Курсовая работа|Экономическая теория

Курсовая Конкуренция и монополия

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 36

Введение. 

Глава 1. Конкуренция и монополия их взаимосвязи и развитие в мире и России  

1.1. Конкуренция и монополия и их взаимосвязь. 

1.2.Тенденции развития конкуренции в экономике РФ.

1.3 Антимонопольная политика в России: проблемы и перспективы.

Глава 2. Влияние предприятий-монополистов на экономику отрасли на примере ОАО «-». 

Заключение. 

Список использованной литературы.

Конкуренция в самом общем значении этого слова есть соперничество, борьба за получение конкурирующими субъектами для себя наибольших выгод. Монополия по своей сути означает преимущество, преобладание и в этом смысле выступает как противоположность конкуренции, поскольку конкуренция предполагает относительное равенство соперников, а монополия - неравенство, преобладание возможностей, позволяющее с наибольшим успехом получать выгоды для себя за счет других.

В обыденном рыночном сознании конкуренция ассоциируется с равенством условий экономической деятельности и, по мнению сторонников рыночной идеологии, символизирует справедливость. Поэтому каждый участник рынка ратует за честную конкуренцию, хотя сам втайне мечтает быть монополистом и принимает все доступные меры к тому, чтобы стать таковым в действительности. Как отмечал еще Адам Смит, когда представители одной и той же отрасли встречаются друг с другом, ''беседа между ними завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены''.

Объект исследования – взаимосвязь конкуренции и монополии. Предмет исследования – развитие конкуренции в мировой экономике и  России и регулирование монополий.

Цель исследования – рассмотреть основные проблемы конкуренции и монополии в мировой экономике и России, а также влияние предприятия -монополиста на развитие отрасти.

Задачи, решаемые в ходе работы:

  • Провести анализ взаимосвязи конкуренции и монополии в мировой экономике;
  • Рассмотреть развитие конкуренции в российской экономике;
  • Проанализировать развитие антимонопольного регулирования в России;
  • Рассмотреть влияние на развитие газовой отрасли предприятия монополиста ОАО «-».

В первой главе работы рассмотрены основные вопросы взаимосвязи конкуренции и монополии, развития конкуренции в России и этапы и проблемы  антимонопольного регулирования в России. Во второй главе проведен анализ влияние ОАО «-» на развитие газовой отрасли.

Для написания работы использовались работы Розанова Н., Гордеева В., а также материалы периодических изданий.

 

Глава 1. Конкуренция и монополия их взаимосвязи и развитие в мире и России

1.1. Конкуренция и монополия и их взаимосвязь

Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества. Он в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей. Наиболее яркое проявление соперничества — конкуренция.

Конкуренция — это экономическое состязание изготовителей одинаковых товаров на рынке за привлечение как можно большего числа покупателей и получение благодаря этому максимальной выгоды.

Конкуренция — важное средство контроля в рыночной системе. Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания потребителей до предприятий-изготовителей продукции, а через них — и до поставщиков ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятие-изготовитель и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти пожелания потребителей. Конкуренция вызывает расширение производства и понижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства.

Однако этим не ограничивается положительное воздействие конкуренции на экономику, ее эффективность. Конкуренция заставляет предприятия наиболее полно воспринимать научно-технические достижения, применять эффективные технику, технологию, современные методы организации производства и труда.

Понятием, противоположным конкуренции, является монополия. В условиях монополии на рынке имеются только один продавец и множество покупателей. Являясь единственным производителем данного товара, монополист назначает за этот товар на рынке монопольно высокую цену. В результате общество будет нести повышенные издержки, так как относительно меньше потребителей смогут покупать товар, произведенный и предлагаемый в условиях монополии, а те, кто покупает этот товар, будут платить за него больше. В условиях свободной конкуренции у монополиста меньше предложений.

Монополист как единственный производитель данного товара находится в очень выгодном положении. Он может свободно повышать цену товара, так как не беспокоится о конкурентах, которые, назначая более низкую цену, могли бы захватить рынок. Однако это не означает, что монополист может бесконечно повышать цену, назначать ее сколь угодно высокой. Прежде чем принять решение о цене, монополист изучает рыночный спрос, анализирует издержки своего производства, издержки сбыта продукции. В соответствии с характером кривой рыночного спроса чем выше цена, тем ниже спрос, и наоборот; при этом монополист устанавливает цену товара и определяет объем его производства и продажи.

  1. Горшкова А.И. Глобализация. Стратегии. Конкуренция. Мировой опыт и Россия – М.: Компания Спутник+, 2006г.
  2. Кулешова А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах – М.: Проспект, 2006
  3. Макконнелл К. Брю С. Экомикс: принципы, проблемы и политика. Т. М.:, 1995. С. 57
  4. Саган А.М. Макрорегулирование высокоразвитого рынка: «невидимач рука», конкуренция, потребности системы – М.: Маркет ДС, 2006
  5. Цухло С.В. Конкуренция в российской промышленности – М.: Институт экономических проблем переходного периода, 2003
  6. Экономическая теория. Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. – СПб: СПбГУЭФ : Питер, 2007
  7. Авдашева С.Б. Конкуренция и монопольная власть в экономике России: логика переходного периода// www.ecsocman.edu.ru
  8. Гордеев В. Две тенденции в эволюции конкуренции// Мировая экономика и международные отношения №1, 2007
  9. Качалин В. Международные аспекты антимонопольного регулирования// Мировая экономика и международные отношения №2, 2006
  10. Михневич С. Поддержка конкуренции и политика антидемпинга: их взаимозависимость// Мировая экономика и международные отношение № 6, 2005
  11. Покрытан П. О регулировании монопольных тарифов// Экономист №2, 2006
  12. Розанова Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы//Вопросы экономики №12, 2005г.
  13. Саввиди С.М. Экономические механизмы развития российского рынка газа в условиях глобализации мировой экономики. Автореф. дисс.. канд. экон. наук, Краснодар, 2007г.
  14. Шаститко А., Авдашева С. Адвокатирование конкуренции как часть конкурентной политики //Вопросы экономики №12, 2005.
  15. Шаститко А., Авдашева С. Модернизация антимонопольной политики в России// Вопросы экономики №5, 2005

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Экономическая теория
2017 год 30 стр.
Курсовая Формы и методы регулирования рынка
Telesammit
Курсовая работа Экономическая теория
2016 год 41 стр.
Курсовая Сущность безработицы и ее регулирование
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское