Введение
Глава 1. Теоретический аспект анализа конкурентов и формирования конкурентной позиции на рынке для туристической организации
1.1Понятие терминов «конкуренты» и «конкурентная позиция» для туристической организации
1.2Методы анализа и оценки конкурентоспособности деятельности туристической организации
1.3Принципы создания конкурентоспособных объектов в туристическом бизнесе
Глава 2. Анализ конкурентов и конкурентной позиции туристской организации на рынке на примере агентства «Корал Тревел»
2.1Характеристика компании
2.2Анализ конкурентов компании
2.3Формирование конкурентной позиции агентства «Корал Тревел»
Заключение
Список источников
Туризм давно превратился в экономический и социальный феномен. Он является ежедневным процессом для сотен миллионов людей. Занимает не только их свободное время, а также является основным способом и средством провести время плодотворно и осуществить связи между людьми разных стран, для политических, экомических и культурных целей и контактов. Так же туризм для некоторых стран является важным источником прибыли. Он составляет более 20 % мирового ВВП [1].
Туризм играет важную роль в экономике, стимулирует такие отрасли, как сельское хозяйство, производство бытовых продуктов, сфера услуг. Что в свою очередь оказывает большое влияние на занятость населения. Проблема создания и удержания конкурентных преимуществ в организации является весьма актуальной, имея в виду условия усиления конкуренции на глобальном и региональном уровне.
Цель работы: изучить основные подходы к анализу конкурентов и формирование конкурентной позиции туристской организации на рынке.
Задачи работы:
- Изучить теоретический аспект анализа конкурентов и формирования конкурентной позиции на рынке для туристической организации, для этого:
1.1Дать понятие терминов «конкуренты» и «конкурентная позиция» для туристической организации;
1.2Охарактеризовать методы анализа и оценки конкурентоспособности деятельности туристической организации;
1.3Выделить и описать принципы создания конкурентоспособных объектов в туристическом бизнесе;
2.Провести анализ конкурентов и конкурентной позиции туристской организации на рынке на примере агентства «Корал Тревел», для этого:
2.1Дать характеристику исследуемой компании;
2.2Провести анализ конкурентов компании;
2.3Описать возможное формирование конкурентной позиции агентства «Корал Тревел».
Объектом исследования выступает туристическое агентство «Корал Тревел».
Предмет исследования: формирование конкурентной позиции организации.
Анализ и оценка конкурентоспособности туристического предприятия является процессом сложным и многогранным. В современной экономической науке для оценки конкурентоспособности предприятий и их товаров и услуг используется свыше 100 подходов и более 300 показателей. Они описаны в работах многих зарубежных и отечественных ученых, таких как: М. Портер, Ф. Котлер, Р. А. Фатхутдинов, А. К. Александров, В. М. Круглик, А. Н. Неделькин, О. А. Савчук, А. А. Томпсон-мл., А.Дж. Стрикленд III и другие [2]. В виду специфичности деятельности туристических предприятий не все из них могут быть применены для оценки конкурентоспособности туристического предприятия. Проблема создания и удержания конкурентных преимуществ в организации является весьма актуальной, имея в виду условия усиления конкуренции на глобальном и региональном уровне.
Глава 1. Теоретический аспект анализа конкурентов и формирования конкурентной позиции на рынке для туристической организации
1.1Понятие терминов «конкуренты» и «конкурентная позиция» для туристической организации
Конкуренция в туризме - это борьба между туристическими организациями за наиболее выгодные условия производства и продажи с целью достижения наилучших результатов своей предпринимательской деятельности. Основным содержанием конкуренции в туристическом секторе экономики является борьба за туристического потребителя, полное удовлетворение его потребностей.
Эффективность туризма во многом определяется внешними факторами функционирования туристских организаций. Фундаментальным внешним фактором является конкурентная среда субъектов туризма, которая в современных экономических условиях характеризуется высоким уровнем неопределенности, поскольку в нее вовлечено множество хозяйствующих субъектов, цели и мотивы которых довольно сложно предсказать.
Понимание конкурентной среды туризма требует изучения основ конкуренции как экономической категории. Конкуренция в туризме - это борьба между туристическими организациями за наиболее выгодные условия производства и продажи с целью достижения наилучших результатов своей предпринимательской деятельности. Основным содержанием конкуренции в туристическом секторе экономики является борьба за туристического потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю рынка, успех которой зависит от дешевизны и качества туристических продуктов и услуг. Конкуренция превращает потребителя в индикатор туризма.
В туризме существуют две основные формы конкуренции — внутриотраслевая и межотраслевая.
Внутриотраслевая конкуренция возникает между производителями туристских продуктов и услуг одной отрасли (например, услуг по размещению туристов), когда предприятия с производительностью труда выше средней получают дополнительную прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть индивидуальной стоимости продуктов (услуг) они производят и разоряются. Такая конкуренция стимулирует инновационное развитие туристических организаций.
Межотраслевая конкуренция - это соревнование между организациями различных отраслей туризма. Это выражается в перетоке капитала из низкорентабельных отраслей в высокорентабельные, что способствует расширению отраслей, востребованных обществом, и увеличивает предложение необходимой продукции (услуг). Но в результате цены падают, а прибыль падает.
Утечка капитала из низкорентабельных отраслей приводит к обратному результату: объем производства уменьшается, спрос на продукцию (услуги) начинает превышать их предложение, в результате чего повышается цена и, соответственно, увеличивается прибыль. Цены здесь служат сигналами перераспределения ресурсов в ответ на изменение вкусов и платежеспособности потребителей. В результате межотраслевая конкуренция объективно создает динамический баланс, который обеспечивает прибыль от одного и того же капитала, независимо от того, куда он инвестируется. Это также стимулирует научно-технический прогресс.
Классификация видов конкуренции зависит от количества и удельного веса производителей туристических продуктов и услуг на рынке. Таким образом, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.
Совершенная (свободная) конкуренция возникает тогда, когда существует неограниченное количество организаций, а также абсолютно свободный доступ на рынок и выход с него. Каждый имеет право заниматься такой деятельностью или прекратить ее. Конкурирующие организации вкладывают свои средства в бизнес с целью получения прибыли и имеют неограниченный доступ к рыночной информации, что позволяет им правильно выбрать производственную нишу. Кроме того, наблюдается абсолютное единообразие товаров и услуг с одинаковым названием, что выражается в отсутствии товарных знаков и других индивидуальных характеристик качества товаров и услуг. Ни один участник свободного соревнования не может влиять на решения других участников.
Несовершенная конкуренция может принимать форму чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополии.
Чистая (абсолютная) монополия существует, если одна фирма является единственным производителем продукта (услуги), у которого также нет близких заменителей. Продавец уникального товара (услуги) является единственным. В данном случае отрасль является синонимом компании, поскольку существует только одна компания. Монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, обеспечивает рынок и устанавливает непреодолимые барьеры для входа конкурентов.
Монопольная конкуренция - это рыночная ситуация, при которой относительно большое количество производителей предлагают схожие, но не идентичные товары (услуги). В этой ситуации присутствие тысяч или даже сотен фирм на рынке не требуется, поскольку для совершенной конкуренции достаточно нескольких десятков.
Для достижения максимальной эффективности бизнеса туристическая организация должна контролировать макроэкономические факторы конкурентной среды (демографические, экономические, технологические, политические, правовые и социокультурные) и микрофакторы конкурентной среды (потребители, конкуренты, каналы распределения, поставщики). Эти факторы влияют на способность туристической организации получать прибыль на рынке, поэтому их необходимо отслеживать, чтобы своевременно выявлять изменения в этих факторах и основные тенденции в их развитии. В каждой из этих тенденций организация должна выявить скрытые возможности и угрожающие факторы для своего бизнеса.
Основной целью изучения конкурентной среды является выявление новых конкурентных возможностей. Благоприятную возможность можно определить как зону рыночного спроса, в которой туристическая организация может работать с прибылью для себя. Благоприятные возможности можно классифицировать в зависимости от степени их привлекательности и успеха, который они обещают. Для того чтобы потенциал туристической организации был успешным, она должна не только соответствовать требованиям целевого рынка, на котором она будет работать, но и превосходить потенциал конкурентов. Максимального успеха достигает организация, которая предлагает потребителю наиболее ценные услуги, способные выдержать испытание временем.
Угрожающий фактор может быть определен как опасность, вызванная неблагоприятными тенденциями или событиями, которые при отсутствии защитных мер приведут к снижению продаж и выручки. Такие факторы классифицируются в соответствии с их серьезностью и возможностью возникновения.