Курсовая работа|Экономическая теория

Курсовая Виды монополий

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 38

Введение. 

Глава 1. Понятие монополии и ее разновидности. 

1.1 Понятие и сущность монополии и ее характерные черты.. 

1.2 Виды монополии и факторы ее развития. 

1.3 Анализ особенностей естественных монополий. 

1.3.1 Сущность естественных монополий. 

1.3.2 Регулирование естественных монополий на примере  США..

1.3.3  Регулирование естественных монополий в России. 

Глава 2. Особенности  монополизма в Российской экономике и проблемы его преодоления. 

2.1 Истоки монополизации российской экономики: последствия административно-командной системы хозяйствования. 

2.2 Особенности  перехода к рыночной экономике. 

2.3 Преодоление монополизации и необходимость антимонопольного регулирования  

Заключение. 

Литература. 

Конкуренция – это важнейшая составляющая современной рыночной экономики. Что представляет собой конкуренция? В общем виде она есть соперничество между многочисленными участниками рыночной экономики и рыночных отношений за лучшие условия производ­ства и реализации изготавливаемой продукции. Это касается и услуг как разновидности продуктов труда. Конкуренция предпо­лагает сложное, порой противоречивое взаимодействие между многими физическими и юридическими лицами. Можно сказать, конкуренция - неотъемлемый атрибут всякого рынка. Кроме на­званных выше, различают внутриртраслевую и межотраслевую конкуренцию.

Первая из них находит отражение в соперничестве между пред­принимателями, занятыми производством или реализацией оди­наковой или взаимозаменяемой продукции. По сути дела, идет борьба за то, чтобы склонить покупателя к приобретению товара именно данной фирмы. Решающую роль здесь играют цены, их снижение. Это, в свою очередь, влечет за собой необходимость снижения затрат на производство и реализацию предлагаемых на рынок товаров.

Чтобы достичь этого, нужно совершенствовать технику и тех­нологию производства, улучшать его организацию и повышать квалификацию работников. Стимулом также является рациональ­ное и экономное использование всех ресурсов. Необходимо искать дешевое сырье и материалы, внедрять в производство энергосбе­регающие технологии. На высоком уровне качества должна вы­пускаться и сама продукция. Так что внутриотраслевая конкурен­ция способствует реализации очень важных средств и рычагов, обеспечивающих повышение эффективности работы предприятий и фирм.

Однако, всегда существуют факторы, которые препятствуют эффективному развитию конкурентной среды в экономике. Прямым антиподом конкуренции является монополия. Именно монополизация экономики во многом тормозит нормальное развитие рыночных отношений.

В нашей стране, в условиях административно-командной системы, конкуренция в ее рыночном содержании отсутствовала. Крайне высокой была монополизация экономики. С началом рыночных реформ конкуренция стала одной из важнейших основ развития экономики. Таким образом, исследование монополии является сегодня особенно важным и актуальным. Целью данной работы станет анализ сущности монополии, ее видов и  влияния на развитие рыночной экономики. Естественно, будет уделено проблеме развития конкуренции и значению антимонопольного регулирования.

Доя достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:

- Рассмотреть понятие и сущность монополии и ее характерные черты;

- Охарактеризовать основные виды монополии и факторы ее развития;

- Провести анализ особенностей естественных монополий;

- Выявить специфику  монополизма в Российской экономике и проблемы его преодоления.

 

Глава 1. Понятие монополии и ее разновидности

1.1 Понятие и сущность монополии и ее характерные черты

Возникновение монополий обычно увязывается с развитием в экономике процессов концентрации и централизации производства. Эти процессы стали бурно развиваться во второй половине XIX в. и в начале XX в. Причиной тому явились рост капиталоемких от­раслей тяжелой промышленности, железнодорожного строитель­ства, переход к использованию электрической энергии и др. Круп­ные предприятия, наращивая объемы производства, постепенно захватывают все большую долю рынка и отдельных товаров. Сле­дует при этом отметить, что концентрация и централизация были характерны для многих стран Европы, США и России.

Концентрация и централизация производства, таким образом, вплотную подводит к образованию монополий. Главная их отличительная черта — господство на рынке в реализации того или иного товара и установление выгодных им цен. Монополии спо­собны осуществлять монопольную экономическую власть. Ее со­держание заключается в способности фирмы влиять на цену, по­вышать прибыль, ограничивая объем производства и сбыта.

Сила экономической власти монополий особенно проявля­ется в контроле над выпуском всего объема товара данного вида. Монополист, повышая или понижая цены, не боится потерять часть рынка в пользу своих конкурентов. Он может манипули­ровать ими до тех пор, пока не выйдет в конкурентной борьбе победителем. Вместе с тем фирма-монополист должна учиты­вать рыночный спрос и свои издержки. Контроль над последни­ми ей осуществлять легче, тогда как спрос фактически непод­властен монополиям. Они могут лишь учитывать его объем и изменение.

