Курсовая работа|Экономическая теория

Цифровые блага: сущность, формирования спроса и предложения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2023 | Страниц: 42

ВВЕДЕНИЕ

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ЦИФРОВЫХ БЛАГ

1.1. Понятие и сущность цифровых благ

1.2. Классификация цифровых благ

1.3. Роль цифровых благ в экономике страны

  1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ БЛАГ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

2.1. Использование цифровых благ, оценка основных показателей

2.2. Оценка спроса и предложения на цифровые блага в России

2.3. Направления повышения эффективности использования цифровых благ в экономике  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В классическом понимании благом является средство для удовлетворения потребностей человека. В зависимости от характера потребления экономические блага подразделяют на частные и общественные. В отличие от частного блага, общественное благо могут использовать и потреблять все граждане независимо от того, платят они за него или нет. К таким благам можно отнести: здравоохранение, национальную оборону, общественный транспорт и т. д. С развитием информационно-коммуникационных технологий и увеличением пользователей сети Интернет появилось такое понятие как цифровое общественное благо.

Цифровое общественное благо – это благо, которое доступно всем пользователям глобальной сети Интернет. К данному виду благ можно отнести, как и ряд услуг, которые раньше были доступны только офлайн, например: заказ талона к врачу или покупка билета на поезд, так и общественные блага, которые представлены в виде программного обеспечения с открытым кодом, доступных данных, платформ и т. п. Цифровое общественное благо позволяет не только повышать благосостояние человека, но и также убирать асимметрию знаний среди людей с разными возможностями, предоставляя им доступ к передовым технологиям. Новый вид общественных благ доступен людям как из разных поколений, так и из разных стран.

Новый вид общественных благ производится исключительно онлайн, затраты на увеличение количества пользователей отсутствуют, а их доступность гарантируется наличием возможности выхода в интернет. Ценность цифрового общественного блага можно оценить количеством пользователей, которые присоединяются к его потреблению. На увеличение спроса влияют простота использования таких благ и уменьшение времени ожидания, что влияет на производительность оказания услуги, и делает ее более доступной для большего количества людей.

В настоящее время существует ряд проблем, с которыми можно столкнуться при использовании данных благ. В первую очередь, усиление цифрового неравенства. Еще одна из проблем, которая затрагивает не только цифровые блага, а экономику в целом – это проблемы кибербезопасности. Поэтому при создании общественных благ в сети Интернет стоит учитывать данный пункт, это позволит не только защитить своих пользователей, но и сделать услугу более надежной и качественной.

Цель курсовой работы состоит в исследовании сущности и формирования спроса и предложения на цифровые блага.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

- изучить понятие и сущность цифровых благ;

- рассмотреть классификацию цифровых благ;

- определить роль цифровых благ в экономике страны;

- провести анализ цифровых благ, осуществить оценку основных показателей;

- представить оценку спроса и предложения на цифровые блага в России;

- разработать направления повышения эффективности использования цифровых благ в экономике.

Объект представленного исследования – цифровые блага в экономике. Предмет исследования – спрос и предложение на рынке цифровых благ.

При написании курсовой работы использовались книги, учебные пособия, монографии, статьи из периодической печати таких авторов, как В. В. Багинова, Т. Г. Бродская, В. В. Громыко, К.В. Балдин, В.П. Бардовский, О.В. Рудакова, Е.М. Самородова, Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская, Т. Д. Викулина, Д.М. Вьюгина, Б.М. Гарифуллин, В.В. Зябриков, О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов, М.Н. Дудин, А. Н. Брынцев, Д. И. Усманов, С. Ю. Зеленцова, О. Н. Галюта, Е.А. Истомина и других.

Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованных источников.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ЦИФРОВЫХ БЛАГ

1.1. Понятие и сущность цифровых благ

В условиях бурного развития цифровой экономики, цифровых форматов, сервисов и приложений важное значение имеет раскрытие сущности понятия «цифровые блага». В рамках развиваемого на основе информационной парадигмы субстанционального подхода к информации обосновывается, что разнообразные социально-экономические явления и связи между ними имеют информационную природу, т. е. субстанцией социально-экономических явлений, отношений и связей является информация. В сервисно-цифровой экономике посредством интегрального сетевого взаимодействия при производстве, распределении, обмене и потреблении информации (информационных технологий, знаний, продуктов, услуг) одновременно происходит производство, распределение, обмен и потребление цифровой (сетевой) ценности. Цифровые блага (услуги) имеет информационно-сетевую природу, являются интегральной сетевой ценностью и проявляются в самых разнообразных овеществленных и персонифицированных формах, таких как сетевая знаниевая ценность, сетевые эффекты, сетевой человеческий капитал, сетевая интеллектуальная собственность и др.

Функциональный подход к информации обосновывают К. Шапиро и Х. Вэриан, которые в своей работе «Правила информации» отмечали, что в качестве информации выступает все то, что может быть оцифровано. Чтобы использовать информацию, ее необходимо отформатировать, превратив таким образом в информационное благо. В этом случае оно выступает в виде цифрового блага. Информация, содержащаяся в сознании автора литературного произведения, должна быть записана в определенном формате, чтобы читатели получили к ней доступ. Этот формат может быть аналоговым (печатная книга) или цифровым (электронная книга). То же самое касается музыкальных произведений, изображений, фильмов и т. д.

Шапиро и Вэриан определяют цифровое благо, как не имеющее аналоговой формы благо, предельные издержки доставки которого дополнительному потребителю близки к нулю. По их мнению, предельные издержки доставки цифрового блага, становятся практически нулевыми, что обеспечивает снижение и средних издержек.

В сервисно-цифровой экономике следует различать понятия «традиционное благо», «оцифрованное благо», «цифровое благо». Традиционные блага существуют в физическом экономическом пространстве и имеют вещественную аналоговую форму. Оцифрованное благо существует в цифровом экономическом пространстве в цифровой форме, которая является оцифрованной формой вещественного аналогового блага.

Предлагаем авторский подход к определению цифрового блага. На наш взгляд, в гиперконкурентной сервисно-цифровой экономике под цифровым благом понимается сетевое благо в цифровой форме, размещенное и существующее в глобальной сети Интернет, имеющее сетевую ценность и не имеющее аналоговой вещественной формы в физическом экономическом пространстве. В качестве примера чистых цифровых благ могут служить сетевые эффекты, которые имеют информационную природу, сетевую ценность, возникают и существуют исключительно в глобальной сети.

Постоянные и переменные издержки производства инновационного оригинала цифрового блага могут быть весьма существенными. В общем случае переменные (предельные) издержки на создание последующих копий данного цифрового блага минимизируются. Следует учитывать то, что требуются значительные затраты на размещение созданного оригинального цифрового блага (например, новых цифровых услуг и сервисов на сайте компании) в глобальной сети, его сохранение, поддержку, продвижение и сервисное обслуживание, что находит выражение в понятии «издержки сетевого размещения» цифрового блага.

Издержки по размещению цифрового блага могут быть весьма существенными, включая в себя оплату аппаратного обеспечения, доступа к сети Интернет, поддержки веб-сайта, продвижения и рекламы в сети предоставляемых цифровых благ. Таким образом производитель блага несет постоянные и переменные издержки в цифровом пространстве, связанные с созданием оригинала блага, созданием его копий, их размещением и продвижением, а также затраты, связанные с защитой интеллектуальной собственности на созданное им цифровой благо (цифровую услугу).

Потребление все большим количеством пользователей в сети определенного цифрового блага (цифровой услуги) порождает чистое цифровое благо – сетевой эффект, который, в свою очередь, увеличивает общую ценность данного цифрового блага. Чем больше пользователей присоединяется к сетевому взаимодействию и потреблению цифрового блага, тем более ценным оно становится, тем больше сетевой эффект, который имеет невещественную форму, но который имеет знаниевую и рыночную ценность.

В сервисно-цифровой гиперконкрентной экономике способ производства, распределения, обмена и потребления становится преимущественно информационно-сетевым, что ведет к появлению целого класса новых цифровых благ и сетевых эффектов. В содержательном смысле сетевым благом является знание, возникающее в процессе сетевого взаимодействия в Интернете большого количества участников сети (производителей, посредников, пользователей-потребителей).

В глобальной нейросетевой экономике, в которой имеют место интегральные сетевые эффекты, возникает совершенно новое качество процесса общественного производства и определения ценности: противопоставление между производством, распределение, обменом и потреблением преодолевается, а новая сетевая ценность создается одновременно всеми участниками нейросетевых взаимодействий (производителями, посредниками и пользователями-потребителями).

В сервисно-цифровой экономике действует закон возрастающей отдачи в противоположность закону убывающей доходности в индустриально-рыночной экономике. Его действие обусловлено, в частности, возрастающей ролью цифровых сетевых благ и возникновением сетевых эффектов. Сетевой эффект увеличивается при достижении «критической массы пользователей». Сетевая ценность обусловлена количеством пользователей в соответствии с законом Меткалфа, который гласит, что полезность сетей повышается с увеличением числа пользователей.

По мнению Р. Вайбер в информационной экономике доминирует не закон убывающей предельной доходности, а прямые сетевые эффекты и положительная обратная связь, что выражается в возрастающей предельной доходности.

Инновация является первым этапом создания цифрового блага, затем путем копирования благо распространяется и впоследствии потребляется. Таким образом, в цифровой экономике можно говорить о трансформации традиционной цепочки фаз общественного производства «производство – распределение – обмен – потребление» в новую — «создание цифрового блага – распределение – копирование – потребление». Под распределением понимается определение доли дохода каждого приобретателя в произведенном цифровом продукте.

  1. Абрамкина, С. Р. Использование проектного метода в государственном имуниципальном управлении: от декларирования к результативности / С. Р.Абрамкина, Л. Б. Владыкина, А. Н. Лукин // Социум и власть. - 2019. - № 2. - С. 37-44.
  2. Багинова, В.В, Экономическая теория : учебник / В. В. Багинова, Т. Г. Бродская, В. В. Громыко и др.; под общ. ред. проф. А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой. - 2-e изд. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 747 с.
  3. Балдин, К. В. Информационные системы в экономике : учебное пособие / К.В. Балдин. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 218 с.
  4. Бардовский, В. П. Экономическая теория : учебник / В.П. Бардовский, О.В. Рудакова, Е.М. Самородова. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2023. — 399 с.
  5. Басовский, Л. Е. Экономическая теория : учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 375 c.
  6. Викулина, Т. Д. Экономическая теория : учебное пособие / Т. Д. Викулина. — 2-е изд. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. — 209 с.
  7. Войтов, А. Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / Войтов А.Г. - Москва :Дашков и К, 2018. - 392 с.
  8. Вьюгина, Д.М. Цифровые стратегии медиабизнеса в условиях изменяющегося медиапотребления / Д.М. Вьюгина // Медиаскоп. — 2016. — №4. — c. 20.
  9. Гайсина, Р.С. Экономическая теория : учебник / под ред. Р.С. Гайсина. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 330 с.
  10. Гарифуллин, Б.М. Цифровая трансформация бизнеса: модели и алгоритмы / Б.М. Гарифуллин, В.В. Зябриков // Креативная экономика. — 2018. — №9. — c. 1345-1358.
  11. Голицына, О. Л. Информационные системы : учебное пособие / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. — 2-e изд. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2022. — 448 с.
  12. Голицына, О. Л. Информационные системы и технологии : учебное пособие / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2023. — 400 с.
  13. Дудин, М. Н. Применение проектного менеджмента в процессереализации институционального перехода России к цифровой экономике / М.Н. Дудин, А. Н. Брынцев, Д. И. Усманов // Проблемы рыночной экономики. -2021. - № 1. - С. 62-85.
  14. Зайченко, И.М. Цифровая трансформация управления промышленными предприятиями: применение беспилотных летательных аппаратов / И.М. Зайченко, А.М. Смирнова, А.Д. Борреманс // Научный вестник Южного института менеджмента. — 2018. — №4. — c. 76-81.
  15. Зеленцова, C. Ю. Реализация национальных проектов в части цифровизации государственного управления в субъектах РФ / С. Ю. Зеленцова, О. Н. Галюта // Научные труды Вольного экономического общества России. - Москва, 2021. - Т. 231. - С. 238-256.
  16. Зибарев, М. В. Экономическая теория : учебное пособие / М. В. Зибарев ; науч. ред Т. В. Андреева. - 2-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2020. - 210 с.
  17. Истомина, Е.А. Оценка трендов цифровизации промышленности / Е.А. Истомина // Вестник Челябинского государственного университета. — 2018. — №12(422). — c. 108- 116. 
  18. Кочетков, А.А. Экономическая теория : учебник для бакалавров / под общ. ред. А. А. Кочеткова. — 6-е изд, стер. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 696 с.
  19. Ларионов, И.К. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / Под ред. Ларионов И.К., - 3-е изд. - Москва :Дашков и К, 2018. - 408 с.
  20. Мак, Н. И. Система управления проектами в государственных органах с позиции организационно-управленческой эффективности / Н. И. Мак // Региональная экономика: теория и практика. - 2021. - Т. 19, № 12. - С.2277-2292.
  21. Руднева, А. О. Экономическая теория: Учебное пособие / Руднева А.О. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 255 с.
  22. Сажина, М. А. Экономическая теория : учебник / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. — 608 с.
  23. Салихов, Б. В. Экономическая теория / Салихов Б.В., - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва :Дашков и К, 2018. - 724 с.
  24. Сатунин, А. Цифровизация : практические рекомендации по переводу бизнеса на цифровые технологии : практическое руководство / перевод А. Сатунин. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. - 252 с.
  25. Сидоренко, Э. Л. Эффективность цифрового государственного управления: теоретические и прикладные аспекты / Э. Л. Сидоренко, И. Н.Барциц, З. И. Хисамова // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2019. - № 2. - С. 93-114.
  26. Трофимов, В.В. Информационные системы и цифровые технологии. Часть 1 : учебное пособие / В.В. Трофимов, М.И. Барабанова, В.И. Кияев, Е.В. Трофимова ; под общ. ред. проф. В.В. Трофимова и В.И. Кияева. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 253 с.
  27. Трофимова, В.В. Информационные системы и цифровые технологии : учебное пособие. Часть 2 / под общ. ред. проф. В.В. Трофимова и В.И. Кияева. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 270 с.
  28. Щербакова, В.Н. Экономическая теория : учебно-методическое пособие / под ред. В.Н. Щербакова. - Москва : Дашков и К, 2019. - 298 с.
  29. Digital Transformation: A Roadmap For Billion-Dollar Organizations. Capgemini. com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.capgemini.com/resources/ digital-transformation-a-roadmap-for-billiondollar-organizations (дата обращения: 20.03.2023).
  30. Методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием. Digital.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/mr-po-tst-gk. pdf (дата обращения: 23.02.2023).
  31. Банке Б., Сычева Е., Щетинин С. Цифровой забег. Почему для успеха цифровизации так нужна скорост. Bcg.com. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/digital-zone.aspx (дата обращения: 20.01.2023).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Экономическая теория
2017 год 30 стр.
Курсовая Формы и методы регулирования рынка
Telesammit
Курсовая работа Экономическая теория
2016 год 41 стр.
Курсовая Сущность безработицы и ее регулирование
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское