Проведение экономических реформ изменило основы функционирования бюджетной системы страны и отношения между органами государственной власти различных уровней, что потребовало разработки методологии формирования нового бюджетного механизма. Сокращение нерациональных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов, бездефицитному федеральному бюджету, отказу от его эмиссионного финансирования. Однако сбалансированность федерального бюджета была достигнута, в немалой степени, за счёт дисбаланса финансовых ресурсов субъектов Российской Федерации, который реально выражается в сокращении их доходного потенциала.
Бюджетная система любого федеративного государства существует в условиях несбалансированности нижних уровней бюджетов. Нормальное функционирование такой системы связано с необходимостью рационального перераспределения бюджетных ресурсов с использованием чёткого механизма её реализации.
Актуальность темы в том, что последнее десятилетие в России осуществляется поиск эффективных путей реформирования межбюджетных отношений, ибо структурный дисбаланс бюджетной обеспеченности регионов обозначился столь рельефно и ощутимо, что попытки сгладить его только при помощи трансфертов не принесли реальных результатов, а ошибки и просчёты в самом механизме использования трансфертов во многом только усугубили ситуацию.
Сегодня, безусловно, есть необходимость создания научно-обоснованного финансового механизма балансирования бюджетов регионов, не только с помощью федеральных трансфертов, но и путём установления законодательно оформленных экономически выгодных для всех уровней власти доходных и расходных полномочий и ответственности субъектов федерации. При этом большое значение должно иметь качество сбалансированности их бюджетов.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Евстигнеев Е., Викторова Н., Карасёва М.В., Петрова Г.В. и др., а так же был использован Интернет-ресурс.
Целью данной работы является изучение сбалансированности бюджетов, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические аспекты сбалансированности бюджетов;
- Исследовать бюджетный дефицит и источники его финансирования;
- Охарактеризовать бюджетный профицит и направления его использования.
Объектом исследования является система формирования и использования бюджета России.
Предметом исследования являются теоретические и организационно-методические аспекты обеспечения сбалансированности бюджета в Российской Федерации.
Для полного достижения поставленной цели в работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования, методы статистического, логического и сравнительно-экономического анализа.
Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.