Монополиями обычно называют фирмы, производящие те или иные товары или услуги. Одной из их разновидностей являются монопсонии. Главное в их содержании — обеспечивать привилегии для покупателей. Например, отраслевой профсоюз может выпол­нять такую роль, выдвигая свои требования к покупателям рабо­чей силы. В некоторых отраслях возможна так называемая двусто­ронняя монополия, когда на рынке противостоят монополист-про­давец и монополист-покупатель, например продавцы и покупатели газа и электрической энергии.

Монополии со времени их возникновения постоянно находятся в центре внимания экономистов как относительно их роли в эко­номике, содержательных характеристик, так и различных прояв­лений, реальной жизнедеятельности и т.п. Неоднозначной явля­ется оценка их эффективности. К их негативным последствиям относятся следующие:

  1. Стремление к получению высоких прибылей чаще всего при­водит к повышенной цене на реализуемые товары. Это свидетель­ствует, с одной стороны, о недоиспользовании ресурсов, а с дру­гой — о недопроизводстве нужных обществу товаров.
  2. Фирма, являясь монополистом на рынке, не стремится к снижению затрат на производство товаров. В связи с этим не ис­ключены случаи, когда использование стимулов к обновлению производства, использованию прогрессивных технологий и орга­низационной гибкости отодвигается на задний план.
  3. Существуют барьеры по вхождению в монополизированную отрасль новых фирм, особенно мелких и средних. Чтобы удерживать рыночную экономическую власть, монополистам приходит­ся затрачивать значительные усилия и средства.
  4. Монополии создают определенные трудности социального характера. Речь идет о том, что не все слои населения могут при­обретать товары, реализуемые по монопольно высоким ценам.

Монополии, несмотря на определенные негативные моменты, характеризуются многими экономистами и положительно. Напри­мер, Дж. Гэлбрейт и Й. Шумпетер акцентируют внимание на важ­ной роли монополий в решении проблем научно-технического прогресса.

  1. Быков В.А. Конкурентоспособность товара: научные основы, ме­тоды оценки, управление. — М.: Научная книга, 2003.
  2. Быков В.А., Комаров Е.И. Конкурентоспособность персонала // Кадровая служба  и  управление   персоналом   предприятия.   — 2005. - № 8.
  3. Гелъвановский М. и др. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический жур­нал. — 1998. — № 3.
  4. Еленева Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности промышлен­ных предприятий. — М.: Янус-К, 2001.
  5. Зволев П.Н., Быков В.А. Управление развитием предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. — 2002. — № 5.
  6. История экономических учений. Хрестоматия. — М.: Финансы и статистика, 2005.
  7. Классика экономической мысли. — М: Эксмо-Пресс, 2000.
  8. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: БЕК, 2001.
  9. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: Юрайт, 2001.
  10. Львов Д. С. Экономика развития. — М.: Экзамен, 2002.
  11. Магомедов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: Учеб.   посо­бие. — М.: Дашков и К°, 2003.
  12. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. — М.: Республика, 1995.
  13. Минъко Э.В., Кричевский М.Л. Качество   и    конкурентоспособ­ность. — СПб.: Питер, 2004.
  14. Пасс К., Лоуз Б., Дэвис Л. Словарь по экономике. — СПб.: Эко­номическая школа, 1998.
  15. Плущевский М.Б. О конкурентоспособности, конкурентосостоятельности и новом стратегическом подходе к самооценке конкурентоспособности продукции товаропроизводителями // Промышленная политика в Российской Федерации. — 2004. — №6.
  16. Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ. — М.: Международные отношения, 1993.
  17. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкурен­ции. — М.: Экономика, 1986.
  18. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. — М., 1997.
  19. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. — М.: Маркетинг, 2002.
  20. Философова Т. Г. Управление конкурентоспособностью на мировых рынках. — М.: Научная книга, 2006.
  21. Философова Т.Г. Особенности    формирования    конкурентоспособности нового товара на современных мировых рынках // Научные труды ДА МИД РФ «Мировая экономика в XXI век». — М., 2005.
  22. Философова Т.Г. « The Management Conceptual Problems» // Науч ные труды AGH «Zarzadzanie Przedsiebiorstwem». — Krakow, 2005.
  23. Хайман Д. Н., Современная микроэкономика: анализ и применение, М., 1992
  24. Чемберлин Э. Теория монополистической  конкуренции.  —  М. Экономика, 1996.
  25. Шумпетер И. Теория экономического   развития -  М: Поогресс, 1982.
  26. ЮдановА.Ю. Конкуренция товара и практика: Учеб -практ по собие. — М.: ГНОМ и Д, 2009.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Экономическая теория
2017 год 30 стр.
Курсовая Формы и методы регулирования рынка
Telesammit
Курсовая работа Экономическая теория
2016 год 41 стр.
Курсовая Сущность безработицы и ее регулирование
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское