На современной стадии развития государственной власти Российской Федерации вопрос формирования и функционирования федеральных органов исполнительной власти является одной из самых обсуждаемых тем. Особое значение приобретает правовое регулирование их деятельности, влияющее на определение направления государственной политики.
Актуальность данного исследования заключается в многочисленных недостатках порядка формирования, структуры и системы федеральных органов исполнительной власти. В современном законодательстве по-прежнему существует большое количество пробелов, касающихся разделения полномочий в зависимости от уровней власти, что в конечном итоге является предметом судебных споров. Это происходит вследствие недостаточно четкого разграничения компетенции федеральных органов исполнительной власти и органов субъектов РФ.
Как известно, 14 марта 2020 г. Президентом РФ был подписан Закон РФ о поправке к Конституции РФ № 1-ФКЗ[1]. Уже из его названия видно, что его основной целью является совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти. Поправки к Конституции РФ начали действовать в нашей стране с 4 июля 2020 г.[2] Ранее их поддержали обе палаты Федерального Собрания РФ (Государственная дума и Совет Федерации), субъекты РФ, а также Конституционный Суд РФ. 1 июля 2020 г. завершилось общероссийское голосование, на котором изменения в Конституцию РФ одобрило большинство граждан. Изменения к Конституции РФ затронули большое число вопросов, в том числе изменения коснулись и статуса федеральных органов исполнительной власти. Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы настоящей работы.
К настоящему времени проведено немало научных исследований, посвященных рассмотрению вопросов и проблем нормативного регулирования организация деятельности федеральных органов исполнительной власти, оценке эффективности и разграничения компетенции. Так, среди специалистов, внесших значительный вклад в рассмотрение особенностей исполнительной власти в России, можно назвать А.С. Автономова, Л.Н. Васильеву, М.В. Демидова, А.А. Куликову, В.А. Лебедева, Л.Л. Попова, Г.Б. Романовского, В.С. Четверикова и др. В тоже время существует объективная потребность в комплексном изучении организации деятельности федеральных органов исполнительной власти с учетом достижений правовой науки и практики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его положения и выводы можно использовать в качестве основы для дальнейших научных исследований правовых аспектов деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие способы и формы учреждения федеральных исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации, порядок и направления совершенствования их деятельности, а также юридические механизмы взаимодействия с другими органами власти государства.
Цель исследования состоит в необходимости выявить и рассмотреть особенности правового регулирования основ реализации исполнительной власти в Российской Федерации через образуемые на федеральном уровне органы власти.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятие федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации и их назначение;
– исследовать правовой статус органов отдельных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;
– проанализировать вопросы совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти;
– определить мероприятия по совершенствованию деятельности по противодействию коррупции в федеральных органах исполнительной власти.
Методологию исследования составили общенаучные и частные методы познания. Среди общенаучных выделяются следующие методы: диалектический, системно-структурного анализа, формально-логический метод, сравнительный, метод дедукции и индукции. Частные методы, используемые в работе: формально-юридический, сравнительно-правовой. Применение методов познания позволяет выявить четкую картину происходящего в стране, применить имеющиеся знания на практике, систематизировать их, сделать выводы, а также обнаружить проблемы.
По своей структуре настоящая работа состоит из введения, двух глав (в первой и второй главах – по три и два параграфа соответственно), заключения и списка использованных источников.
[1] О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
[2] Об официальном опубликовании Конституции РФ с внесенными в нее поправками: Указ Президента РФ от 03 июля 2020 г. № 445 // Российская газета. 2020. 04 июля.