Введение.
Глава 1. Конкуренция и монополия их взаимосвязи и развитие в мире и России
1.1. Конкуренция и монополия и их взаимосвязь.
1.2.Тенденции развития конкуренции в экономике РФ.
1.3 Антимонопольная политика в России: проблемы и перспективы.
Глава 2. Влияние предприятий-монополистов на экономику отрасли на примере ОАО «-».
Заключение.
Список использованной литературы.
Конкуренция в самом общем значении этого слова есть соперничество, борьба за получение конкурирующими субъектами для себя наибольших выгод. Монополия по своей сути означает преимущество, преобладание и в этом смысле выступает как противоположность конкуренции, поскольку конкуренция предполагает относительное равенство соперников, а монополия - неравенство, преобладание возможностей, позволяющее с наибольшим успехом получать выгоды для себя за счет других.
В обыденном рыночном сознании конкуренция ассоциируется с равенством условий экономической деятельности и, по мнению сторонников рыночной идеологии, символизирует справедливость. Поэтому каждый участник рынка ратует за честную конкуренцию, хотя сам втайне мечтает быть монополистом и принимает все доступные меры к тому, чтобы стать таковым в действительности. Как отмечал еще Адам Смит, когда представители одной и той же отрасли встречаются друг с другом, ''беседа между ними завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены''.
Объект исследования – взаимосвязь конкуренции и монополии. Предмет исследования – развитие конкуренции в мировой экономике и России и регулирование монополий.
Цель исследования – рассмотреть основные проблемы конкуренции и монополии в мировой экономике и России, а также влияние предприятия -монополиста на развитие отрасти.
Задачи, решаемые в ходе работы:
- Провести анализ взаимосвязи конкуренции и монополии в мировой экономике;
- Рассмотреть развитие конкуренции в российской экономике;
- Проанализировать развитие антимонопольного регулирования в России;
- Рассмотреть влияние на развитие газовой отрасли предприятия монополиста ОАО «-».
В первой главе работы рассмотрены основные вопросы взаимосвязи конкуренции и монополии, развития конкуренции в России и этапы и проблемы антимонопольного регулирования в России. Во второй главе проведен анализ влияние ОАО «-» на развитие газовой отрасли.
Для написания работы использовались работы Розанова Н., Гордеева В., а также материалы периодических изданий.
Глава 1. Конкуренция и монополия их взаимосвязи и развитие в мире и России
1.1. Конкуренция и монополия и их взаимосвязь
Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества. Он в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей. Наиболее яркое проявление соперничества — конкуренция.
Конкуренция — это экономическое состязание изготовителей одинаковых товаров на рынке за привлечение как можно большего числа покупателей и получение благодаря этому максимальной выгоды.
Конкуренция — важное средство контроля в рыночной системе. Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания потребителей до предприятий-изготовителей продукции, а через них — и до поставщиков ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятие-изготовитель и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти пожелания потребителей. Конкуренция вызывает расширение производства и понижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства.
Однако этим не ограничивается положительное воздействие конкуренции на экономику, ее эффективность. Конкуренция заставляет предприятия наиболее полно воспринимать научно-технические достижения, применять эффективные технику, технологию, современные методы организации производства и труда.
Понятием, противоположным конкуренции, является монополия. В условиях монополии на рынке имеются только один продавец и множество покупателей. Являясь единственным производителем данного товара, монополист назначает за этот товар на рынке монопольно высокую цену. В результате общество будет нести повышенные издержки, так как относительно меньше потребителей смогут покупать товар, произведенный и предлагаемый в условиях монополии, а те, кто покупает этот товар, будут платить за него больше. В условиях свободной конкуренции у монополиста меньше предложений.
Монополист как единственный производитель данного товара находится в очень выгодном положении. Он может свободно повышать цену товара, так как не беспокоится о конкурентах, которые, назначая более низкую цену, могли бы захватить рынок. Однако это не означает, что монополист может бесконечно повышать цену, назначать ее сколь угодно высокой. Прежде чем принять решение о цене, монополист изучает рыночный спрос, анализирует издержки своего производства, издержки сбыта продукции. В соответствии с характером кривой рыночного спроса чем выше цена, тем ниже спрос, и наоборот; при этом монополист устанавливает цену товара и определяет объем его производства и продажи.