1 Теоретические аспекты становления права социального обеспечения
1.1 Возникновение государственного социального обеспечения в России
1.2 Понятие, функции и формы социального обеспечения
2 Практика становления и развития права социального обеспечения в России
2.1 Становление права социального обеспечения в досоветский период и период СССР
2.2 Становление права социального обеспечения в современной России
2.3 Основные направления и перспективы развития социального обеспечения в современной России
1 Теоретические аспекты становления права социального обеспечения
1.1 Возникновение государственного социального обеспечения в России
История возникновения, становления и развития социального обеспечения уходит своими корнями вглубь веков. Социальное обеспечение имеет предпосылки возникновения в том, что существование человеческого общества невозможно без взаимной поддержки, оказываемой людьми в экстремальных ситуациях (стихийные бедствия, смерть близких), в преодолении жизненных трудностей, защите социально слабых, в усилиях по разрешению личностных кризисов и конфликтов и др.
История свидетельствует, что в России существует почти тысячелетняя традиция социальной поддержки. Известный ученый С.М. Соловьев отмечал, что, в отличие от воинственных германцев и литовцев, избавлявшихся от «лишних, слабых и увечных» сородичей и истреблявших пленных, наши далекие предки были милостивы к старым и малым соплеменникам, а также пленным, которые по прошествии известного срока могли вернуться в родные места или «остаться жить между славянами в качестве людей вольных или друзей». Они привечали и любили странников, отличались редким гостеприимством [10, с.24].
В основе модели отечественного социального обеспечения лежит идея соборности, которая в литературе трактуется как «социальность, как глубочайшее основание всей действительности, как глубочайшая и интимнейшая потребность каждой отдельной личности, как то, в жертву чему должно быть принесено решительно все. Это общее животрепещущее социальное тело, в котором каждая личность не больше как один из бесчисленных органов или клеток, перешло из старого мировоззрения... в примат общественности и народности, в чувство бесконечной, напряженной ответственности перед народом...» [16, с.13].
Социальное обеспечение в простейших формах благотворительности было известно уже древним славянам. Однако систематический характер благотворительность приобрела после Крещения Руси.
Основным двигательным механизмом по стимулированию проведения социального обеспечения в отношении малоимущего слоя населения было христианство. Именно принятие христианства сподвигло государство на более эффективную реализацию социального обеспечения людей. Тем не менее, принятие христианства не являлось отправной точкой в запуске функционирования социального обеспечения, так как ещё до князя Владимира население уже обеспечивалось элементарными средствами обеспечения (еда, вода), но это носило исключительно благотворительный характер и данные моменты не являлись постоянными.
В 988 году князем Владимиром было принято христианство. Это кардинальным образом повлияло на развитие частоты оказания социальной поддержки в области социального обеспечения. Начиная с момента принятия христианства государство стало пронизывать чувство любви и долга перед имущественным и соматическим состоянием ближнего. При этом всё ещё использовался исключительно только один метод социальной поддержки - кормление нищих. Данный способ социальной поддержки в основном использовали князья, которые в особенности ощущали долг перед необходимостью социального обеспечения бедного населения. На тот момент проблема заключалась в том, что данная благотворительность не имела структурированного характера. В связи с этим князь Владимир в 996 году принимает закон, в соответствии с которым роль по обеспечению социальной поддержки передавалась духовенству, представляемому патриархом [6, с. 24]. Тем самым запускается процесс зарождения социального обеспечения в нормативно-правовом характере.
Основным финансовым источником церквей являлась десятина. С помощью десятины откладывалась десятая часть от любого вида имущества, участвующего в процессе торгов. Таким образом, князь Владимир таким законодательным актом установил слабо видимую, но первоначальную структуризацию социального обеспечения. Примечательно, что несмотря на делегирование определённого ряда полномочий на духовенство в сфере социального обеспечения, продолжала функционировать тривиальная благотворительность, она по-прежнему являлась бессистемным средством поддержки, осуществляющаяся исключительно из благодетельных побуждений князей. Помимо всего прочего, князь Владимир учредил первые богадельни в которых нищие и убогие могли получить необходимое пропитание и жилище.