Введение
Глава 1. Разгосударствление и понятие приватизации.
1.1. Разгосударствление.
1.2. Понятие приватизации.
Глава 2. Приватизация в России.
2.1. Цели и задачи приватизации.
2.2. Способы приватизации.
2.3. Особенности приватизации разных объектов собственности
2.4. Варианты и этапы приватизации в России.
Глава 3. Международный опыт
Заключение.
Список литературы.
Приложения
Приватизация есть передача в частную собственность. При этом права собственности включают в себя право не только пользоваться имуществом, но и запрещать его использование другими лицами, право получения дохода от имущества и право продажи имущества либо распоряжения им.
С экономической точки зрения приватизация должна обеспечивать, стабильный рост производства, повышение занятости населения; с имущественной - упорядочить права на предприятия (организации) и собственность, которые в советский период не были решены до конца; с институциональной - сформировать класс собственников на основе разветвленной нормативноправовой базы, издать соответствующие институты инфраструктуры рынка.
Разгосударствление экономики - более широкий процесс, чем просто приватизация, когда происходит разделение собственности на федеральную, муниципальную, местных самоуправлений и т.д. Процесс изменения формы собственности совершается в индустриальных странах Европы во время НТР, что довольно интенсивно служит решению многих экономических проблем.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что проблема преобразования отношений и структуры собственности – одна из самых важных в любой стране. Ведь, государство, проводя приватизацию, стремится добиться хороших результатов хозяйственной деятельности предприятий, которые бы в свою очередь способствовали перестройке экономики, созданию рыночных институтов и укреплению доверия к реформам в обществе, но всегда ли это достигается и что этому мешает? На эти вопросы необходимо найти ответы, нельзя оставлять их без внимания. Именно поэтому, эта работа и посвящена теме приватизации и разгосударствлению экономики.
Цель работы – рассмотреть процедуру приватизации и разгосударствление экономики.
В работе поставлены такие задачи, как ознакомиться с понятиями приватизации; рассмотреть процедуру приватизации в России, ее цели и задачи, способы приватизации, особенности приватизации разных объектов собственности, а также варианты и этапы приватизации; познакомиться с опытом приватизации зарубежных стран.
Глава 1. Разгосударствление и понятие приватизации
1.1. Разгосударствление
Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике[1].
Разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.
Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, а последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.
Процесс разгосударствления характеризуется деидеологизацией, когда все более редкой становится ситуация, при которой демократические партии выступают за расширение государственного сектора, а их политические противники – за частный.
Основными способами разгосударствления являются:
либерализация рынков;
коммерциализация;
стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственночастных);
денационализация.
Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства. Речь идет о снятии различного рода запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов; о диверсификации производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки. Государство поощряет также малый бизнес (через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности[2].
Коммерциализация государственных предприятий, заключается в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.
[1] Экономическая теория (политэкономия) учебник / Под редакцией Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. – Москва: «ИнфраМ», 1997. С.137
[2] Каспин В.И., Острина И.А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 1992 с.29