Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что современное корпоративное управление направлено на повышение стоимости компании. В связи с этим, главной функцией корпоративного управления стоимостью становится обеспечение условий для высокоэффективной работы корпорации в интересах собственников компании.
Таким образом, выделяя корпоративное управление, важно отметить специфику корпораций – управление построено на приоритетах высшего руководства в разработке стратегии развития компании.
Как показывает современная практика работы отечественных и зарубежных корпораций, наибольший эффект получают те компании, которые имеют высокие стандарты корпоративности и используют все возможности повышения стоимости капитала. Очень часто, в целях укрупнения бизнеса, многие корпорации используют такой способ как реорганизация бизнеса в форме слияния и поглощения.
В ходе осуществления глобальных процессов укрупнения на рынке появляются влиятельные и могущественные корпорации, обладающие высоким уровнем производственного потенциала
В современном бизнес - сообществе подобные процессы охватывают практически все страны мира. Слияние и поглощение становится неотъемлемым атрибутом современной экономики, который имеет огромное значение для успешного развития бизнеса и экономики государства.
Эффективно управляемые компании, как правило, вносят более значительный вклад в национальную экономику и развитие общества в целом. Огромные корпорации более устойчивы с точки зрения финансового обеспечения. Компания, образованная путем слияния или в результате поглощения обеспечивает создание большей стоимости для акционеров, сотрудников компании, местных общин, а также стран в целом. Именно это отличает их от неэффективно управляемых мелких и средних компаний.
Цель работы – рассмотреть особенности организации управления стоимостью компании на основе сделок слияния и поглощений.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты управления стоимостью компаний.
2. Провести анализ эффективности управления стоимостью компании на основе сделок слияния и поглощений;
Объект исследования - сделка издательства «Эксмо» по покупке издательства «АСТ».
Предмет исследования - управление стоимостью зарубежных и отечественных компаний.
Методы исследования – наблюдение, анализ, статистический, математический, хронологический.
Для реализации поставленных целей и задач использованы учебники и учебные пособия по стратегическому менеджменту, организации управления.
1 Теоретические аспекты управления стоимостью компании
1.1 Понятие, сущность, значение управления стоимостью компании
Формирование эффективной экономической среды в РФ сопряжено с необходимостью нововведений в области концепции ведения бизнеса. Основной предпосылкой формирования концепции ведения бизнеса выступает максимизация дохода на вложенный капитал, что в свою очередь обусловило постановку задачи, заключающейся в максимально возможном увеличении стоимости для акционеров. Увеличение стоимости возможно через постановку системы управления стоимостью, суть которой фактически сводиться к оказанию воздействия на элементы, участвующие в формировании данной системы с целью получения положительного результата. Постановка адекватной системы управления стоимостью требует от владельца бизнеса формирования единой логической системы включающей в себя качественные и количественные показатели. Концепция управления стоимостью является базисом для эффективной реализации механизма принятия стратегических и оперативных решений. Суть концепции управления стоимостью компании заключается в том, что, с точки зрения собственников управление должно быть нацелено на обеспечение роста рыночной стоимости компании и ее акций. Правильно налаженное управление стоимостью означает, что все устремления компании, аналитические методы и приемы менеджмента направлены к одной общей цели: помочь компании максимизировать свою стоимость, строя процесс принятия управленческих решений на ключевых факторах стоимости [5,с.69].
В настоящее время концепция стоимости принята экономическим сообществом в качестве базовой для развития бизнеса. Концепция стоимости советует отказаться от неэффективных бухгалтерских критериев успешности функционирования компании и принимать во внимание только один критерий, наиболее простой и понятный для акционеров и инвесторов – вновь добавленная стоимость.
Руководство компаний должно понимать, что компания находиться в постоянной конкурентной борьбе с другими компаниями за капитал инвесторов и, если фирма не может обеспечивать приемлемого для инвесторов роста стоимости капитала, то она лишается этого ресурса, этого фактора производства, без которого невозможно ее дальнейшее функционирование. Построение системы управления стоимостью начинается с базового уровня и захватывает управленческую и финансовую систему, сложившуюся в компании. Если построить пирамиду концепции управления стоимостью то у ее основания будет находиться Всеобщая философия бизнеса, основанная на приоритетах, ориентированных на решение проблемы компании, выше будет Система взаимоотношений между менеджментом и работниками компании, далее еще выше Инструменты бюджетирования, управленческого учета, функционально - стоимостного анализа, и на самой вершине непосредственно Инструменты стоимостной оценки (методы EVA, и SVA).
Концепция базируется на следующих принципах:
Наиболее приемлемый показатель, позволяющий адекватно оценить деятельность компании – это поток денежных средств, генерируемый компанией.
Новые капитальные вложения компании должны осуществляться только при условии, что они создают новую стоимость. При этом создают стоимость новые инвестиции только тогда, когда рентабельность этих вложений выше затрат на привлечение капитала.
В изменяющихся условиях окружающей экономической среды сочетание активов компании (ее инвестиционный портфель) так же должно меняться с целью обеспечения максимального роста стоимости компании.
При оценке стоимости необходима самая полная информация. Стоимость учитывает долгосрочные перспективы деятельности компании, так как в основе концепции стоимости – прогнозирование денежных потоков, которые в будущем принесут активы компании. Таким образом, в отличие от других показателей, стоимость всегда долгосрочный показатель.
Концепция стоимости позволяет очень просто объяснить причины перелива капитала из одной компании, отрасли, страны в другую.
В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации В.В. Путин провозгласил политику устойчивого и быстрого экономического роста, реализация которой позволит за десятилетие «как минимум удвоить валовой внутренний продукт страны».
В современных представлениях оценочных технологий политика экономического роста является политикой роста стоимости. Экономический механизм «Управления стоимостью» (Value Based Manegnent - VBM), наверное следует признать самой современной и самой эффективной стратегией управления любыми экономическими (социально - экономическими) системами, как компаниями всех сфер деятельности, так и территориями, регионами и страной в целом. Может быть такое утверждение кому - то покажется чересчур смелым.
В современных условиях динамичный рост стоимости может быть обеспечен только в системе «Управления стоимостью» (УС), которая подразумевает постоянный мониторинг динамики стоимости и влияющих на эту динамику факторов. При этом подразумевается выделение ключевых факторов стоимости и управление процессом роста стоимости в первую очередь, за счет работы с этими ключевыми факторами [2,с.144].
Всего несколько лет назад лишь ограниченный круг финансовых аналитиков и топ - менеджеров российских компаний четко представлял себе, что такое «стоимость компании», как она определяется и как можно использовать эту категорию для поиска оптимальных решений по управлению компанией. Однако процесс интеграции российской экономики в мировую рыночную систему не только протекает в сфере чисто материальной, но и оказывает влияние на систему нашего корпоративного мышления, вследствие чего все большее число российских компаний управляются с использованием стоимостных оценок предлагаемых стратегий развития.
Действительно, именно создаваемая для акционеров стоимость в долгосрочной перспективе является наилучшим критерием оптимальности принимаемых управленческих решений. Именно держатели акций, являясь остаточными претендентами на денежные потоки компании, для принятия решений нуждаются, в отличие от любого другого круга заинтересованных лиц (менеджеров, наемных рабочих, общества в целом), в максимально полной информации, мыслят долгосрочными категориями и должны эффективно управлять всеми денежными потоками компании.
Таким образом, управление стоимостью компании с целью ее увеличения в долгосрочной перспективе позволяет в максимальной степени удовлетворить интересы собственников, определить оптимальные стратегические направления своего развития и выработать систему управленческих мер, способствующих достижению поставленных целей [17,с.99].
Процесс управления рыночной стоимостью компании использует в качестве базы доходный подход к оценке компании (бизнеса). В рамках данного подхода стоимость компании представляет собой сумму денежных потоков, которые будут созданы компанией, скорректированных с учетом факторов времени и соответствующих рисков, за вычетом всех требований к компании.
Управление стоимостью принципиально отличается от систем планирования, принятых в 60 ˗ е годы. Оно перестало быть функцией исключительно руководящего аппарата и призвано усовершенствовать принятие решений на всех уровнях организации. В нем изначально заложена предпосылка, что командно ˗ административный стиль принятия решений сверху вниз не приносит должных результатов, особенно в крупных многопрофильных корпорациях. Управление стоимостью требует регулировать баланс наравне с отчетом о прибылях и убытках и поддерживать разумное равновесие между долгосрочными и краткосрочными целями деятельности. Если управление стоимостью внедрено и организовано должным образом, корпорация получает огромные выгоды. Такое управление, по сути, представляет собой непрерывную реорганизацию, направленную на достижение максимальной стоимости.
Но стоимость компании является объектом стратегического управления. Сейчас многие высшие руководители понимают, что в конечном итоге эффективность управления предприятием определяется не его ликвидностью или рентабельностью, не величиной прибыли, а увеличением «цены» бизнеса. Это значит, что грамотно управляемое предприятие со временем увеличивает свою стоимость, а, следовательно, величина стоимости является не только предметом фискальных интересов государства, но объектом стратегического планирования, мониторинга и управления.
Большинство компаний, акции которых обращаются на фондовом рынке и доступны широкой публике, сегодня провозглашают своей целью создание стоимости для акционеров. Для многих менеджеров вопрос заключается не в том, почему нужно создавать стоимость, а в том, как ее создавать [3,с.87].
Компаниям, желающим внедрить у себя систему управления, ориентированного на стоимость, можно предложить несколько методик. Некоторые из них опираются главным образом на измерение созданной стоимости на отдельных этапах производственного цикла/оказания услуг, другие носят более масштабный характер — они охватывают стратегию, финансы и организационную структуру бизнеса. Какие ˗ то методики сулят практически немедленный эффект, другие же требуют от менеджеров готовности посвятить себя осуществлению многолетних программ модернизации. Для использования одних нужны огромные массивы данных и развитые учетно ˗ информационные системы (чем они весьма напоминают планирование образца 1960 ˗ х годов), а применяя другие, можно обойтись минимальным объемом бумажной работы.
Вне зависимости от избранной методики не все компании добиваются успеха при реализации таких программ.
Последние два ˗ три года современная зарубежная концепция управления предприятием – концепция управления стоимостью постепенно внедряется в российскую практику управления. В основу концепции положено понимание того факта, что для акционеров (владельцев) предприятий и организаций центральным вопросом является прирост их благосостояния, в результате функционирования объектов владения. При этом, рост благосостояние акционеров измеряется ни мощностью введенных мощностей, ни количеством нанятых сотрудников, ни оборотом компании, а стоимостью предприятия,
1. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. ˗ 2 ˗ е изд., перераб. и доп. ˗ К.: Эльга, Ника ˗ Центр, 2014. ˗ 656 с.
2. Бочаров В.В., Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы. ˗ СПб.: Питер, 2013. ˗ 592 с.
3. Брейли Ричард, Майерс Стюарт Принципы корпоративных финансов/Пер. с англ. Н. Барышниковой. ˗ М.: ЗАО «Олимп ˗ Бизнес», 2016. ˗ 1008 с.
4. Гучер, Ф.Ж. Преобразование опыт уровня блок организации/ Гучер Ф.Ж., Келли явно человека быть Д.Н. ˗ М.: Дело, 2015. ˗ 620 с.
5. Грибов, В.Д. Основы бизнеса: Учебное цена общества весь пособие/В.Д.Грибов. – М.: Инфра ˗ М, 2012. – 159 с.
6. Кадерова Н.Н. Корпоративные финансы: Учебное пособие. ˗ Алма ˗ ты: Экономика, 2014. ˗ 376 с.
7. Кинг, У. Стратегическое цена общества весь планирование опыт уровня блок и хозяйственная сеть различных политика/ Кинг, У., Клипланд Д. ˗ М.: Прогресс, 2011. ˗ 339 с.
8. Климов А. Внешняя риск стороны среда этот организации семь и стратегическое цена общества весь управление/А.Климов // БОСС. – 2013. ˗ №2. – С. 43 ˗ 48.
9. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика ˗ 2 ˗ е изд., перераб. и доп. ˗ М.: ТК Велби, Изд ˗ во Проспект, 2016. ˗ 1024 с.
10. Лихачева О.Н., Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: Учеб. пособие/Под ред. И.Я. Лукасевича. ˗ М.: Вузовский учебник, 2014. ˗ 288 с.
11. Никитушкина И.В. Корпоративные финансы: учеб. пособие/И.В. Никитушкина, С.Г. Макарова, С.С. Студников. ˗ М.: Эксмо, 2013. ˗ 576 с.
12. Новашина Т.С., Карпунин В.И., Волнин В.А. Финансовый менеджмент./Под ред. доц. Т.С. Новашиной. ˗ М.: Московская финансово ˗ промышленная академия, 2015 ˗ 255 c.
13. Росс С., Вестерфилд Р., Джорда Б. Основы корпоративных финансов/Пер. с англ. под общ. ред. Ю.В. Шлепова. ˗ М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2013. ˗ 720 с.
14. Сафонова Л.А., Плотникова Н.Ю. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / СибГУТИ. ˗ Новосибирск, 2014. ˗ 140 с.
15. Финансы: учеб. ˗ 2 ˗ е изд., перераб. и доп./под ред. В. В. Ковалева. ˗ М.: ТК Велби, Изд ˗ во Проспект, 2014. ˗ 640 с.
16. Бюллетень «Рынок слияний и поглощений» ˗ http://mergers.akm.ru/
17. Ведомости ˗ https://www.vedomosti.ru
18. Официальный сайт издательства «Эксмо» ˗ https://eksmo.ru
19. Официальный сайт издательства АСТ ˗ http://ast.ru/
20. Рынок слияний и поглощений ˗ https://assets.kpmg.com