Введение
- Понятие самозанятого и аналог его внедрения в зарубежных странах
1.1 Современные подходы к определению самозанятости
1.2 Налог на профессиональный доход в системе налогообложения России
- Опыт внедрения института самозанятых и его перспективы
2.1. Оценка положительного эффекта внедрения института самозанятых в регионах
2.2. Перспективы развития института самозанятых
Заключение
Важность поступления налоговых отчислений в бюджет нельзя недооценить. Однако согласно статистическим данным на 2016 г., почти 9 млн россиян имели незадекларированный доход в качестве единственного источника заработка, вместе с этим около 30 млн граждан получали дополнительные неучтенные денежные средства за свой труд[1]. Тогда и назрела мысль о введении нового вида налога - на профессиональный доход (далее - налог для самозанятых).
Специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» как новелла налогового законодательства получает динамичное развитие на территории России. Успешность результатов его введения во многом зависит от достаточного и достоверного информирования потенциальных налогоплательщиков и установления для них дополнительных правовых стимулов его использования.
Предусмотренные ставки, порядок регистрации, исчисления и уплаты налога на профессиональный доход представляются недостаточными стимулами для массового использования его самозанятыми гражданами, поскольку законодателем в рамках действующего эксперимента не решается вопрос о предоставлении им социальных гарантий в области большинства видов обязательного социального страхования.
Цифровая трансформация современной экономики существенно изменила направления развития налогового права, обозначив для государства и налогоплательщиков новые вызовы как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. Одной из важнейших новелл цифровой эпохи является возможность эффективного бесконтактного взаимодействия налогоплательщиков с представителями налоговых органов в транзакционном режиме, предполагающем в перспективе отказ от налоговой отчетности, а также взимание налога непосредственно в момент совершения финансовой операции. Михаил Мишустин, будучи главой ФНС России, заявлял о формировании транзакционной виртуальной среды, в которой осуществляют свою деятельность налоговые органы, в связи с началом использования мобильного приложения «Мой налог», появление которого связано с администрированием исчисления и уплаты специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Характеризуя налог на профессиональный доход и подчеркивая значимость его юридической конструкции в процессе цифровизации сферы налогообложения, Михаил Мишустин отмечал, что тем самым создается виртуальная транзакционная среда в виде замкнутой цифровой экосистемы, в которой все хозяйствующие субъекты будут совершать сделки, что сделает экономику прозрачной по умолчанию, а ФНС России сможет автоматически исчислять и удерживать налоги даже в момент транзакций[2]. Как известно, осуществление исследований по вопросу транзакционного налогообложения весьма популярно в зарубежных странах
Российская Федерация активно внедряет налог на профессиональный доход (НПД)[3] в регионах, результаты данных нововведений могут носить как позитивный, так и негативный характер для бюджета субъектов РФ. Задачей нового налогового режима, является снижение уровня теневой экономики в регионах и создание новой статьи доходов для региональных бюджетов.
Цель: выявление особенностей роли самозанятых в системе действующего финансово-правового регулирования и перспектив его практического применения с позиции повышения заинтересованности его потенциальных плательщиков.
Задачи исследования:
- определить понятие налога на профессиональный доход для самозанятых;
- рассмотреть зарубежный опыт внедрения системы самозанятых;
- проанализировать положительный эффект от внедрения системы налога на профессиональный доход для самозанятых;
- рассмотреть перспективы развития системы для самозанятых.
Объект исследования: совокупность отношений, складывающихся в связи с функционированием системы самозанятых.
Предмет исследования: нормы действующего российского и иностранного законодательства о налогообложении, монографии, учебная литература.
Методологическая основа: формально-юридический и сравнительный методы, метод правового моделирования.
Структура работы: работа состоит из двух глав, которые содержат четыре параграфов, включает введение и заключение, библиографический список.
