Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования и реализации инвестирования сферы туризма
1.1 Сущность и содержание инвестиций в сфере туризма
1.2. Инструменты реализации региональной инвестиции туризма
1.3 Правовые основы инвестирования в сферу туризма РФ
Глава 2. Анализ реализации инвестиционный сферы туризма в Нижегородской области
2.1. Анализ состояния и развития инвестиции в сфере туризма Нижегородской области
2.2. Анализ механизма реализации инвестиций в сфере туризма в Нижегородской области
2.3 Проблемы реализации инвестиций в туризм Нижегородской области
Глава 3. Предложения по совершенствованию инвестиции сферы туризма в Нижегородской области
3.1 Мероприятия по развитию инвестиций в сфере туризма Нижегородской области
3.2 Реализация мероприятий по развитию инвестиций в сфере туризма Нижегородской области и оценка эффективности
Заключение
Список литературы
Туризм является одним из ведущих и наиболее динамичных секторов экономики, и за быстрые темпы развития он признан экономическим феноменом века. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), комплексное обслуживание одного туриста эквивалентно созданию 9 новых рабочих мест, стоимость создания которых в несколько раз ниже по сравнению с другими секторами национальной экономики. В ближайшие 10 лет туризм останется крупнейшим источником создания рабочих мест в европейских странах. Каждый год количество вакансий в туристическом секторе увеличивается на 1%, что делает туризм крупнейшим производителем рабочих мест в Европе, наряду с телекоммуникационной и мультимедийной индустриями [3, с.10].
Инвестиции являются важнейшим рычагом управления развитием туризма как в стране в целом, так и в конкретном регионе. Необходимо анализировать и прогнозировать их при разработке мер по созданию материально-технической базы туризма, при разработке схем размещения и развития туристических объектов, при прогнозировании налогов, при создании баз данных инвестиционных проектов в сфере туризма, при проведении мероприятий по стандартизации, сертификации туристских продуктов, при планировании занятости и доходов населения,
Актуальность темы исследования заключается в том, что туризм является одним из наиболее перспективных направлений развития региона, способствует эффективному использованию богатейшего природного и культурно-исторического наследия, присоединение к которому, с одной стороны, служит расширению культурной компетенции, улучшению здоровья и расслабление граждан, а с другой стороны, экономическое развитие, решение проблем занятости в малых городах и поселках и привлечение дополнительных средств в экономику региона.
Цель исследования: проанализировать механизм развития и инвестирования сферы туризма в Нижегородской области.
Объект исследования: развитие туризма в Нижегородской области.
Предмет исследования: проблемы развития и инвестирования туризма в Нижегородской области.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
- Рассмотрены теоретические аспекты развития и инвестирования сферы туризма;
- Проведен анализ состояния инвестиций в сферу туризма Нижегородской области;
- Предложены мероприятия по развитию инвестиций в сфере туризма Нижегородской области.
Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды, результаты и выводы ученых, менеджеров и маркетологов, экспертов по вопросам развития туризма, посвященные теории и практике туризма.
Исследование основано на концепции развития туризма в России Н.В. Кротовой, принципах и идеях социально-экономического развития регионов как фактора формирования спроса на туристические услуги (Н.Н. Даниленко, А.Д. Чудновский).
Были использованы основные подходы развития туризма на региональном уровне (А.Б. Здорова, В.А. Квартальнова и др.), Теоретические выводы и рекомендации по развитию туризма как ресурса экономического и социокультурного развития региона (Е.Г. Моисеева, Е.О. Милиция, И.Н.Свиридова и др.).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА
1.1 Сущность и содержание инвестиций в сфере туризма
Инвестиции играют существенную роль в функционировании и развитии экономики регионов и страны в целом. Изменения в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей хозяйства.
Развитие туризма в настоящее время заметно отстает от реальных возможностей, определяемых уникальными для каждого региона РФ природно-географическими условиями, наличием индивидуальных исторических и национальных черт, культурных памятников. Причиной такого отставания является недостаточное использование туристского потенциала. Соответственно, эффективной реализации туристских ресурсов территорий препятствует действие целого ряда нерешенных проблем и сложностей организационного, нормативно-правового, научно-технического, производственного и финансового характера. Среди них важнейшим выступает недостаточное развитие туристской инфраструктуры. В частности, это невысокий уровень развития гостиничного комплекса, а также относительно слабый (по сравнению с мировым) уровень услуг, оказываемых зарубежным и отечественным туристам. Поэтому для максимальной реализации туристского потенциала территорий требует более пристального внимания важнейший в настоящее время аспект – инвестиционный. Активное привлечение инвестиций в практику территориального хозяйствования могло бы внести значительный вклад в развитие туристской индустрии регионов.
Сущность инвестиций рассматривалась многими зарубежными и отечественными учеными. Различные модификации определений дефиниции «инвестиции» отражают множественность подходов к пониманию их экономической сущности. В значительной степени это обусловлено экономической эволюцией, спецификой конкретных этапов историко-экономического развития, господствующих форм и методов хозяйствования.
Обращение к трактовке термина «инвестиции» в зарубежной экономической литературе показывает, что в различных школах и направлениях экономической мысли определения понятия «инвестиции» содержат общую существенную черту – связь инвестиций с получением дохода как целевой установки инвестора [13, c. 160].
В наиболее общем виде инвестиции понимаются как вложения капитала с целью его увеличения в будущем. Такой подход к определению понятия «инвестиции» господствует как в европейской, так и в американской методологии.
Вместе с тем нередко встречается позиция, в соответствии с которой предлагается различать категории «инвестиции», с одной стороны, и «вложения капитала», с другой стороны, на том основании, что отличительным признаком инвестиций является производительный характер данной категории. При этом под «инвестициями» понимается, как правило, приобретение средств производства, а под «вложениями капитала» – покупка финансовых активов. Существует и другой подход к определению инвестиций, обусловленный возросшим значением рынка ценных бумаг как механизма, опосредующего перемещение реального капитала в странах с развитой рыночной экономикой. В его рамках «инвестиции» определяются как вложения в ценные бумаги.
Следует отметить, что развитие рыночных отношений связано с ростом многообразия объектов инвестирования, в состав которых входят различные виды как реальных активов, так и финансовых инструментов. При этом в примитивных экономиках основная часть инвестиций относится к реальным активам, в то время как в современной экономике большая часть инвестиций представлена ценными бумагами.
В исследованиях, посвященных проблемам инвестирования, инвестиции определяются как способ помещения капитала, который должен обеспечить сохранение или возрастание стоимости капитала и (или) принести положительную величину дохода. Инвестиция – это любой инструмент, в который можно поместить деньги, рассчитывая сохранить или умножить их стоимость и (или) обеспечить положительную величину дохода. Таким образом, учет многообразных форм инвестиций осуществляется на основе более широкой трактовки инвестиций как любого вложения капитала, направленного на его прирост. Такой подход определяет в качестве существенного признака инвестиций не характер вложений, а связь инвестиций с возрастанием капитала (получением дохода).
Цель инвестиции в сфере туризма по значению и уровню образований - реализация стратегического плана экономического и социального развития страны, туристского предприятия [6, c. 158]. В любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем отечественной экономики и повышение эффективности туристского производства.
Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без наличия четкого механизма ее реализации, который включает в себя:
- выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;
- определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
- создание необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций;
- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и туристскую сферу.
Инвестиционная политика в сфере туризма может осуществляться на различных уровнях, но все они находятся в тесной взаимосвязи между собой.
Определяющей является государственная инвестиционная политика, которая создает цивилизованные «правила игры» в области инвестиций и способствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях. Инвестиционная политика на государственном уровне должна способствовать оживлению инвестиционной деятельности на региональном уровне.
В ряде работ под инвестициями понимаются все виды имущества и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты инвестиционной сферы, в результате чего достигается экономический и социальный эффекты. В состав этих ценностей входят:
- движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование, другие материальные ценности);
- денежные средства, банковские вклады, кредиты, ценные бумаги;
- интеллектуальные ценности: авторские права, лицензии и т. д.;
- право пользования землей и другими природными ресурсами, иные имущественные права.