Терроризм, ста вший одним из бедствий чело вечества в по следние не сколько де сятилетий, а с не давних по р за хлестнувший вес ь мир, за ставляет еще раз оглянуться на зад, в ис торию. С этой точки зрения инт ересно об ращение ко второй по ловине XIX в. – врем ени, когда за рождается революционный терроризм, про явление кот орого мы на блюдаем в де ятельности на родников.
Революционное на родничество – одно из ключевых течений об щественной мысли России второй по ловины ХIХ – на чала ХХ в. Оно за родилось во врем ена острых спор ов за падников и славянофилов о путях дальнейшего раз вития стра ны и пре дложило сво ю оригинальную модел ь ее дальнейшего раз вития, на основ е традиционных институтов и цен ностей (об щина, при нципы моральной со лидарности, артель и др.).
В со ветское врем я ис тория на родничества бы ла за быта и тол ько в по следние де сятилетия с раз витием плюрализма дан ная тем а снова за интересовала ис следователей.
Проблема революционного на родничества – одна из сам ых сложных и спор ных в ис торической на уке. Это вполне об ъяснимо, так как сам о по нятие «на родничества» многоаспектно и про тиворечиво и включает в себя со четание революционных, либеральных и реакционных идей.
Поэтому на родничество как одна из вед ущих тенденций и модел ь ис торического про цесса со храняет сво ю акт уальность для со временной России.
Объектом на шего ис следования является революционное на родничество 1860 – 1880-х гг. как носитель терроризма, а пре дметом – факт оры, мотивы, этапы и особ енности его раз вития, а так же идеологическое на следие Софьи Перовской как яркого пре дставителя на родничества в вид е во споминаний и прав ительственных до кументов ис следуемого пер иода.
Степень из ученности тем ы.
В со временной ис ториографии на родничества след ует раз личать четыре этапа: 1) с 1917 г. до середины 1930-х гг.; 2) со второй по ловины 1930-х до середины 1950-х; 3) со второй по ловины 1950-х по на чало 1990-х год ов, то есть до рас пада СССР; 4) с на чала 1990-х по на стоящее врем я.
На пер вом этапе революционное на родничество ис следовалось инт енсивно и плодотворно, по сле по беды Октября рос инт ерес к революционному про шлому, к на циональным традициям освободительной борьбы. Начинают из даваться и пер еиздаваться речи и во споминания живых уча стников революционной борьбы второй по ловины ХIХ в. Появляются пер вые монографические ис следования по дан ной тем атике[1]. Однако, у из данных в этот пер иод раб от им елись не достатки: на родничество в них идеализировалось и трактовалось слишком узко.
После убийства С. М. Кирова ситуация кардинально из менилась и с 1935 г., по сле рос пуска Всесоюзного об щества по литкаторжан, являвшегося цен тром ис следования на родничества, на учное из учение ис тории на родничества оказалось по д за претом. Вся раб ота по ис следованию указ анного во проса свелась к пер еизданию и трактовке раб от А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, а так же к оценке их печатной де ятельности[2]. Все остальные об щественные де ятели 1860 – 1880-х гг. об ъявлялись «врагами на рода»[3].
Наступление след ующего этапа усл овно мож но считать с 1956 г. После ХХ съезда КПСС на блюдается «по тепление» в во просах, связанных с ис торией революционного на родничества. На стра ницах журналов «Вопросы ис тории», «История СССР», ежегодника Академии на ук «Исторические за писки» на чинают по являться ста тьи, по священные дис куссионным во просам тем ы[4].
Общий очерк движения революционных на родников от Герцена и Чернышевского до «Народной во ли» пер вым по сле XX съезда КПСС опубликовал Ш. М. Левин[5]. Он до казал, буд то на родничество «окончательно сложилось как до ктрина» лишь к 1870-м год ам. Менее по дробно, но бол ее точно и со временно для того пер иода из ложил всю ис торию революционного на родничества В. Ф. Антонов[6]. В его труд е по казано при нципиальное един ство революционно-на роднического движения 1860 – 1870-х гг.
О «хождении в на род» по чти одно временно бы ли по дготовлены две монографии Б. С. Итенберга[7] и Р. В. Филиппова[8]. Б. С. Итенберг впервые комп лексно рас смотрел все сто роны «хождения в на род» как ис следовательской про блемы. Опираясь на огр омный масс ив ис точников, он вы явил пре дпосылки «хождения» и про следил его эволюцию и пре емственность. Филиппов Р. В. вы двинул версию о том, что главным так тическим на правлением в на родничестве 1870-х гг. бы ло «революционно- про пагандистское», во площенное в так тике Большого об щества про паганды 1871 – 1874 гг.
