Налоговые органы - это государственные учреждения, отвечающие за сбор, исчисление и уплату налогов в бюджет, в соответствии с действующим налоговым законодательством.
В России налоговыми органами являются Федеральная налоговая служба и её подразделения.
Актуальность изучения выбранной темы обусловлена тем, что повышение эффективности контрольной работы – важнейшая составляющая в деятельности налоговых органов с точки зрения обеспечения доходов бюджета, связанной с функционированием налоговой службы.
Цель курсовой работы – изучение организации и методов контрольной работы налоговых органов и исследование путей повышения их эффективности.
В соответствии с поставленной целью были разработаны следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы работы налоговых органов;
- провести анализ эффективности контрольной работы Межрайонной ИФНС России № 5 по Нижегородской области;
- рассмотреть пути повышения эффективности контрольной работы Межрайонной ИФНС России № 5 по Нижегородской области.
Предметом исследования выступают налоговые органы РФ.
Объект исследования курсовой работы - Межрайонная ИФНС России № 5 по Нижегородской области.
Основным методом исследования является изучение научных источников. Также используются общенаучные методы, в том числе классификация, дедукция, синтез, логический анализ, причинно-следственный анализ, группировка, обобщение, абстрагирование, контент-анализ, восхождение от абстрактного к конкретному.
- Теоретические основы работы налоговых органов
1.1 Состав, структура и функции налоговых органов
Важная роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства.
Система налоговых органов в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику.
Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России.
Основные функции, возложенные на ФНС России по контролю и надзору:
- за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
- за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
- за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
- за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
- за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.
ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:
- государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
- представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.
ФНС России находится в ведении Минфина России.
ФНС России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о ФНС России.
ФНС России ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.
Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом, но в то же время находится в вертикальной подчиненности и входит в единую централизованную систему.
Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.
Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.
Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы:
- для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;
- для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;
- для проведения налоговых проверок.
На межрегиональном уровне также существует семь межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах:
- разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализаций нефти и нефтепродуктов;
- разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация природного газа;
- производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;
- электроэнергетика, в том числе производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии;
- производство и реализация продукции металлургической промышленности;
- оказание транспортных услуг;
- оказание услуг связи.
Налоговые службы на уровне субъектов РФ (республик, краев) выполняют следующие задачи:
- осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта РФ;
- обеспечивают поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.
Руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ назначает руководитель ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему субъекту Федерации.
Можно выделить два вида инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня:
- инспекции ФНС России, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов;
- инспекции ФНС России, осуществляющие налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.
Права налоговых органов в соответствии со ст. 31 НК РФ:
- требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (данное право реализуется при проведении налогового контроля; порядок истребования документов рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
- проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (проверки могут быть камеральными и выездными);
- приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков в порядке, предусмотренном НК РФ (операции по счетам приостанавливаются чаще всего в случае непредставления налоговых деклараций в срок, установленный законом, или в качестве одной из мер, обеспечивающих поступление налогов в бюджеты всех уровней; в случае непредставления декларации в установленный срок операции по счету приостанавливаются до момента ее представления; арест на имущество налагается в случаях, предусмотренных налоговым законодательством);
- производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений (выемка документов проводится, когда имеется достаточно оснований полагать, что документы будут сокрыты, изменены или уничтожены);
- осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (осмотр помещения производится в рамках выездной налоговой проверки);
- определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основе имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (суммы налогов определяются расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги);
- взыскивать в бес спорном по рядке с юридических лиц не доимки по на логам и сборам, а так же взыскивать пени в по рядке, установлен ном НК РФ (штрафные санкции взыскиваются тол ько в суд ебном по рядке; с инд ивидуальных пре дпринимателей и физических лиц все вид ы не доимок взыскиваются тол ько в суд ебном по рядке; с юридических лиц — в бес спорном или суд ебном по рядке);
- требовать от банк ов до кументы, по дтверждающие ис полнение плат ежных по ручений на логоплательщиков (это требование реализуется в по рядке контроля на логоплательщиков, осуществляющих уплату на логов, а так же банк ов, кот орые, вы ступая в роли на логовых агент ов, пер ечисляют де нежные сред ства в со ответствующий бюджет );
- при влекать для про ведения на логового контроля спец иалистов, экспертов и пер еводчиков (по рядок при влечения для контроля рас смотрен при описании форм и мет одов на логового контроля);
- вы зывать в качестве свидетелей лиц , кот орым могут бы ть из вестны какие-либо об стоятельства, им еющие знач ение для про ведения на логового контроля (свидетель им еет прав о от казаться от дачи по казаний в слу чаях, пре дусмотренных за конодательством; при этом об язательно со ставляется про токол опроса свидетеля);
- за являть ходатайства об аннулировании или при остановлении де йствия вы данных юридическим и физическим лиц ам лиц ензий на прав о осуществлен ия определен ных вид ов де ятельности (дан ное прав о реализуется в слу чае грубых на рушений на логового за конодательства, кот орые мож но квал ифицировать как пре ступления, а так же не уплаты (не полной) уплаты на логов);
- пре дъявлять в суд ы об щей юрисдикции или арбитраж ные суд ы ис ки по во просам, связанным с на логообложением (для на логоплательщиков —физических лиц — суд об щей юрисдикции, для юридических лиц — арбитраж ный суд ).
Обязанности на логовых орган ов в со ответствии со ст. 32 НКРФ:
- со блюдать за конодательство о на логах и сборах —главная об язанность на логовых орган ов и их до лжностных лиц (за конодательством пре дусмотрено, что при на рушении за кона на логовыми орган ами на логоплательщик им еет прав о взыскать убытки, при чиненные их не правомерными де йствиями);
- осуществлять контроль со блюдения за конодательства о на логах и сборах, а так же при нятых в со ответствии с ним норм ативных прав овых акт ов (по рядок осуществлен ия на логового контроля строго регламентирован НК РФ и иными за конодательными и норм ативными акт ами);
- вес ти в установлен ном по рядке учет на логоплательщиков, включающий в себя сво евременную по становку на на логовый учет , при своение ИНН, КПП, сво евременное снятие с учет а на логоплательщика и т.д.;
- про водить раз ъяснительную раб оту по при менению на логового за конодательства и друг их за конодательных и норм ативных прав овых акт ов, бес платно инф ормировать на логоплательщиков о де йствующих на логах и сборах, пре дставлять форм ы установлен ной от четности и раз ъяснять по рядок их за полнения, давать раз ъяснения о по рядке ис числения и уплаты на логов и сборов (след ует им еть в вид у, что на логовый орган об язан от ветить на за прос на логоплательщика в течение 30 дней);
- осуществлять во зврат или за чет из лишне уплаченных или из лишне взысканных сумм на логов, пеней и штрафов (на логовые орган ы об язаны при нять решение об их за чете или во зврате в течение 30 дней);
- со блюдать на логовую тайну (по нятие «на логовая тайна» во зникает с момента по становки на логоплательщика на на логовый учет и за ключается в том, что на логовый орган об язан хранить и не раз глашать инф ормацию о на логоплательщике —его учредителях, месте жительства, местонахождении, его об оротов по реализации и т.д.).
Таможенные орган ы. Основной об язанностью таможенных орган ов является контроль уплаты на логов при пер емещении товар ов через таможенную границу РФ. Кроме того, они вы полняют ряд функций на логовых орган ов.
Таможенные орган ы взимают на логи в со ответствии с таможенным за конодательством и друг ими феде ральными за конами, а так же с учет ом по ложений НК РФ. При этом Таможенный и Налоговый кодексы Российской Федерации существ енно раз личаются, в том числе в от ношении сфер взимания на логов (таможенная по шлина, на лог на до бавленную сто имость, акцизы), по лномочий, про цедур де лопроизводства, при нятия решений и т.д.
Однако до лжностные лиц а таможенных орган ов ис полняют все об язанности до лжностных лиц на логовых орган ов, а так же друг ие об язанности, пре дусмотренные таможенным за конодательством.