Эссе Церковь в ренессансной культуре
Эссе Церковь в ренессансной культуре
Несмотря на то, что Возрождение реформировало традиции средневековой культуры и морали, дав свою, гораздо более свободную и многозначную интерпретацию культурных ценностей, Ренессанс все же осуществился в рамках христианско-католических принципов, не порывая с ними и завися от них. Поэтому Возрождение представляется «не столько как совокупность произведений культуры, несущих новое содержание, но как определенная специфическая система деятельности, как новый стиль мышления и религиозности, как особый духовный склад и образ жизни и, наконец, как новая система социально-культурных механизмов» [1].
Большинство исследователей (П.М. Бицилли, Б.Р. Виппер, М.А. Гуковский, А.К. Дживелегов, М.В. Корелин и др.) признают, что Возрождение – особый этап в истории церкви и религии, но по-разному оценивают значение и его сущность.
По мнению Б.Р. Виппера: «Воинствующая католическая церковь понимала, какое большое значение имело искусство в глазах общества, и потому старалась использовать его в своих целях. Постановления Тридентского собора прямо указывали на стремление церкви присвоить себе контроль над художественными произведениями. Поэтому на виду оказались те художники, которые связали своё творчество с обслуживанием нужд церкви или же отражали в своем творчестве настроения подавленности, внутреннего надлома» [2]. Автор считает, что не следует недооценивать роль церкви в культуре эпохи Возрождения.
Э. Гарен считает, что «гуманисты ставят те же моральные проблемы, что и христианские мыслители, но подходят к ним иначе. Интерес к светской проблематике у гуманистов, по мнению Гарена, вовсе не означал отказа рассматривать богословские проблемы, но был связан со стремлением исследовать божественное в действенных, человеческих проявлениях» [3].
- Галерея Уффици. Флоренция. Под ред. А. Губера. – М.: Сов. худ., 1968. - 181 с.
- Гарен Э. Проблемы итальянского Возрождения. Пер. с итал. Л.М. Брагиной. – М.: Прогресс, 1986. - 392 с.
- Голенищев-Кутузов И.Н. Ренессансные литературы Западной и Восточной Европы//Литература эпохи Возрождения. — М.: Наука 1967. - С. 245-285.
- Головин В. П. Мир художника раннего Возрождения. М.: Изд-во МГУ, 2002. – 298 с.
- Головин В.П. Цены на произведения искусства в Италии XV века и благосостояние художников // Итальянский сборник. – Вып. 2. – М., - 2000. – С. 59-68.
- Головин В.П. Шедевры и деньги. Итальянское искусство раннего Возрождения с финансовой точки зрения // Неприкосновенный запас: Дебаты о политике и культуре. 2001. – Вып. 3(17). – С. 121-126.
- Головин В.П. Сотрудничество художников в Италии XV века: средневековая традиция и ренессансные новации//От Средних веков к Возрождению. Под ред. М.Л. Брагиной. – СПб.: Алетейя. – С. 355-365.
- Гобрих Э.Х. О задачах и границах иконологии. Пер. М.Г. Селезева//Советское искусствознание 25: Искусство ХХ века. – М.: Советский художник, 1989. – С. 275-305.
- Горфункель А.Х. Основные этапы развития итальянской философии в эпоху Возрождения//Типология и периодизация культуры Возрождения. – М.: Наука 1978. – С. 52-60.
- Горфункель А.Х. «Молот ведьм» – средневековье или Возрождение //Культура Возрождения и общество. – М.: Наука, 1996. - С. 44-68.
- Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. – М.: Мысль, 1977. - 359 с.
- Горфункель А.Х. Последний гуманист: Судьба Антонио Палеарио// Гуманизм и религия. Сб. научн. тр./Гос. музей истории религии и атеизма; Отв. ред. Р.Т. Рашкова. – Л. 1980. - С. 123-131.
- Грамши А. Рисорджименто и предшествующая история//Искусство и политика. Т. 1. – М.: Искусство, 1991. – С. 225-268.
- Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. Под ред. С.А. Асиновской, Е.В. Гутновой. - М.: Наука, 1986. - 427 с.
- Гращенков В.Н. О принципах и системе периодизации искусства Возрождения//Типология и периодизация культуры Возрождения. – М.: Наука 1978. – С. 201-247.
- Гращенков В.Н. Генрих Вёльфлин: Жизнь и творческий путь ученого// Итальянский сборник. Вып. З. - М.: «Памятники исторической мысли», 2003. С. 5-18.
- Гуковский М.А. История Возрождения в трудах русских ученых XIX в. //Вопросы истории. - - № 5-6. - С. 97-118.
- Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. - Л.: Изд-во ЛГУ, - Т. 1. - 618 с.
- Гуковский М.А. Вступ. ст. сб.: «Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии»/Под ред. М.А. Гуковского. – М., 1963. - С. 3-19.
- Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М.: Искусство, 1990. - 395 с.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984. – 350 с.
- Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». – М.: Индрик, 1993. – 328 с.
- Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Философия как строгая наука. – Минск: Харвест, М.: Изд-во АСТ, 2000. – 752 с.
- Дажина В.Д. Портретная иконография Медичи: от республики к монархии//Культура Возрождения и власть. – М.: Наука, 1999. - С. 130-141.
- Дажина В.Д. Эротика и политика. Росписи Джулио Романо в Палаццо дель Те в Мантуе. / Миф в культуре Возрождения. Отв. ред. Л. М. Брагина. – М.: Наука, 2003. – С. 144-155.
- Дажина В.Д. Римское окружение Микеланджело//От Средних веков к Возрождению. Под ред. Л.М. Брагиной. – СПб.: Алетейя, 2003. – С. 337-347.
- Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Пер. с нем. и ком. Н.Е. Бабанова. – М.: Искусство, 1978. - Т. 2. - 395 с.
- Девятайкина Н.И. Петрарка о воспитании правителя. (По письму к Никколо Аччайоли)//Вопросы экономической и социальной истории, классовой борьбы, культурного и идейного развития в средневековых городах Франции, Италии, Англии, Германии, Чехии XIII – начала XVII веков. – Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1987. - С. 58-67.
- Дегтярёв А.А. Политическая Власть как регулятивный механизм социального общения//Полис: политические исследования. - 1996. - № 3. - С. 70-102.
- Дживелегов А.К. Очерки итальянского Возрождения. – М.: Федерация, 1929. - 235