ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЦЕРКОВЬ НАКАНУНЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
1.1. Состояние русской церкви в I половине XVII века. Предпосылки реформ
1.2. Суть реформ патриарха Никона
ГЛАВА 2. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НИКОНА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОССИЙСКИМ ГОСУДАРСТВОМ
2.1. Раскол и старообрядчество как социально-политическое и религиозное идеологическое течение
2.2. Последствия церковных преобразований для общественного развития России
2.3. Большой церковный собор
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы. Во второй половине XVII века в России происходят столкновения разных групп населения, причиной которых послужили церковные реформы, что отразилось не только в данном социо-религиозном движении, каким явился раскол православной церкви, но и во всей культуре России, а также национальном самосознании.
Современные исследователи, подчеркивая кризис духовной культуры общества, относят его к снижению авторитета религии и церкви, которое проявилось в связи с особенностями современной постиндустриальной культуры. Практически в течение века православная церковь оказалась отстраненной от активного участия в жизни граждан и страны. На сегодняшний день ситуация несколько изменилась, и как отмечают исследователи, одним из главных источников актуальных проблем современности является отказ людей от истинной веры. Церковь видит свой вклад в совершенствование общества прежде всего в поднятии статуса православной веры и повышении религиозности современного человека.
Исходя из этого, Алексий II патриарх Московский и всея Руси и митрополит Алимпий первосвятитель Старообрядческой Русской церкви объединились общей проблемой обновления и поднятия социальной нравственности. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий оценил состояние современного общества следующим образом: «сегодня мы живем в секуляризованном, плюралистическом обществе, включающем верующих и неверующих, православных и представителей иных религий и концессий. Мы должны серьезно отнестись к данной реальности и прислушаться к голосу церкви»[1].
Вместе с тем устойчивая, не заявляющая громко о себе, старообрядческая традиция, нравственная и духовная стойкость способны стать условием для будущей нашей жизни.
Кроме уже сказанного, актуальность данной темы тесно связана с тем, что исследователи, которые занимаются изучением истории церкви и ее преобразований в середине XVII века, уделяют большое внимание проблеме организации реформ патриархом Никоном, но работ, касающихся вопросов влияния церковной реформы на государственное управление России и культуру российского общества того периода, очень мало.
Цель работы заключается в определении степени влияния церковного раскола на государственное управление России XVII века.
В соответствии с поставленной целью исследования необходимо решить следующие задачи:
- определить причины церковной реформы;
- рассмотреть сущность и направления реформ патриарха Никона;
- провести анализ особенностей церковного раскола и появление старообрядчества как значимых последствий церковных преобразований;
- определить степень влияния церковной реформы на государственное управление России.
Работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка литературы. Выполнена на 26 страницах.
ГЛАВА 1. ЦЕРКОВЬ НАКАНУНЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
1.1. Состояние русской церкви в I половине XVII века. Предпосылки реформ
В ис тории русской прав ославной церкви и России в целом, пер вая по ловина XVII века явилась особ ым моментом, кот орый ознаменовал рос т могущества церкви, рос т ее при тязаний, как во вну триполитической жизни стра ны, так и в эконом ической сфер е. Значительную роль в этом сыграло ста новление патриаршества.
По мер е ста новления сам одержавия в России все ярче про являлся во прос о по ложении и при оритете как госуд арственной так и церковной вла сти. Русская церковь сыграла важн ую роль в об ъединении стра ны в борьбе с монголо-татарским на шествием в пер иод феодальной раз дробленности и по этому вполне могла пре тендовать на главенство. Однако при все м желании ста ть сам остоятельной, русская прав ославная церковь про должала на ходиться от госуд арственной вла сти в за висимости.
Превращение церкви в орудие господства дворянского госуд арства из орудия господства феодалов до стигает за вершения к XVII веку по сле смуты, когда дворянство за хватывает главенствующее по ложение в госуд арстве окончательно. В результате церковь теряет знач ительную час ть сво его влияния, и даже патриарх до лжен считаться с по стоянным контролем со сто роны боярской думы и царя.
Данное из менение в по ложении церкви им ело эконом ическое основ ание: численность церковных людей и раз меры церковных во тчин в XVII веке бы ли до вольно вну шительны. Патриарх, митрополиты и епископы в конце века об ладали около 37000 дворами, с численностью тяглового на селения около 440000 душ; кроме этого, бол ьшое количество земли при надлежало от дельным монастырям. Хотя, по сравнению с госуд арством дворянским, это бы ло не много. Росли слободы и торг ово-про мышленные город а. Дворянство осуществляло при стальный на дзор за церковным хозяйств ом и акт ивно пре дпринимало мер ы про тив его рос та. Московское прав ительство про вело в 1580 год у со бор, на кот ором бы ло при нято по становление, со гласно кот орому монастырям на по мин души за прещалось давать во тчины, а так же церковным учрежден иям и лиц ам во обще за прещалось по купать и брать в за лог земли. Смутой бы ло парализовано де йствие этого прав ила, но в 1649 год у оно бы ло во сстановлено при со ставлении Уложения, до полнено и введ ено в жизнь как об щегосударственный за кон. Именно Соборным Уложением определялось «Патриарху и митрополитом и архи епископом и епископом, и в монастыри ни у кого род овых, и вы служенных и купленных во тчин не по купати, и в за клад не им ати, и за со бою не де ржати, и по душам в вечный по минок не им ати не которыми де лы…» (гл. XVII, ст. 42) [2].
Таким об разом, Уложение окончательно уничтожало церковную юрисдикцию по граждан ским и уголовным де лам по от ношению к церковным людям. Эти мер ы на носили церкви не малый материальный ущерб по мимо их юридического знач ения, лишали ее круп ных и по стоянных до ходов в вид е суд ебных по шлин.
Инициатива ввести патриаршества ис ходила от царя, по этому все они из бирались со борами по указ анию царя. Царь уча ствовал не тол ько в административных, финансов ых и суд ебных де лах, но так же из давал рас поряжения о слу жении молебнов, по рядке в церквях, со блюдении по стов. Подобные указ ы от правлялись не архи ереям, а царским во еводам, кот орые до лжны бы ли след ить за их вы полнением и на казывать ослушников.
Таким об разом, во все х от ношениях главенство в церкви факт ически при надлежало царю, а не патриарху. Данная ситуация бы ла при знана официально со борами и не во спринималась как стра нная или не логичная.
Церковная реформа 50-60-х год ов XVII века до лжна бы ла по служить укреплению и цен трализации русской церкви по добно друг им звеньям госуд арственного аппарата.