Введение
Глава 1. Сущность кредитного менеджмента
- Необходимость кредитного менеджмента на предприятии
1.2. Кредитный менеджмент как часть финансового менеджмента
Глава 2. Развитие кредитного менеджмента на предприятии
2.1. Основные направления реализации кредитного менеджмента
2.2.Организация работы и функции кредитного
отдела предприятия
2.3. Оценка кредитоспособности покупателя как элемент
кредитного менеджмента
2.4. Использование кредитного менеджмента при
установлении договорных отношений с ОАО «-»
Заключение
Литература
Развитие рыночных реформ в Российской Федерации, начатое в конце 80-х годов и продолжающееся на сегодняшний день, вызвало к жизни развитие различных направлений финансово-экономической науки, которая в той или иной мере удовлетворяет потребности хозяйственной практики.
На отдельных этапах наиболее актуальными были маркетинг с его подходами, общий и персональный менеджмент, финансовый анализ и т. д. Представляется, что названные дисциплины, развиваясь интенсивно в той или иной момент времени, выполняли социально-экономические функции, наиболее востребованные в соответствующий временной отрезок.
Такая востребованность, в первую очередь зависела от реального состояния экономики и наиболее важных, первоочередных задач, встававших на повестку дня. В условиях, когда наметилась тенденция к определенному росту в некоторых отраслях промышленности, когда темпы инфляции значительно сократились по сравнению с предшествующими периодами, неплатежи стали фактором, сдерживающим эффективную финансово-хозяйственную деятельность предприятий. В результате на балансах хозяйствующих субъектов нарастает как дебиторская, так и кредиторская задолженность, что значительно ухудшает их возможности для проведения как активных, так и пассивных операций.
В процессе выполнения темы данной работы планируется решить следующие задачи:
- обосновать необходимость кредитного менеджмента на предприятиях в современных российских условиях;
- определить основные направления кредитного менеджмента у хозяйствующих субъектов;
- показать необходимость использования подходов кредитного менеджмента как части финансового менеджмента при разработке и реализации решений по управлению финансами предприятий.
- выяснить негативные последствия нарушения принципов реализации кредитного менеджмента;
- уточнить методику оценки кредитоспособности предприятий при осуществлении кредитного менеджмента, для недопущения отрицательного влияния на финансово-хозяйственные результаты.
Глава 1. Сущность кредитного менеджмента
1.1. Необходимость кредитного менеджмента на предприятии
Трудности в производственно-коммерческой деятельности зачастую происходят из-за неумения и нежелания управлять финансами, в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми теорией и практикой финансового менеджмента.
Основные его функции концентрируются в трех направлениях: управление активами, управление пассивами и решения в области инвестиций. Каждое из этих направлений весьма важно и требует самостоятельной проработки и реализации. Решаются разные вопросы, например, какой должна быть структура активов, как предприятие должно с ними работать, где главные проблемы.
Все это осуществляется в рамках финансового менеджмента на предприятии в процессе управления активами и пассивами.
Для того, чтобы сделать процесс эффективным нужно понимать, что скрывается за дебиторской задолженностью. Возникает она по различным обстоятельствам из-за низкой платежной дисциплины, несмотря на усилия Правительства Российской Федерации (см. например Постановление «О мерах по регулированию взаимной просроченной задолженности») [6, с.5]. При предварительной оплате товаров, работ, услуг покупателем дебиторская задолженность исключена, однако поскольку в большинстве случаев товары, работы и услуги предоставляются российскими предприятиями без предварительной оплаты, после отгрузки продукции, выполнения работ, оказания услуг, покупатель часто нарушает условия договоров, в результате у предприятия-поставщика возникает на балансе дебиторская задолженность. Далее развивается весь комплекс проблем, поскольку часто задолженность, с самого начала является фактически просроченной.
И часто, несмотря на правовую проработку обеспечения платежа, путем выставления исков в арбитражный и прочие суды, результаты оказываются неудовлетворительными.
Новое понимание дебиторской задолженности, по-видимому, должно заключаться в том, что за ней скрываются кредитные отношения, коммерческий кредит. А если это так, то на партнера - контрагента нужно смотреть как на заемщика по коммерческому кредиту. На предприятиях должны быть созданы соответствующие центры ответственности по работе с дебиторами-заемщиками, наиболее совершенной формой, которых являются кредитные отделы, что, подтверждается существующей международной практикой.
Таким образом, каждый хозяйствующий субъект должен проводить самостоятельную кредитную политику, которой призваны заниматься специально подготовленные менеджеры с высоким уровнем квалификации, конкретно - кредитные менеджеры. В этом смысле, предприятие должно уподобиться коммерческому банку и работать с партнерами, осуществляя соответствующие принципы кредитования, конечно со спецификой, присущей промышленному, торговому или иному предприятию. Необходимость кредитного менеджмента на российских предприятиях - требование времени.