Введение.
Глава 1. Реструктуризация как стратегия развития предприятия
1.1 Реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
1.1.1. Термин реструктуризация.
1.1.2. Этапы реструктуризация.
1.2 Причины кризисов предприятий
1.3 Классификация кризисных ситуаций
1.4 Цели реструктуризации и критерии их достижения
Глава 2. Реструктуризация в России на примере реструктуризации банковской системы
2.1 Необходимость реструктуризации банковской системы.
2.2 Проблемы банковской системы.
2.3 Схема развития кризиса платежеспособности банка
2.4 Методология реструктуризации.
2.5 Комплекс мер по реструктуризации банковской системы.
2.6 О роли и месте АРКО в оздоровлении банковской системы России.
2.7 Использование банковского консалтинга.
2.8 Роль банковских технологий.
- Процесс реструктуризации банков в России.
Заключение.
Список использованной литературы
За рубежом понятие «реструктуризация» давно превратилось в образ жизнедеятельности компаний, в постоянный процесс, без которого невозможно удержаться на рынке. В условиях рыночной экономики неизбежно возникают кризисные ситуации как для системы в целом, так и для отдельных хозяйствующих субъектов.
Организация новых производственных структур на основе продуманного реформирования предприятий – залог устойчивого роста экономики, укрепление межотраслевых и региональных связей, ускорения технического перевооружения производства и выпуска конкурентоспособной продукции.
Во второй половине XX века в мире произошли крупные перемены в формах собственности вследствие концентрации производства и создания корпораций, способствующих сращиванию промышленного, торгового и финансового капиталов.
Это потребовало усиления воздействия государства на регулирование не только финансов,
но и производственной, коммерческой деятельности хозяйственных структур. В данных условия частная собственность более органично сочетается с коллективной ее формой. На этой основе получила развитие смешанная рыночная система хозяйствования.
На жизнеспособность корпораций воздействуют различные организационно-экономические факторы. В Японии, например, большое значение придают росту технического уровня производства, усилению роли фундаментальной и прикладной наук в создании новейших технологий, экономическому стимулированию повышения производительности труда и улучшению потребительских свойств конкурентоспособных изделий. В связи с усилением ориентации на эффективность производства предприятия используют развитую маркетинговую службы с учетом перспективы. Благодаря этому японская продукция занимает видное место на международных рынках.
Немаловажно улучшение размещения коммерческих а также государственных банков в связи с созданием крупных корпораций и усилением роли кредитной системы в развитии производства. Словом одна из неотложных задач состоит в том чтобы повысить роль инфраструктуры в использовании интенсивных факторов экономического роста. Именно такой путь развития производства и повышения социальной направленности рынка имеет первостепенное значение.
В России экономический рост затруднен систематической нехваткой средств для финансирования производства и чрезмерно высокими процентами по банковским кредитам. Пока еще кредитно-банковская система страны не реализует свои возможности в обеспечении роста производства ВВП. В частности, кредит из-за чрезмерно высоких процентов не служит реальным фактором развития промышленности и агропромышленного комплекса. Вследствие взрыва в августе 1998 г. финансовой системы многие коммерческие банки обанкротились. Назрела необходимость в корректировке законов о Центральном Банке и о порядке функционирования коммерческих банков. Для лучшего использования преимуществ рыночных отношений следует внести коррективы в структуру и размещение банков, а также в порядок их деятельности, отвечающей интересам людей.
Принимая во внимание известную реплику о том, что к концу кризисного периода в России останется до 300 банков, можно прогнозировать, что процесс реструктуризации российской банковской системы «сверху» будет заключаться в поощрении и стимулировании концентрации банковского капитала, например, путем создания многофилиальных кредитных учреждений на базе существующих банков. Можно предположить, что такой процесс будет превалировать в развитии российской банковской системы, пока начало экономического подъема не потребует чисто количественного ее роста. Отсюда ясно, что лидерами в этом процессе могут стать средние банки, достаточно сильные, чтобы взять на себя роль локальных организующих центров этой обновленной банковской системы, и достаточно гибкие, чтобы интегрировать специфику деятельности и клиентуры всех концентрирующихся вокруг более слабых банков.
- Реструктуризация как стратегия развития предприятия
1.1 Реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
1.1.1. Термин реструктуризация
В переводе с английского "реструктуризация" (restructuring) - это перестройка структуры чего-либо. Латинское слово структура (structura) означает порядок, расположение, строение. Если рассматривать компанию как сложную систему, подверженную влиянию факторов внешнего окружения и внутренней среды, то термину "реструктуризация компании" можно дать следующее определение:
Реструктуризация компании - это изменение структуры компании (иными словами порядка, расположения ее элементов), а также элементов, формирующих ее бизнес, под влиянием факторов либо внешней, либо внутренней среды (Рисунок 1). Реструктуризация включает: совершенствование системы управления, финансово-экономической политики компании, ее операционной деятельности, системы маркетинга и сбыта, управления персоналом [27].
Основной причиной, почему компании стремятся к реструктуризации, обычно является низкая эффективность их деятельности, которая выражается в неудовлетворительных финансовых показателях, в нехватке оборотных средств, в высоком уровне дебиторской и кредиторской задолженности.
Впрочем, и успешные компании часто проводят структурные преобразования. Ведь любая модификация масштабов бизнеса или рыночных условий требует адекватного изменения системы управления и проведения реструктуризационных программ.
С какими целями проводится реструктуризация? Традиционно собственники и менеджмент компании преследуют две цели: это повышение конкурентоспособности компании с последующим увеличением ее стоимости. В зависимости от целевых установок и стратегии компании определяется одна из форм реструктуризации: оперативная или стратегическая.
Оперативная реструктуризация предполагает изменение структуры компании с целью ее финансового оздоровления (если компания находится в кризисном состоянии), или с целью улучшения платежеспособности. Она проводится за счет внутренних источников компании с помощью инструментария сокращения и "выпрямления" (перехода от косвенных к прямым издержкам) издержек, выделения и продажи непрофильных и вспомогательных бизнесов. Результатом оперативной реструктуризации является получение прозрачной и более управляемой компании, в которой собственники и менеджеры уже могут понять, какие бизнесы следует развивать, а от каких избавляться. Оперативная реструктуризация способствует улучшению результатов деятельности предприятия в краткосрочном периоде и создает предпосылки для проведения дальнейшей, стратегической реструктуризации.