокин. – М.: Изд-во «Спарк», 2000.
  16. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / под ред. Т.А. Абовой, А.Ю. Кабалкиной. М.: Юрайт, 2002.
  17. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Юрид. фирма «Контакт», ИД «Инфра-М», 2006.
  18. Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Под ред. С.Н. Братуся, О.Н. Садикова. М., 1982.
  19. Научно-практический комментарий к Основам Союза ССР и союзных республик / Под ред. С.Н. Братуся, Е.А. Флейшиц. М., 1962.
  20. Пугинский Б.И. Коммерческое право / Б.И. Пугинский. – М., 2000.
  21. Романович А.Н. Транспортные правоотношения / А.Н. Романович. – Мн.: Изд-во «Университетское», 1984.
  22. Смирнов В.Т. Права и обязанности участников договора грузовой перевозки / В.Т. Смирнов. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та. 1969.
  23. Советское гражданское право: Учебник. В 2-х частях. Ч.II. / Под ред. В.А. Рясенцева. М.: Юрид. лит., 1987.
  24. Учебник гражданского нрава. Часть 2. Обязательственное право / Под ред. В.В.Залесского. М.: «МТК «Восточ­ный экспресс», 1998.
  25. Шварц Х.И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте / Х.И. Шварц. – М., 1966.
  26. Хаснутдинов А.И. Вспомогательные договоры на транспорте / А.И. Хаснутлинов. – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та. 1994.
  27. Ходунов М.Е. Правовое регулирование деятельности транспорта / М.Е. Ходунов. – М., 1965.
  28. Постановление Президиума ВАС РФ от 01.2005] N 14480/03 // Вестник ВАС РФ. 2005. N 5.
  29. Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.1997 № 5076/96 // Вестник ВАС РФ. 1997. N 9.
  30. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.10.2004 N А82-149/2003-Г/10 // СПС «Консультант Плюс: судебная практика».
  31. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.04.2003 N А82-256/02-Г/9 // СПС «Консультант Плюс: судебная практика».
  32. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.06.2002 N 271/8 // СПС «Консультант Плюс: судебная практика».
  33. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.10.2003 N А19-3097/03-48-Ф02-3644/03-С2 // СПС «Консультант Плюс: судебная практика».
  34. Постановление ФАС Поволжского округа от 22.07.2003 N А55-7668/01-38/42 // СПС «Консультант Плюс».
  35. Постановление ФАС Уральского округа от 27.04.2006 N Ф09-3161/06-С5 // СПС «Консультант Плюс: судебная практика».

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Гражданское право
2015 год 35 стр.
Курсовая Нематериальные блага как объекты гражданских правоотношений
asyamolova
Курсовая работа Гражданское право
2014 год 40 стр.
Курсовая Общество с ограниченной ответственностью как юридическое лицо
Telesammit
Курсовая работа Гражданское право
2015 год 42 стр.
Курсовая Договор участия в долевом строительстве
diplomstud
Курсовая работа Гражданское право
2015 год 32 стр.
Курсовая Договор хранения на товарном складе
diplomstud
Курсовая работа Гражданское право
2011 год 38 стр.
Курсовая Договорное оказание рекламных услуг
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское