ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Малое предпринимательство в современной рыночной экономике
1.1 История малого предпринимательства
1.2 Сущность малого предпринимательства и основные функции в рыночной экономике
1.3 Классификация малых предприятий в рыночной экономике
1.4 Роль малого предпринимательства в рыночной экономике
Глава 2. Малое предпринимательство в России
2.1 Исторически сложившиеся формы малого предпринимательства
2.2 Субъекты малого предпринимательства
2.3 Значение малого предпринимательства в экономике страны
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в современной Российской Федерации и пути его совершенствования
3.1 Перспективы развития малого предпринимательства в экономике России
3.2 Меры поддержки развития малого предпринимательства в стране
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В современных условиях роль и значение малого предпринимательства в любом государстве существенна, оно является значимым звеном в экономической системе, помогая ей использовать и развивать как финансовые, так и производственные ресурсы. Рыночная экономика насчитывает невысокую долю предприятий малого бизнеса, что усугубляет экономическое положение страны. Общеизвестно, что развитие малого предпринимательства играет немаловажную роль для экономики в целом. Данное действие традиционно влечет за собой значимые факторы, например увеличение числа рабочих мест и снижение численности безработного населения за счет развития малого бизнеса.
Стоит отметить тот факт, что за счет вовлечения граждан в сферы малого предпринимательства происходит и увеличение доходов населения. Несомненно, растет и количество граждан, имеющих собственный бизнес, что служит основой для стабильности экономической системы общества. Примечательно, что развитие малого предпринимательства способствует как увеличению экономического роста, так и ускорению научно-технического прогресса, что оказывает значительное влияние на экономическое положение государства.
Из всего вышесказанного вытекает актуальность темы, обусловленная, прежде всего необходимостью осмысления и понимания принципа работы экономической системы страны. Благополучие государства зависит от уровня развития малого предпринимательства и экономически активного населения.
В сфере малого предпринимательства создается большая масса национальных ресурсов, благодаря которым малые предприятия играют немаловажную роль в экономике любого государства. Кроме того, в связи с последними событиями, которые оказали значительное влияние на структуру малого бизнеса (Специальная Военная Операция, коронавирус) необходимо обеспечивать поддержку малого бизнеса, чтобы сохранять стабильное и экономическое положение страны как в целом, так и на международной арене. Малое предпринимательство выполняет огромную социальную роль, поддерживая экономическую активность большей части населения, обеспечивает значительные налоговые поступления в бюджет.
Развитие малого и среднего предпринимательства в РФ выступает приоритетным направлением государственной социально-экономической современной политики.
Целью работы является исследование роли малого предпринимательства в рыночной экономике, а также рассмотрение возможных рисков и проблем в данной сфере, анализ путей развития малого предпринимательства в России.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: рассмотреть сущность малого бизнеса в современном мире и указать на возможные перспективы его развития, а также узнать о мерах поддержки малого бизнеса в государстве.
Объект исследования - малое предпринимательство
Предметом исследования является, непосредственно, практическая роль малого предпринимательства в современных условиях для развития экономики Российской Федерации.
Глава 1. Малое предпринимательство в современной рыночной экономике.
1.1 История малого предпринимательства.
В России история малого бизнеса тесно связана с широко распространенными кооперативами и трудовыми артелями. На начало 1917 года действовало около 50 тысяч кооперативов, причем коллективная госсобственность распространялась на все периоды - от закупки ассигнований и предметов труда до продажи изготовленного товара. Артели владели особой мобильностью, их состав беспрестанно менялся, сохранялось лишь ядро из трёх-пяти индивидуумов. [8,с.91]
В период военного коммунизма коммерческая деятельность перенеслась в теневую область. В середине 1920-х годов в условиях НЭПа (1921-1928 гг.) 73% торговцев приобрели патенты на торговлю с прилавков и киосков, на их долю приходилась одна треть всего частного товарооборота; 23% торговцев открыли бизнес , где были заняты главным образом сами владельцы и члены их семей, доля наёмного труда не превышала 25%; и лишь 4% торгово-промышленных заведений основывались на наёмном труде.