1. Понятие самозанятого и аналог его внедрения в зарубежных странах
1.1Современные подходы к определению самозанятости
Становление рыночной экономики сопровождается изменениями видов занятости населения и трансформацией рынка труда. Трансформационные процессы занятого населения позволяют объективно оценить текущее состояние системы. В таких условиях дифференциация направлений хозяйственной деятельности является неизбежной. Реализация готовой продукции, предложения услуг становится возможной за счет новых каналов сбыта. Параллельно с этим наблюдается увеличение экономических рисков. В российских реалиях это связано с сокращением производственных мощностей в реальной экономике, снижением количества работников за счет автоматизации. В таких условиях рост безработицы в стране и снижение уровня доходов населения является закономерным следствием. Таким образом, отдельного внимания заслуживает категория самостоятельной занятости. Это ответная реакция трудоспособного населения на социально-экономические процессы. Приспособление к новым условиям жизни позволяет достойно конкурировать на рынке.
Проблематика занятости населения в РФ и за границей является предметом исследования в научной среде. Проанализировав различные нормативно-правовые акты, опубликованные материалы научно-практических конференций, посвященные вопросам занятости населения и развитию самостоятельной занятости, в данном исследовании опишем основные подходы к определению данного понятия и его преобразование в ходе исторического процесса.
Эксперты отмечают, что самостоятельная занятость населения является неотъемлемой составляющей российской экономики. В качестве наглядного примера можно привести официальные результаты Всероссийской переписи 1897 года. Исходя из документа, такая форма занятости была представлена ведением крестьянского хозяйства, кустарными промыслами, ремесленничеством, художественно-творческим направлением. В данном сегменте было занято порядка 75 % населения[4]. В советский период регулирование самозанятости происходило посредством закона 1930 года «Об индивидуальной трудовой деятельности» и статьи 17 гл.2. Конституции СССР, закреплявшей данное право. В данный период было распространено предоставление индивидуальных услуг таких как ремонт, услуги швей, репетиторство. Популярным также было подсобное хозяйство.
При принятии Конституции 1993 года гарантия личного труда не по найму исключилась, права и свобода труда провозглашалась лишь в контексте трудового договора. Но самозанятьй, естественно, никуда не исчезли.
Далее в процессе становления рыночной экономики сложилась практика определения самозанятости как основы зарождения предпринимательства. Государственная статистика дала своё определение лиц, которые работали индивидуально. В соответствии с Методическим положением РФ от 1996 года к данной категории относились граждане, организовавшие хозяйственную деятельность без привлечения наемного труда работников (исключение - на короткий срок)[5]. Государственные программы были направлены на активизацию деловой активности населения, развитие малого предпринимательства и самозанятости, которая рассматривалась как форма борьбы с безработицей, микропредпринимательство.
В современных условиях рыночной экономики создана благоприятная обстановка для масштабирования самозанятости трудоспособного населения. Это касается социальных и правовых факторов. При этом в России не определен единый подход и не дано официальное определение понятия «самостоятельная занятость населения».
В российской практике при формулировании сущности категории «самозанятый» на сегодняшний день следует руководствоваться ФЗ № 422 «О проведении эксперимента по установлению...», который был принят 27.11.2018 года. Действие нормативно-правового акта изначально распространялось только на Московскую, Калужскую области, республику Татарстан и города федерального значения данных регионов, но позже распространена и на остальные. В соответствии с документом «самозанятый» контекстно представляет собой плательщика налога на профессиональный доход. Это касается как физических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, которые перешли на специальный налоговый режим и используют его преимущества, к которым, безусловно, относятся низкая процентная ставка от 4 до 6%, а также простота отчетности перед фискальными органами.
Государство принимает активное участие в регулировании процесса «самозанятости» трудоспособного населения. Правда, действующее законодательство РФ не предлагает четкого регламента с перечнем видов экономической деятельности, на которые может распространяться статус самостоятельной занятости. Функционирование системы основано на принципе ограничительного характера. Рассчитывать на льготы не имеют права лица, которые занимаются: