Введение.
Глава 1. Понятие монополии и ее разновидности.
1.1 Понятие и сущность монополии и ее характерные черты..
1.2 Виды монополии и факторы ее развития.
1.3 Анализ особенностей естественных монополий.
1.3.1 Сущность естественных монополий.
1.3.2 Регулирование естественных монополий на примере США..
1.3.3 Регулирование естественных монополий в России.
Глава 2. Особенности монополизма в Российской экономике и проблемы его преодоления.
2.1 Истоки монополизации российской экономики: последствия административно-командной системы хозяйствования.
2.2 Особенности перехода к рыночной экономике.
2.3 Преодоление монополизации и необходимость антимонопольного регулирования
Заключение.
Литература.
Конкуренция – это важнейшая составляющая современной рыночной экономики. Что представляет собой конкуренция? В общем виде она есть соперничество между многочисленными участниками рыночной экономики и рыночных отношений за лучшие условия производства и реализации изготавливаемой продукции. Это касается и услуг как разновидности продуктов труда. Конкуренция предполагает сложное, порой противоречивое взаимодействие между многими физическими и юридическими лицами. Можно сказать, конкуренция - неотъемлемый атрибут всякого рынка. Кроме названных выше, различают внутриртраслевую и межотраслевую конкуренцию.
Первая из них находит отражение в соперничестве между предпринимателями, занятыми производством или реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции. По сути дела, идет борьба за то, чтобы склонить покупателя к приобретению товара именно данной фирмы. Решающую роль здесь играют цены, их снижение. Это, в свою очередь, влечет за собой необходимость снижения затрат на производство и реализацию предлагаемых на рынок товаров.
Чтобы достичь этого, нужно совершенствовать технику и технологию производства, улучшать его организацию и повышать квалификацию работников. Стимулом также является рациональное и экономное использование всех ресурсов. Необходимо искать дешевое сырье и материалы, внедрять в производство энергосберегающие технологии. На высоком уровне качества должна выпускаться и сама продукция. Так что внутриотраслевая конкуренция способствует реализации очень важных средств и рычагов, обеспечивающих повышение эффективности работы предприятий и фирм.
Однако, всегда существуют факторы, которые препятствуют эффективному развитию конкурентной среды в экономике. Прямым антиподом конкуренции является монополия. Именно монополизация экономики во многом тормозит нормальное развитие рыночных отношений.
В нашей стране, в условиях административно-командной системы, конкуренция в ее рыночном содержании отсутствовала. Крайне высокой была монополизация экономики. С началом рыночных реформ конкуренция стала одной из важнейших основ развития экономики. Таким образом, исследование монополии является сегодня особенно важным и актуальным. Целью данной работы станет анализ сущности монополии, ее видов и влияния на развитие рыночной экономики. Естественно, будет уделено проблеме развития конкуренции и значению антимонопольного регулирования.
Доя достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
- Рассмотреть понятие и сущность монополии и ее характерные черты;
- Охарактеризовать основные виды монополии и факторы ее развития;
- Провести анализ особенностей естественных монополий;
- Выявить специфику монополизма в Российской экономике и проблемы его преодоления.
Глава 1. Понятие монополии и ее разновидности
1.1 Понятие и сущность монополии и ее характерные черты
Возникновение монополий обычно увязывается с развитием в экономике процессов концентрации и централизации производства. Эти процессы стали бурно развиваться во второй половине XIX в. и в начале XX в. Причиной тому явились рост капиталоемких отраслей тяжелой промышленности, железнодорожного строительства, переход к использованию электрической энергии и др. Крупные предприятия, наращивая объемы производства, постепенно захватывают все большую долю рынка и отдельных товаров. Следует при этом отметить, что концентрация и централизация были характерны для многих стран Европы, США и России.
Концентрация и централизация производства, таким образом, вплотную подводит к образованию монополий. Главная их отличительная черта — господство на рынке в реализации того или иного товара и установление выгодных им цен. Монополии способны осуществлять монопольную экономическую власть. Ее содержание заключается в способности фирмы влиять на цену, повышать прибыль, ограничивая объем производства и сбыта.
Сила экономической власти монополий особенно проявляется в контроле над выпуском всего объема товара данного вида. Монополист, повышая или понижая цены, не боится потерять часть рынка в пользу своих конкурентов. Он может манипулировать ими до тех пор, пока не выйдет в конкурентной борьбе победителем. Вместе с тем фирма-монополист должна учитывать рыночный спрос и свои издержки. Контроль над последними ей осуществлять легче, тогда как спрос фактически неподвластен монополиям. Они могут лишь учитывать его объем и изменение.
Монополиями обычно называют фирмы, производящие те или иные товары или услуги. Одной из их разновидностей являются монопсонии. Главное в их содержании — обеспечивать привилегии для покупателей. Например, отраслевой профсоюз может выполнять такую роль, выдвигая свои требования к покупателям рабочей силы. В некоторых отраслях возможна так называемая двусторонняя монополия, когда на рынке противостоят монополист-продавец и монополист-покупатель, например продавцы и покупатели газа и электрической энергии.
Монополии со времени их возникновения постоянно находятся в центре внимания экономистов как относительно их роли в экономике, содержательных характеристик, так и различных проявлений, реальной жизнедеятельности и т.п. Неоднозначной является оценка их эффективности. К их негативным последствиям относятся следующие:
- Стремление к получению высоких прибылей чаще всего приводит к повышенной цене на реализуемые товары. Это свидетельствует, с одной стороны, о недоиспользовании ресурсов, а с другой — о недопроизводстве нужных обществу товаров.
- Фирма, являясь монополистом на рынке, не стремится к снижению затрат на производство товаров. В связи с этим не исключены случаи, когда использование стимулов к обновлению производства, использованию прогрессивных технологий и организационной гибкости отодвигается на задний план.
- Существуют барьеры по вхождению в монополизированную отрасль новых фирм, особенно мелких и средних. Чтобы удерживать рыночную экономическую власть, монополистам приходится затрачивать значительные усилия и средства.
- Монополии создают определенные трудности социального характера. Речь идет о том, что не все слои населения могут приобретать товары, реализуемые по монопольно высоким ценам.
Монополии, несмотря на определенные негативные моменты, характеризуются многими экономистами и положительно. Например, Дж. Гэлбрейт и Й. Шумпетер акцентируют внимание на важной роли монополий в решении проблем научно-технического прогресса.