Введение.
Глава 1. Понятие и классификация реорганизации
1.1. Правовая природа института реорганизации хозяйственных обществ.
1.2. Классификация видов реорганизации юридических лиц.
Глава 2. Формы принудительной реорганизации хозяйствующих
субъектов.
2.1. Выделение как форма принудительной организации.
2.2. Разделение как форма принудительной реорганизации.
Заключение.
Список литературы
Тема реорганизации юридических лиц достаточно сложна. Реорганизация представляет собой специфический способ прекращения действующих и образования новых юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим. В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, которые являются обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.
Согласно теме, принудительная реорганизация представляет собой предусмотренное законодательством волевое решение Федеральной антимонопольной службы о разделении или выделении из состава коммерческих организаций, занимающих доминирующее положение и совершивших два или более нарушений антимонопольного законодательства, одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, при условии, что это приведет к развитию конкуренции.
Принудительная реорганизация может осуществляться в форме выделения либо разделения хозяйствующих субъектов (иные формы реорганизации в данном случае не применяются).
Реорганизация является одной из важнейших операций, направленных на оптимизацию организации производства, а стало быть, на повышение его эффективности, что и обуславливает актуальность выбранной темы, ведь в международном законодательстве и в законодательстве всех развитых стран реорганизации уделяется большое внимание, поскольку она рассматривается в как один из ключевых элементов регулирования.
Целью данной работы является более широкое изучение форм принудительной реорганизации, чем предоставленные нормами ГК РФ.
Глава 1. Понятие и классификация реорганизации
1.1 Правовая природа института реорганизации хозяйственных обществ
Предпосылки законодательного оформления института реорганизации возникли на определенном этапе развития капиталистических отношений, когда утвердилась общая тенденция концентрации капиталов и производства, комбинирования отдельных стадий производства и стремления к монополистическому положению на рынке. Соответственно из известных современному правопорядку способов реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование) в историческом плане первым формируется слияние и определяемое как его разновидность присоединение. Один из первых российских примеров объединения компаний - учреждение Российско - Американской компании в Иркутске на основании акта, учиненного компаньонами 3 августа 1798 г[1].
Однако имевшиеся немногочисленные примеры слияния отдельных компаний в дореволюционный практике не позволяли говорить о формировании института реорганизации. Раннее советское законодательство прямо не предусматривало процедуры реорганизации юридических лиц. Статья 289 ГК РСФСР 1922 г. содержала перечень оснований прекращения организаций, среди которых такой процедуры, как реорганизация, не значилось[2]. Но в то же время п. «б» ст. 364 первого ГК советской республики устанавливал возможность слияния акционерных обществ (АО).
Таким образом, в законодательстве СССР практически отсутствовало регулирование отдельных видов реорганизации юридических лиц, несмотря на очевидность их специфики. Учитывая, что идентичная регламентация отношений, возникающих при разделении юридических лиц либо в случае преобразования юридического лица в другую организационно - правовую форму, невозможна, такое правовое регулирование сложного и многообразного процесса реорганизации юридических лиц с помощью единичных норм, устанавливающих лишь общие абстрактные правила, продемонстрировало в ходе правоприменительной практики свою полную несостоятельность.
В качестве самостоятельного правового института реорганизация юридических лиц впервые появляется в ГК РСФСР 1964 г., который посвятил вопросам реорганизации лишь три короткие статьи (Ст. 37, 38 и 39)[3].
Следующий этап развития исторически связан с периодом становления правовой системы России. В новых принятых актах впервые нормативно закрепляются такие виды реорганизации как выделение и преобразование, ставшие в дальнейшем правовой основой процесса приватизации государственных и муниципальных предприятий. Таким образом, принятые нормативные акты до 1994 г. носят в основном специальный характер.
Для правильного объяснения существа института реорганизации необходимо сместить акцент с внешней стороны сопутствующих правоотношений на внутренние, в свете чего под процедурами разделения (выделения) либо слияния (присоединения) следует подразумевать дробление либо консолидацию капиталов участниками юридического лица. Так, последнее является искусственным субъектом, созданным законом лишь для условной «привязки» к нему субъективных прав и обязанностей, которые в действительности принадлежат его участникам - физическим лицам.
[1] Тихменев П. Историческое обозрение образования Российко-Американской компании и действие ее до настоящего времени. Ч.1-2 СПб., 1863
[2] Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917-1991/ Под ред. О.И. Чистякова.-М., 1997. С. 163
[3] Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. (ГК РСФСР) (с изменениями от 22 июня 1970 г., 12 декабря 1973 г., 1 марта, 18 декабря 1974 г., 18 октября 1976 г., 3 февраля, 14 июня 1977 г., 20 февраля 1985 г., 28 мая 1986 г., 24 февраля 1987 г., 5 января 1988 г., 16 января 1990 г., 21 марта 1991 г., 4 марта, 24 июня, 24 декабря 1992 г., 30 ноября 1994 г., 26 января 1996 г., 14 мая, 26 ноября 2001 г.) //Ведомости Верховного Совета РСФСР от 18 июня 1964 г.