Введение
Глава 1. Общие положения о договоре перевозки
1.1. Понятие и виды договора перевозки пассажиров
1.2. Условия договора перевозки пассажиров
1.3. Порядок заключения и прекращения договора перевозки пассажиров
Глава 2. Ответственность по договору перевозки пассажиров
2.1. Ответственность за отдельные нарушения договора перевозки пассажиров
2.2. Ответственность за причинение вреда жизни и здоровью пассажира
Заключение
Список источников и литературы
Актуальность темы настоящей курсовой работы определяется тем, что ГК РФ содержит общее положение о перевозке пассажиров. Особенности отдельных видов перевозок регулируются соответствующими уставами, положениями, которые носят оттенок ведомственности, в которых отсутствуют нормы непосредственно регулирующие сроки перевозки и ответственность перевозчика за их нарушение. Регулирование договоров перевозки ГК РФ и иными ведомственными нормативными правовыми актами порождает несоответствие правовых норм, приводит к пробелам в законодательстве.
Цель работы проанализировать договор перевозки пасажиров.
Перевозка пассажиров занимает значительное место в деятельности транспортных организаций. Для обеспечения все возврастающих потребностей в пассажирских перевозках и повышения качества их организации в последние годы значительно обновлен и пополнен подвижной состав железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, совершенствуются путевые и другие устройства. На некоторых железнодорожных и судоходных линиях, а также на некоторых видах транспорта в целом (например, на воздушном) объем пассажирских перевозок больше, чем грузовых, и это определяет общий характер эксплуатационной работы.
Отношения потребителей и производителей в современном обществе ризвиваются в условиях бурного роста объема, разнообразия номенклатуры и технической сложности продукции, работ и услуг. Общественное признание и всеобщее понимание первоочередности решения проблем обеспечения различных прав человека стали одним из достижений современной цивилизации. Это привело к возникновению правового института защиты прав потребителя.
Услугополучателями в договоре перевозки пассажира являются лишь граждане. Это обстоятельство обусловило правомерность применения в обязательствах, возникающих из перевозки пассажиров, не только транспортного законодательства, но и Закона о защите прав потребителей, что расширяет возможности пассажира при защите его прав и законных интересов. Положения Закона о защите прав потребителей учитываются и при разработке транспортного законодательства.
Задачи:
- Рассмотреть законы, регулирующие перевозку пассажиров;
- Изучить правовые особенности договора перевозки пассажиров;
- Рассмотреть права, обязанности и отвественность по договору перевозки пассажиров;
- Показать как осуществляется защита права прав пассажиров по договору перевозки.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при заключении договора перевозки пассажиров и багажа.
Предмет исследования – нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие рассматриваемую сферу общественной жизни, соответствующая правоприменительная практика, а также особенности правового регулирования института перевозки пассажиров и багажа.
Степень разработанности темы курсовой работы. Поскольку правовое регулирование перевозок пассажиров носит отраслевой характер, т.е. зависит от применяемого для перевозки вида транспорта, особенностям перевозок с помощью автомобильного транспорта в современной российской научной литературе не уделялось должного внимания. На монографическом уровне проблемы перевозки пассажиров автомобильным транспортом практически не затрагивались. Комплексное исследование правового регулирования пассажирских перевозок автомобильным транспортом не было предметом специального диссертационного исследования.
При выполнении настоящего исследования использованы труды российских дореволюционных, советских и современных отечественных юристов ученых и практиков. Среди них: С.С. Алексеева, А.М. Белякова, А.Г. Быков, М.И. Брагинский, С.Н. Братусь, В.В. Витрянский, Д.М. Генкин, К.А. Граве, Д.Д. Гримм, Г.С. Гуревич, В.А. Елиазаров, Н.Н. Дерюга, Н.Л. Дювернуа, И.В. Елисеев, О.С. Иоффе, О.А. Красавчиков, М.Г. Масевич, Д.И. Мейер, К.П. Победоносцев, А.П. Сергеев, В.И. Синайский и др.
Структура настоящей курсовой работы: работа состоит из введения, трёх глав, разделённых на параграфы, которые последовательно описывают и раскрывают обозначенные во введении цель и задачи, заключения, а также списка использованных литературы.
Глава 1. Общие положения о договоре перевозки
1.1. Понятие и виды договора перевозки пассажиров
В договоре перевозки пассажиров участвуют два контри агента: пассажир и выступающее в качестве перевозчика транспортное предприятие Основная обязанность, возлагаемая на пассажира, заключается в уплате перевозчику вознаграждения (проездной платы). Основная обязанность перевозчика состоит в том, чтобы обеспечить предусмотренное договором перемещение пассажиров (ст. 374 ГК).
Следовательно, перевозка пассажиров—это договор, е силу которого одна сторона, перевозчик, обязуется перевезти пассажира из одного места в другое, а вторая сторона, пассажир, обязуется уплатить перевозчику проездную плату[1].
Перевозке пассажиров посвящены отдельные нормы Основ и ГК, а также специальные главы (разделы) или отдельные статьи соответствующих транспортных кодексов и уставов.
Перевозки пассажиров подразделяются на определенные виды, каждый из которых обладает своей правовой спецификой. В области железнодорожных перевозок различают в зависимости от расстояния следования поезда дальние (движущиеся в пределах свыше 700 км), местные (движущиеся в пределах до 700 км) и пригородные (следующие на расстояние до 150 км), а в зависимости от скорости — скорые и пассажирские. На речном транспорте по дальности следования суда делятся на транзитные (движущиеся в пределах нескольких речных пароходств), пригородные, внутригородские и работающие на переправах; по скорости движения речные суда бывают экспрессами, скорыми, почтовыми, пассажирскими и экскурсионно-туристическими. На морском и воздушном транспорте особая классификация пассажирских перевозок не применяется. В области же автомобильных перевозок существует весьма разнообразная классификация.
Там различают перевозку пассажиров в автобусах (со специальным выделением автобусов городских, пригородных, внутригородских, междугородных, межреспубликанских сообщении) и в легковых таксомоторах (со специальным выделением маршрутных таксомоторов). Все эти виды автомобильных перевозок отличаются друг от друга по правовому режиму. Например, в междугородных автобусах пассажиру выделяется специальное место, чего не бывает в автобусах городских и пригородных; в маршрутных легковых таксомоторах каждому пассажиру продается билет, тогда как в обычных такси плата взимается самим шофером с учетом дальности пробега, а если такси занимают с общего их согласия несколько пассажиров, плата делится между ними поровну.
[1] Гражданское право: Учебник для вузов в 2 Т. Т. 2 (2) / Отв. ред. Е. А. Суханов. М.: БЕК, 2012. – 41 с.