«Земля и во ля» монографически ис следована (прав да, далеко не лучшим об разом: узок круг ис точников, много про белов и ошибок) в книге П. С. Ткаченко[9]. Интересна монография Волка С. С.[10], по священная так же «Народной во ле». В сво ем ис следовании авто р решил при держиваться двойственной по зиции: с одно й сто роны, он по дчеркивает героизм на родовольцев, а с друг ой, указ ывает на огр омное количество их слабостей и не достатков. Какая точка зрения ему ближе, по нять не возможно.
В 1970 – 1980-е гг. из учение на родничества вновь как в 1930-е гг. ис кусственно за держивалось, на талкиваясь на цен зурные огр аничения. Не смотря на это, в свет вы шло не которое количество на учных раб от. В основ ном это бы ли биографические труд ы и книги, по священные 100-летию со здания «Народной во ли»[11].
После рас пада Советского Союза по является огр омное количество раб от, по священных ис тории на родничества в со вершенно нов ой трактовке. На стра ницах журналов на про тяжении 1990-х гг. велись дис куссии о пер иодизации революционного движения, о роли в не м основ ных идеологов, о со держании по нятия «на родничество» и т.п.[12]
Интерес к дан ной про блеме не угасает и в на стоящее врем я. Свидетельством тому слу жит из данная в 2016 г. книга Л. М. Ляшенко[13]. В монографии с по зиций со временной ис торической на уки от ражены суд ьбы де кабристов и на родников 1860-х – на чала 1880-х гг. Эти пре дставители радикальной мысли в России во многом за ложили основ ы революционного движения в на шей стра не и об условили его характер . Помимо глав, в кот орых рас крываются и анализируются со бытия в России с 1810 по 1880-е гг., при сутствуют раз делы, рас сказывающие об от дельных пер сонажах радикального движения, вы являются черты их характер а, психологии, по казан путь каждого из них «в революцию», что по могает лучше по нять про цессы, про исходившие в об щественном движении Российской им перии.
Исходя из акт уальности тем ы, об ъекта и пре дмета ис следования, авто р ста вит сво ей целью про анализировать во зникновение и раз витие революционного терроризма в 1860 – 1880-х гг., вы явить факт оры, этапы и особ енности его раз вития, а так же раз работать рекомендации для ис пользования по лученных материалов в пре подавании курса от ечественной ис тории в сред ней об щеобразовательной школе.
Данная цель пре дполагает решение след ующих за дач:
– дать об щую характер истику термину «революционное на родничество»;
– вы яснить при чины и пре дпосылки во зникновения и рас пространения на родничества;
– про анализировать мотивы революционного терроризма;
– охарактеризовать основ ные при чины уча стия женщин в на родническом движении;
- про анализировать биографию Софьи Перовской и ее вклад в раз витие движения.
Источниковая база ис следования включает в себя мемуары и во споминания не посредственных уча стников революционного движения[14], а так же официальные до кументы, от ражающие де ятельность орган ов по литического сыска в борьбе с антигосударственным терроризмом второй по ловины XIX в.[15] В на стоящий момент из даны основ ные про изведения Аптекмана О. В., Бакунина М. А., Герцена А. И., Засулич В. И. и др., что по зволяет инт ерпретировать их взгляды, опираясь на пер воисточник.
Кроме того, при влекаются раб оты от ечественных философов, ис ториков; публикации со временных авто ров; слов арно-справочная, публицистическая и художественная литература. Все ис пользованные ис точники по дбирались с учет ом на меченной цели ис следования.
Методологическая основ а раб оты. В ис следовании в качестве основ ополагающего мет ода по знания ис пользуется диалектический мет од, а так же аналитический мет од, мет од из учения ис точников, из учения монографических публикаций и ста тей, мет од об общения. Сравнительно- ис торический мет од, на пример, по зволил определить, охарактеризовать и сравнить основ ные этапы раз вития на родничества в 1860 – 1880-х гг. Основу ис следования со ставляет при нцип ис торизма, кот орый является универсальной базой для из учения во зникновения и раз вития революционного терроризма в рас сматриваемый пер иод.
Научная нов изна ис следования. Работа пре дставляет со бой опыт сис темного комп лексного анализа про блемы во зникновения революционного терроризма в 1860 – 1880-х гг., а так же инт ерпретации важн ейших про блем, связанных с по исками мет одов борьбы на родников с царским режимом.
Актуализация этих аспектов вы бранной про блемы, на основ е им еющихся в сво бодном до ступе ис точников и литературы и при менительно к уровню раб оты, по -пре жнему пре дставляет инт ерес.
Практическая знач имость раб оты за ключается в том, что ее материалы и вы воды могут бы ть ис пользованы в пре подавании школьного курса от ечественной ис тории, при на писании до кладов, рефератов, курсовых раб от студентами и школьниками, по дготовке к семинарским за нятиям и к уча стию в студенческих конф еренциях, при про хождении педагогической прак тики.
Структура раб оты определяется логикой ис следования и со стоит из введ ения, двух глав, за ключения, а так же списка ис пользованных ис точников и литературы.
Глава 1 Теоретические основы революционного народничества 1860 –1880-х гг
§ 1 Причины и предпосылки возникновения и распространения народничества
Народничество – об щественное движение, остав ившее знач ительный след в ис тории со циально-по литической борьбы русского на рода за сво боду и землю, особ ое явление русской культ уры и идеология, со единяющая в один комп лекс эконом ические, по литические, со циалистические, философско- со циологические идеи о сам обытности русского пути раз вития.
Оно господствовало и в 60-е, и в 70-е, и даже в 80-е год ы XIX в. Временем ис черпывающего вы ражения и рас цвета на родничества бы ла, не сомненно, эпоха 1870-х гг., с конца 1860-х по на чало 1880-х, включая «ста рую» (1879 – 1882) «Народную во лю». Идейные основ ы на родничества, за ложенные на рубеже 1850 – 1860-х гг. А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским, остав ались и в 1870-е гг. знаменем освободительной борьбы, при чем они до полнялись и уточнялись, со образно с требованиями врем ени.
«Проблема на родничества, – от мечал от ечественный ис следователь, знаток ис тории на родничества Н. А. Троицкий, – одна из сам ых сложных, острых и спор ных в на шей ис торической на уке, про блема по истине с многострадальной суд ьбой»[16]. Это не удивительно, сам о по нятие «на родничества» раз носторонне и про тиворечиво, его от личают сам ые раз нообразные со четания идей. Так, эсеры на ходили в не м аргументы для оправдания терроризма; бол ьшевики, на против, – для про тивопоставления террору по вседневной раб оты в масс ах; меньшевики – для об винений бол ьшевиков в «бланкизме» и «не чаевщине»; либералы – для об основания конституционных реформ. Только царские каратели не на ходили в на родничестве ничего «сво его».
Народничество сложное и многогранное явление в ис тории России. Пытаясь дать определен ие на родничеству, ис следователи указ ывают на раз личные аспекты его форм ирования, раз вития и про явления. Например, М. А. Маслин пишет: «Народничество – 1) об щественное движение по следней трети XIX – на чала XX в.; 2) особ ое явление русской культ уры; 3) идеология, со ставившая комп лекс эконом ических, по литических, со циалистических, философско-со циологических теорий сам обытности русского пути об щественного раз вития»[17]. Нас, без условно, в пер вую очередь, инт ересуют пер вое по ложение. Народничество про шло в России путь от не больших кружков до революционных орган изаций, и, что по казательно, идеология на родничества со храняла сво ю сил у и по пулярность даже по сле Октябрьской революции 1917 год а, а в из вестном смысле бы ла усвоена теорией и прак тикой официального марксизма-ленинизма.
На раз витие на роднического движения определен ное влияние оказала философия Западной Европы. Народничество форм ировалось на так их идейных традициях европейской мысли, как во ззрения Дж. С. Милля, П. Ж. Прудона, Л. Фейербаха, Г. Гегеля, И. Канта. Наиболее авто ритетными пре дставлялись раб оты Сен-Симона, Фурье и друг их французских со циалистов. Философские идеи на родничества в пер вую очередь не посредственно связаны с по зитивизмом О. Конта и Г. Спенсера. Народничество, творчески пер ерабатывая идеи французского про свещения, адаптировало его во круг базовых цен ностей: со циального де мократизма и сво боды личности.
Устойчивое употребление термина «на родничество» рос сийским об ществом на чалось со второй по ловины 1870-х гг., с об разования тайного об щества «Земля и во ля», члены кот орого и ста ли им еновать себя на родниками. В по следние де сятилетия XIX в. контуры по нятия «на родничество» ста ли рас плываться. В многочисленных раб отах либеральных и де мократически на строенных ис ториков и публицистов употребление термина ста ло носить все менее определен ный характер . В энциклопедическом слов аре Брокгауза и Ефрона С. А. Венгеров утв ерждал, что слов о «на родничество» не им еет вполне точного знач ения. Это по нятие, указ ывал авто р, «час то употреблялось и употребляется как синоним де мократизма и во обще инт ереса к на роду»[18]. Носители на родничества вполне ис кренне считали себя вы разителями крестьянских инт ересов. Они ис ходили из при знания сам обытности об щественно-по литического раз вития сво его на рода. Свои на дежды русские на родники не изменно связывали с особ енностями крестьянской жизни по реформенной России.
Для складывания на родничества в определен ную сис тему взглядов, нужны бы ли конкретные теоретические пре дпосылки. В этом от ношении след ует об ратить вним ание на славянофилов. В ожесточенных спор ах с за падниками еще в 1840-е гг. славянофилы утв ерждали, что Россия во все не до лжна идти в сво ем раз витии путем Западной Европы. Патриархальность русского крестьянина, его врожденная со борность на стойчиво про пагандировались славянофилами в качестве величайших до стоинств русского на рода и его ис торической суд ьбы. Тем сам ым они со действовали по вороту со циалистической мысли России в сто рону на родной сам обытности, с кот орого и на чиналось на родничество.