Курсовая работа написана на тему «Налоговая система государства и ее структура». В условиях обострившегося дефицита федерального бюджета в 1 квартале 2023 года и регулярного до настраивания налоговой системы России, тема исследования является достаточно актуальной.
Взимание налогов – одно из фундаментальных условий существования любого государства, его развития и процветания. Налоговая система появилась вместе с государством и по сей день является необходимым звеном экономических отношений.
Налоги возникли вместе с товарным производством, формированием государственного аппарата, армии, судов, чиновников. Изменения в налоговой сфере уже прошли долгий путь с развитием потребностей общества, но на данный момент существует довольно много проблем, которые необходимо решить. Основной проблемой налоговой системы РФ является противоречивое истолкование норм налогового законодательства и частые изменения
Целью курсовой работы является изучение теоретического материала на тему налоговая система государства и ее структура.
Задачей курсовой работы является рассмотрение следующих вопросов:
- изучить теоретические основы налогообложения;
- исследовать структура налоговой системы России;
- проанализировать пути совершенствования налоговой системы России.
Объект исследования налоговая система государства.
Предметом изучения курсовой работы являются финансовые отношения возникающие в процессе формирования налоговой системы России.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список используемой литературы.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации. Глава первая носит теоретический характер, она раскрывает общие понятия, касающиеся государственных финансов.
Глава вторая также представляет собой теоретическую часть, но в ней рассматривается уже непосредственное структура налоговой системы России.
Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике государственным и муниципальным финансам, справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Глава 1. Теоретические основы налогообложения
- История возникновения налогов
Налоги возникли с рождением государства и имели разные исторические формы. Вначале это были дары или приношения королю, царю, правительству послами других стран. Затем появилась дань с побежденных народов в виде контрибуции, как средства компенсации военных расходов, или выкуп пленников. В более поздний период появились платежи населения, которые носили временный характер в виде оказания помощи правительству, вначале на добровольных основах, а затем принудительным путем.
«С появлением государственной администрации, суда и постоянного войска обложение приобретает систематический характер и в него вовлекаются все слои общества, являющиеся подданными страны.
Постепенно восторжествовала идея определенной доли обложения, устанавливаемой правительством, вне всякой зависимости от воли плательщика. Налоги превращаются из временного в постоянный источник государственных доходов»[1].
Это и дало основание известному политическому деятелю Северной Америки Б.Франклину (1706-1790) сказать, что “платить налоги и умереть должен каждый”. А К.Маркс отмечал, что Налог – это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией.
Изменялись не только формы обложения, но и способы взимания налогов.
На первом этапе у государства не было специальных органов по взиманию налогов. Это делало государство через посредников. Оно поручало сбор налогов городу или общине под так называемую круговую поруку, при которой выборные или назначаемые самим населением лица, как правило из состоятельных слоев, своим имуществом обеспечивали правильность поступления налогов и отвечали за их недоборы.
«В Древней Руси IX-XIII вв. появились выборные сотские, десятские, старосты, которые занимались “раскладкой” сборов и повинностей, взиманием “кормов” и взносов в пользу князей. Позже государство, установив сумму налога, функцию его сбора передает осбым лицам из крупного имущего слоя, получивших название откупщиков. Они сразу вносили в казну требуемую сумму налога, а полученную на откуп область участками раздавали более мелким откупщикам для организации сбора налогов. Такая система взимания налогов не обходилась без вымогательств и притеснений народа. В процессе сбора налогов с населения откупщики получали огромные доходы, превышающие установленные государством»[2].
Так, накануне революции во Франции только половина собранных откупщиками средств шла в казну в виде налога, а вторая половина шла в карман откупщиков. Поэтому, по выражению К. Маркса, “французский крестьянин, когда он хочет представить себе черта, то он представляет его в виде сборщика налогов”.
На рубеже XVIII-XIX вв. появились государственные чиновники, собирающие налоги в государственну казну. Они составляли кадастр1земли, недвижимости, определяли квоту (долю) обложения, организуя процесс сбора налогов. Работа этих органов оплачивалась определенным процентом с собранной ими суммы. Но, тем не менее, переход к непосредственному взиманию налогов государственными чиновниками привел к значительному сокращению издержек взимания, дав экономию всему обществу.
Природа и функции налогов. В истории экономической мысли отношение к налогу, его природе и сущности неоднозначно. Сложность понимания его природы обусловлена тем, что налог – это не только экономическое, но и политическое явление реальной жизни. Его экономическая природа связана с производством и распределением, а политическая – с государством, его функциями и степенью развития. Разные представления о природе налогов складывалось под влиянием развития учения о государстве.
Основоположник классической экономической теории А. Смит отрицал экономическую роль государства и поэтому налог он не связывал с необходимостью удовлетворения экономических потребностей общества. Государственные услуги он считал не производительными, поэтому налог должен быть умеренным, не отвлекающим средства от их производительного использования.
Исключая государственные услуги из разряда производительных затрат, другой представитель классической теории Д. Рикардо считал, что нет налогов, которые не тормозили бы накопление и не мешали бы расширению производства.
Последователь А. Смита французский экономист Ж.Б.Сэй рассматривает налог как плату за услуги государства и важно только одно, чтобы налог был справедливым. В его понимании налог выражает отношения обмена, в основе которых лежит эквивалент.
Французский просветитель Монтескье (1748) рассматривает налоги в тесной связи с пониманием государства как результата общественного договора. В соответствии с этим он называет налог платой, вносимой каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за защиту государства от внешнего врага и поддержание внутреннего порядка и спокойствия в стране. Монтескье определял налог как “часть, которую каждый гражданин дает из своего имущества, чтобы быть уверенным в другой части и спокойно пользоваться ею”.
«В первой половине XIX в. швейцарский экономист Ж. Сисмонди (1773-1842) развивает концепцию наслаждения, суть которой в утверждении, что при помощи налогов каждый плательщик налогов покупает себе наслаждение, извлекаемое им из общественного порядка, правосудия, охраны личности и собственности. Наслаждение доставляют также общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, здоровой водой, получать образование и воспитание.