Введение
1 Научное познание и методология науки
1.1 Понятие научного познания
1.2 Научное познание как предмет методологического анализа
2 Методы и методолгогия науки
2.1 Метод и методология
2.2 Классификация методов
2.3 Методы теоретических и эмпирических исследований
Заключение
Библиографический список
Познание - это про цесс из бирательно-акт ивного де йствия, от рицания и пре емственности ис торически сменяющихся, про грессирующих форм при ращения инф ормации (инф ормация - об ъективное сво йство материальных сис тем, вторичное по от ношению к от ображаемому об ъекту, упорядоченность и структур а кот орого пер еносятся в от ражающую сис тему в про цессе взаимодействия). Специальная форм а пре дставления инф ормации, по зволяющая чело веческому мозгу хранить, во спроизводить и по нимать ее, форм ирует так ое по нятие, как «знание». Знание - есть про веренный об щественно-ис торической прак тикой и удостоверенный логикой результат про цесса по знания де йствительности, кот орый, с одно й сто роны, являет со бой адекватное ее от ражение в со знании чело века в вид е пре дставлений, по нятий, суждений, теоретических схем, теорий, а с друг ой - вы ступает как вла дение им и и уме ние де йствовать на их основ е. По генезису и способ у функционирования знание есть со циальный феномен, сред ством фиксации кот орого вы ступают естественный и ис кусственные языки. Данное об общение об еспечивает конкретизацию по нятия «на ука». Наука - это вы сокоспециализированная де ятельность чело века по вы работке, сис тематизации, про верке знаний с целью их вы соко эффект ивного ис пользования. Наука - это знание, до стигшее оптимальности по критериям об основанности, до стоверности, не противоречивости, точности, эмпирической по дтверждаемости и при нципиально во зможной фальсифицируемости, концептуальной связности, пре дсказателной сил е и прак тической эффект ивности. Указанные критерии (норм ы, идеалы) характер ны для все х паук, все х со ставляющих дис циплинарной матрицы со временного на учного знания - от философских, логических, математических, кибернетических до естественнонаучных, тех нических и гуманитарных на ук. Наука - особ ая от расль рациональной чело веческой де ятельности по про изводству об ъективно ис тинного знания об окружающем на с мире - во зникает как естественное про должение об ыденного, стихийно-эмпирического про цесса по зиция. Кроме на учного по знания, существуют так же вне на учные способ ы по стижения де йствительности. Важнейшим из кот орых является ис кусство, а сам ым знакомым - об ыденное по знание.
Целью дан ной раб оты является овладение на выками на учно-ис следовательской раб оты по акт уальной в на ше врем я про блеме, как мет одология на уки и на учный стиль мышления.
Задачами дан ной является по нять что так ое на учный стиль мышления, какие мет оды ис пользуются для анализа в на уке.
Актуальность дан ной про блемы на ходит себя в том, что за по следние сто летие бы ло на йдено множество мет одов анализа инф ормации.
1 Научное по знание и мет одология на уки
1.1 Понятие на учного по знания
Знание – идеальное во спроизведение в языковой форм е об общенных пре дставлений о за кономерных связях об ъективного мира.
Функциями знания являются об общение раз розненных пре дставлений о за кономерностях при роды об щества и мышления; хранение в об общенных пре дставлениях все го того, что мож ет бы ть пер едано в качестве устойчивой основ ы прак тических де йствий.
Знание является про дуктом об щественной де ятельности людей, на правленной на пре образование де йствительности. Процесс движения чело веческой мысли от не знания к знанию на зывают по знанием, в основ е кот орого лежит от ражение об ъективной де йствительности в со знании чело века в про цессе его об щественной, про изводственной и на учном де ятельности, им енуемой прак тикой. Потребности прак тики вы ступают основ ной и движущей сил ой раз вития по знания, его целью. Человек по знает за коны при роды, чтобы овладеть сил ами при роды и по ставить их себе на слу жбу; он по знает за коны об щества, чтобы в со ответствии с ними во здействовать на ход ис торических со бытий.
Познание вы растает из прак тики, но за тем сам о на правляется на прак тическое овладение де йствительностью. От прак тики к теории и от теории к прак тике, от де йствия к мысли и от мысли к де йствительности так ова об щая за кономерность от ношений чело века в окружающей де йствительности. Практика является на чалом, ис ходным пунктом и одно временно естественным за вершением всякого про цесса по знания. Следует от метить, что за вершение по знания все гда от носительно, так как в про цессе по знания, как прав ило, во зникают нов ые про блемы и нов ые за дачи, кот орые бы ли по дготовлены и по ставлены пре дшествующим раз витием на учной мысли. Решая эти за дачи и про блемы, на ука до лжна опережать прак тику и так им об разом со знательно на правлять ее раз витие.
В про цессе прак тической де ятельности чело век раз решает про тиворечие между на личным по ложением вещ ей и по требностями об щества. Результатом этой де ятельности является удовлетворение об щественных по требностей. Указанное про тиворечие является ис точником раз вития по знания и, естественно, на ходит от ражение в его диалектике.
Диалектика про цесса по знания вы ражается в про тиворечии между огр аниченностью на ших знаний и без граничной сложностью об ъективной де йствительности, между субъективной форм ой и об ъективным со держанием чело веческого по знания, в не обходимости борьбы мне нии, по зволяющей путем логических до казательств и прак тической про верки устанавливать ис тину.
Вся на ука, все чело веческое по знание на правлено к до стижению ис тинных знаний, верно от ражающих де йствительность. Только ис тинное на учное знание чело веку могучим оружием пре образования де йствительности, по зволяет про гнозировать ее дальнейшее раз витие.
В про тивоположность ис тинному знанию пре дставляет со бой не верное, иллюзорное по знание мира.
Истинные знания существ уют в вид е за конов теоретических по ложении и вы водов, учен ий, по дтвержденных прак тикой и существ ующих об ъективно, не зависимо от труд ов и от крытии учен ых. Поэтому и на учное знание об ъективно. Вместе с тем на учное знание мож ет бы ть от носительным и абсолютным. Относительное знание— знание, кот орое, буд учи в основ ном верным от ражением де йствительности, от личается не которой по лнотой со впадения об раза с об ъектом. Абсолютное знание — это по лное, ис черпывающее во спроизведение об общенных пре дставлении об об ъекте, об еспечив абсолютное со впадение об раза с об ъектом. Абсолютное знание не мож ет бы ть опровергнуто или из менено буд ущем.
Следует от метить, что не прерывное раз витие прак тически ис ключает во зможность пре вращения знания в абсолютное, по абсолютность прак тики по зволяет от личать об ъективно ис тинные знания от за блуждений.
Диалектический материализм ис ходит из того, что един ственно на учным критерием знаний о де йствительности является об щественная прак тика. При этом по лагается де ятельность не от дельного чело века, не един ичные слу чаи во здействия людей на окружающий а опыт все го чело вечества в его ис торическом раз е:
Чувственное по знание об еспечивает и не посредственную связь чело века с окружающей де йствительностью. Элементами чувственного по знания являются ощущение, во сприятие, пре дставление и во ображение.