В классическом понимании благом является средство для удовлетворения потребностей человека. В зависимости от характера потребления экономические блага подразделяют на частные и общественные. В отличие от частного блага, общественное благо могут использовать и потреблять все граждане независимо от того, платят они за него или нет. К таким благам можно отнести: здравоохранение, национальную оборону, общественный транспорт и т. д. С развитием информационно-коммуникационных технологий и увеличением пользователей сети Интернет появилось такое понятие как цифровое общественное благо.
Цифровое общественное благо – это благо, которое доступно всем пользователям глобальной сети Интернет. К данному виду благ можно отнести, как и ряд услуг, которые раньше были доступны только офлайн, например: заказ талона к врачу или покупка билета на поезд, так и общественные блага, которые представлены в виде программного обеспечения с открытым кодом, доступных данных, платформ и т. п. Цифровое общественное благо позволяет не только повышать благосостояние человека, но и также убирать асимметрию знаний среди людей с разными возможностями, предоставляя им доступ к передовым технологиям. Новый вид общественных благ доступен людям как из разных поколений, так и из разных стран.
Новый вид общественных благ производится исключительно онлайн, затраты на увеличение количества пользователей отсутствуют, а их доступность гарантируется наличием возможности выхода в интернет. Ценность цифрового общественного блага можно оценить количеством пользователей, которые присоединяются к его потреблению. На увеличение спроса влияют простота использования таких благ и уменьшение времени ожидания, что влияет на производительность оказания услуги, и делает ее более доступной для большего количества людей.
В настоящее время существует ряд проблем, с которыми можно столкнуться при использовании данных благ. В первую очередь, усиление цифрового неравенства. Еще одна из проблем, которая затрагивает не только цифровые блага, а экономику в целом – это проблемы кибербезопасности. Поэтому при создании общественных благ в сети Интернет стоит учитывать данный пункт, это позволит не только защитить своих пользователей, но и сделать услугу более надежной и качественной.
Цель курсовой работы состоит в исследовании сущности и формирования спроса и предложения на цифровые блага.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- изучить понятие и сущность цифровых благ;
- рассмотреть классификацию цифровых благ;
- определить роль цифровых благ в экономике страны;
- провести анализ цифровых благ, осуществить оценку основных показателей;
- представить оценку спроса и предложения на цифровые блага в России;
- разработать направления повышения эффективности использования цифровых благ в экономике.
Объект представленного исследования – цифровые блага в экономике. Предмет исследования – спрос и предложение на рынке цифровых благ.
При написании курсовой работы использовались книги, учебные пособия, монографии, статьи из периодической печати таких авторов, как В. В. Багинова, Т. Г. Бродская, В. В. Громыко, К.В. Балдин, В.П. Бардовский, О.В. Рудакова, Е.М. Самородова, Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская, Т. Д. Викулина, Д.М. Вьюгина, Б.М. Гарифуллин, В.В. Зябриков, О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов, М.Н. Дудин, А. Н. Брынцев, Д. И. Усманов, С. Ю. Зеленцова, О. Н. Галюта, Е.А. Истомина и других.
Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованных источников.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ЦИФРОВЫХ БЛАГ
1.1. Понятие и сущность цифровых благ
В условиях бурного развития цифровой экономики, цифровых форматов, сервисов и приложений важное значение имеет раскрытие сущности понятия «цифровые блага». В рамках развиваемого на основе информационной парадигмы субстанционального подхода к информации обосновывается, что разнообразные социально-экономические явления и связи между ними имеют информационную природу, т. е. субстанцией социально-экономических явлений, отношений и связей является информация. В сервисно-цифровой экономике посредством интегрального сетевого взаимодействия при производстве, распределении, обмене и потреблении информации (информационных технологий, знаний, продуктов, услуг) одновременно происходит производство, распределение, обмен и потребление цифровой (сетевой) ценности. Цифровые блага (услуги) имеет информационно-сетевую природу, являются интегральной сетевой ценностью и проявляются в самых разнообразных овеществленных и персонифицированных формах, таких как сетевая знаниевая ценность, сетевые эффекты, сетевой человеческий капитал, сетевая интеллектуальная собственность и др.
Функциональный подход к информации обосновывают К. Шапиро и Х. Вэриан, которые в своей работе «Правила информации» отмечали, что в качестве информации выступает все то, что может быть оцифровано. Чтобы использовать информацию, ее необходимо отформатировать, превратив таким образом в информационное благо. В этом случае оно выступает в виде цифрового блага. Информация, содержащаяся в сознании автора литературного произведения, должна быть записана в определенном формате, чтобы читатели получили к ней доступ. Этот формат может быть аналоговым (печатная книга) или цифровым (электронная книга). То же самое касается музыкальных произведений, изображений, фильмов и т. д.
Шапиро и Вэриан определяют цифровое благо, как не имеющее аналоговой формы благо, предельные издержки доставки которого дополнительному потребителю близки к нулю. По их мнению, предельные издержки доставки цифрового блага, становятся практически нулевыми, что обеспечивает снижение и средних издержек.
В сервисно-цифровой экономике следует различать понятия «традиционное благо», «оцифрованное благо», «цифровое благо». Традиционные блага существуют в физическом экономическом пространстве и имеют вещественную аналоговую форму. Оцифрованное благо существует в цифровом экономическом пространстве в цифровой форме, которая является оцифрованной формой вещественного аналогового блага.
Предлагаем авторский подход к определению цифрового блага. На наш взгляд, в гиперконкурентной сервисно-цифровой экономике под цифровым благом понимается сетевое благо в цифровой форме, размещенное и существующее в глобальной сети Интернет, имеющее сетевую ценность и не имеющее аналоговой вещественной формы в физическом экономическом пространстве. В качестве примера чистых цифровых благ могут служить сетевые эффекты, которые имеют информационную природу, сетевую ценность, возникают и существуют исключительно в глобальной сети.
Постоянные и переменные издержки производства инновационного оригинала цифрового блага могут быть весьма существенными. В общем случае переменные (предельные) издержки на создание последующих копий данного цифрового блага минимизируются. Следует учитывать то, что требуются значительные затраты на размещение созданного оригинального цифрового блага (например, новых цифровых услуг и сервисов на сайте компании) в глобальной сети, его сохранение, поддержку, продвижение и сервисное обслуживание, что находит выражение в понятии «издержки сетевого размещения» цифрового блага.
Издержки по размещению цифрового блага могут быть весьма существенными, включая в себя оплату аппаратного обеспечения, доступа к сети Интернет, поддержки веб-сайта, продвижения и рекламы в сети предоставляемых цифровых благ. Таким образом производитель блага несет постоянные и переменные издержки в цифровом пространстве, связанные с созданием оригинала блага, созданием его копий, их размещением и продвижением, а также затраты, связанные с защитой интеллектуальной собственности на созданное им цифровой благо (цифровую услугу).
Потребление все большим количеством пользователей в сети определенного цифрового блага (цифровой услуги) порождает чистое цифровое благо – сетевой эффект, который, в свою очередь, увеличивает общую ценность данного цифрового блага. Чем больше пользователей присоединяется к сетевому взаимодействию и потреблению цифрового блага, тем более ценным оно становится, тем больше сетевой эффект, который имеет невещественную форму, но который имеет знаниевую и рыночную ценность.
В сервисно-цифровой гиперконкрентной экономике способ производства, распределения, обмена и потребления становится преимущественно информационно-сетевым, что ведет к появлению целого класса новых цифровых благ и сетевых эффектов. В содержательном смысле сетевым благом является знание, возникающее в процессе сетевого взаимодействия в Интернете большого количества участников сети (производителей, посредников, пользователей-потребителей).
В глобальной нейросетевой экономике, в которой имеют место интегральные сетевые эффекты, возникает совершенно новое качество процесса общественного производства и определения ценности: противопоставление между производством, распределение, обменом и потреблением преодолевается, а новая сетевая ценность создается одновременно всеми участниками нейросетевых взаимодействий (производителями, посредниками и пользователями-потребителями).
В сервисно-цифровой экономике действует закон возрастающей отдачи в противоположность закону убывающей доходности в индустриально-рыночной экономике. Его действие обусловлено, в частности, возрастающей ролью цифровых сетевых благ и возникновением сетевых эффектов. Сетевой эффект увеличивается при достижении «критической массы пользователей». Сетевая ценность обусловлена количеством пользователей в соответствии с законом Меткалфа, который гласит, что полезность сетей повышается с увеличением числа пользователей.
По мнению Р. Вайбер в информационной экономике доминирует не закон убывающей предельной доходности, а прямые сетевые эффекты и положительная обратная связь, что выражается в возрастающей предельной доходности.
Инновация является первым этапом создания цифрового блага, затем путем копирования благо распространяется и впоследствии потребляется. Таким образом, в цифровой экономике можно говорить о трансформации традиционной цепочки фаз общественного производства «производство – распределение – обмен – потребление» в новую — «создание цифрового блага – распределение – копирование – потребление». Под распределением понимается определение доли дохода каждого приобретателя в произведенном цифровом продукте.