В 1930-е годы малый бизнес снова был оттеснён в теневую область. В российской экономической литературе утвердилась доктрина, согласно которой крупное изготовление имело безусловное преимущество перед мелким, а мелкие импортёры неизбежно дробились и превращались в наёмных рабочих. Впрочем, действительность не подтвердила этих тезисов. Малый бизнес доказал свою конкурентоспособность в области мелкосерийного и индивидуального изготовления товаров и оплат, особенно наукоёмких, а также в качестве производителя комплектующих изделий и оплат для крупного бизнеса.
Малое предпринимательство в России с 1990-х годов преодолело четыре этапа развития.
Первый из них начался в конце 1980-х годов, когда основательные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, обусловили резкое накопление капиталов, организацию производства дефицитных товаров широкого потребления и бытовых услуг, развитие розничной торговли, общественного питания.
Второй этап экстенсивного развития малого предпринимательства начался в 1991-1992 годах с либерализацией цен, массовой приватизацией и отменой монополии внешней торговли. В 1991-1994 годах число малых предприятий выросло с 268 до 897 тысяч, а занятость на них - с 5,4 до 8,8 миллионов человек. Число малых научно-технических фирм за один 1993 год увеличилось в 1,8 раза, несмотря на высокую инфляцию. К 1996 году число малых фирм достигло максимума (1040 тысяч). [8,с.92]
Третий этап развития малого предпринимательства (с 1996-1997 годов до 2003 года) сопровождался сокращением числа малых предприятий из-за быстрого снижения уровня дохода самостоятельной предпринимательской деятельности. Налоги стали отнимать до 80% законного дохода предпринимателей. В итоге в 1990-е годы число малых фирм сократилось до 840 тысяч. Из-за финансового кризиса и потери средств почти половина фирм ушли с легального рынка. В 2001-2002 годах число малых предприятий выросло с 842 до 878 тысяч, а их доля в валовом внутреннем продукте - с 9,6 до 10,4%. Это позволило увеличить занятость с 7,23 до 7,78 миллионов человек, то есть создать 550 тысяч рабочих мест.
С 2003 года российский малый бизнес начал качественно новый, четвёртый этап своего развития, который продолжается до наших дней. Малый бизнес в России, можно сказать, развивался на всей территории государства. [8, с.93]
Таким образом, в настоящее время в экономике России развитие малого предпринимательства является основным источником роста эффективности производства, наполнения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения.
1.2 Сущность малого предпринимательства и основные функции в рыночной экономике.
Малое предпринимательство находится на пересечении экономики и социальной сферы. Это область, где люди могут реализовать свои идеи, таланты и креативность, создавая рабочие места и способствуя росту экономики. Но они также борются с трудностями, такими как недостаток доступа к капиталу, отсутствие рыночных сегментов и неэффективное управление. Поэтому важно поддерживать и развивать малый бизнес, предоставляя ему необходимые ресурсы и инфраструктуру для преодоления препятствий и достижения успеха.
В данной системе малые и средние предприятия являются основными участниками экономики и имеют свободу выбора производимых товаров и услуг. Рынок определяет спрос и приносит выгоду тем предпринимателям, которые предлагают лучший товар или услугу. Отсутствие государственного управления позволяет бизнесу быстро реагировать на изменения в экономической ситуации и гибко реагировать на потребности потребителей. Экономически независимые малые и средние предприятия являются двигателем экономического роста и стабильности государства.[1]
Малое предпринимательство оказывает существенное воздействие на экономический рост, о чем свидетельствует ряд нижеприведенных факторов.
Во-первых, малый бизнес создает условия для организации труда и ресурсов, что позволяет сохранить в периоды экономического спада трудовой потенциал общества.