Введение
Глава 1. Роль местных налогов (земельного налога) в современной налоговой политике РФ
1.1 Значение местных налогов в формировании местных бюджетов.
1.2 Развитие земельного налога в современной рыночной экономике России.
Глава 2. Анализ влияния земельного налога на финансово-хозяйственную деятельность предприятия на примере ОАО «-»
2.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.2 Характеристика информационной обеспеченности расчета и анализа земельного налога
2.3 Изменение и влияние земельного налога на финансово-хозяйственную деятельность предприятия
Глава 3. Проблемы в применении земельного налога и пути их решения.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность темы данной работы – анализ влияния местных налогов (земельного налога) на финансово-хозяйственную деятельность- заключается
в том, что в настоящее время роль местных налогов и сборов, являющихся составной частью действующего налогового законодательства , в финансово-хозяйственной деятельности предприятия и в формировании местных бюджетов существенно изменилась (в связи с введением в действие главы 31 НК РФ). От того, насколько правильно теперь построить систему местного налогообложения, и систему налоговых органов зависит эффективное функционирование всей экономики муниципального образования.
Сейчас земельный налог взимается в соответствии с главой 31 НК РФ «Земельный налог» и целиком зачисляется в местные бюджеты. Юридические и физические лица исчисляют земельный налог самостоятельно в виде процента (налоговой ставки) от кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость утверждается постановлениями органов исполнительной власти субъектов РФ на основе государственной кадастровой оценки земель. Цель представляемой работы заключается в исследовании и анализе влияния земельного налога на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть и охарактеризовать земельный налог в современных условиях (его развитие, проблемы и пути их решения);
-разобраться в системе исчисления налоговой базы и суммы налога;
-исследовать влияние земельного налога на финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
Предмет настоящего исследования – влияние земельного налога на финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
Объект данной работы – ОАО «-».
При написании работы использовались как федеральные нормативно-правовые акты, так и ведомственные приказы и инструкции ФНС РФ, а также учебная и монографическая литература.
Работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность рассматриваемой темы, а также цель и задачи данного исследования; трех глав, в которых последовательно рассматриваются вопросы развития земельного налога в современных условиях, влияние земельного налога на финансово-хозяйственную деятельность организаций, проблемы земельного налога; заключения в котором делаются основные выводы по проделанной работе.
Глава 1. Роль местных налогов (земельного налога) в современной налоговой политике России.
1.1 Значение местных налогов в формировании местных бюджетов.
Очевидно, ни у кого не вызовет сомнений тот факт, что уровень жизни населения, проживающего в пределах территории муниципального образования, во многом зависит от эффективности получения органами местного самоуправления собственных доходов. Вопросы формирования доходных статей местных бюджетов всегда носили практический характер, поскольку от их решения напрямую зависит уровень расходов, которые муниципальное образование может произвести без ущерба для себя на удовлетворение нужд своих жителей[1]. Местные налоги гарантируют финансовую поддержку при проведении таких важных для региона социальных решений, как содержание милиции и пожарной охраны, жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, организация рекламной деятельности, а также свободной торговли и других.
Поскольку органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти РФ, доходы, получаемые ими, не являются государственными и расходуются непосредственно на нужды конкретного муниципального образования ими самостоятельно. О необходимости соотнесения расходных статей местных бюджетов со статьями их личных доходов говорили ученые еще несколько столетий назад. В частности, В.А. Лебедев отмечал, что местные расходы, совершаемые исключительно в интересах данной местности, должны быть покрываемы из местных доходов, а не возлагаться на государственный бюджет центрального правительства, так как несправедливо возлагать на все общество те расходы, польза от которых касается только одной его части.
В настоящее время вопросы пополнения местных бюджетов стали наиболее актуальны по ряду причин, в частности, в связи сокращением различного рода дотаций и иного вида помощи местным органам все острее встает вопрос о выявлении новых и совершенствовании уже применяемых ранее путей пополнения собственных доходов муниципальных образований[2].
Актуальность применения местных налогов в той или иной местности, вероятно, зависит в большей степени от размера той доли в местном бюджете, которую составляют собственные доходы того или иного муниципалитета. Чем больше указанная доля и меньше доля дотации из других бюджетов, тем очевидно большее влияние оказывают местные налоги на благополучие муниципального образования.
Пунктом 1 ст. 60 Бюджетного кодекса РФ установлено, что «доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов».
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» собственными доходами местных бюджетов являются местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты. Несмотря на то, что в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указанный выше закон признается утратившим силу с 1 января 2006 г., принципы построения и структура бюджетов муниципальных образований останутся неизменными. Однако, несомненно, по ряду причин в ближайшем будущем они претерпят определенную корректировку.
Изменениями, внесенными в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, а также Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в 2004 г. в части регулирования межбюджетных отношений предпринята законодательная попытка изменения существующего положения в указанной сфере бюджетных отношений, при котором уровень собственных доходов составлял незначительную часть дохода местного бюджета, пополняемого в основном путем распределения доходов государственной бюджетной системы.
Указанные изменения, вероятно, обусловлены осознанием очевидной необходимости формирования в пределах каждого муниципального образования самостоятельной финансовой базы, без которой невозможна реализация задач и функций, отнесенных к ведению местного самоуправления.
Таким образом, доходная часть местной казны формируется за счет источников, изысканных непосредственно местными органами власти, а также различного рода дотации центральных органов. В частности, Бюджетным кодексом РФ предусмотрено, что законодательные органы субъекта РФ могут передавать местным бюджетам на постоянной основе сроком не менее трех лет свои собственные средства. Однако на практике нормативы налоговых отчислении становятся предметом торга между муниципальными и региональными властями перед утверждением очередного бюджета и ежегодно по результатам финансового года пересматриваются. Подобная практика, очевидно, подрывает самостоятельность местных органов не только в финансовой сфере, но и во всех иных сферах деятельности при реализации полномочий, направленных на развитие и благоустройство муниципального образования.
В России наметилась тенденция снижения уровня налоговой составляющей в бюджетных доходах 56 территориальных бюджетов, при этом 20 регионов имели уровень ее ниже 50% (от 6,8 до 47,8%). Кроме того, в доходах местных бюджетов снизился удельный вес доходов, мобилизуемых на подведомственной территории. Таким образом, растет зависимость территориальных бюджетов от федерального, а местных бюджетов — от региональных[3].
[1] Перцева Е.М. «Земельный налог как источник формирования местных бюджетов в РФ» Налоги 2006г. №8. С.15
[2] Тукушева И.А. «К вопросу о формировании доходной части бюджетов муниципальных образований» Налоги 2006г. №9 С.29
[3] Заботы муниципальных финансистов. Финансы. 2005. № 8. С.26.