Актуальность исследования. На протяжении нескольких столетий казаки играли ключевую роль в войнах и формировании российского государства. В результате долгой трансформации взрывоопасной смеси групп искателей приключений и свободы с племенами, населявшими степи между Черным и Каспийским морями, родилась военная «каста», была уникальной и несравненной войсковой кавалерией в мире.
В настоящее время казачьи войска-это особый род войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Они подчиняются Верховному главнокомандованию. Военное управление казачьих войск подчиняется Главному управлению казачьих войск Министерства обороны и возглавляется казачьим генералом. В военных округах действуют казачьи войска, которые отвечают за управление и подготовку соединений и частей и ведут учет казаков, как находящихся на службе, так и проживающих на каждой территории. В мирное время казаки выполняют функции по защите граждан России, а также интересов государства в различных сферах-от охраны государственных зданий до охраны лесов. В военное время казачьи войска становятся полноценными воинскими подразделениями, способными вести боевые действия и нести те же обязанности, что и остальные российские войска.
Однако интересен тот факт, что в России коренные казаки веками и до сих пор ревностно заботились о сохранении самого произношения и написания названия своей национальности и своего происхождения. В социально – политическом плане с XV века и по сей день казачья община имеет внутреннюю административную структуру и этно-конфессиональный состав.
Одно из самых интересных и могущественных казачьим войском XIX века по праву считается терское казачье войско. Прирожденные наездники, казаки также показали себя блестящими разносторонними воинами, умеющими выживать и побеждать во всех видах сражений. Казаки смогли выдержать осаду значительно превосходящих войск противника, действуя в качестве артиллеристов и саперов. В истории России и до сих пор есть немало славных страниц, связанных с Терским казачеством. В длительных походах по пустыням и степям, в условиях ограниченного и скудного водоснабжения они стоили больше, чем обычная кавалерия страны того периода. За время истории своего формирования в него вошло множество этносов и конфессий, которые сражались бок о бок и делили общий быт. Терские казаки обладают богатой культурой, о которой помнят в их песнях и танцах, поскольку, помимо того, что они были народом-воином, они также были известны своими праздниками, песнями, прославляющими жизнь, любовь, победу и войну; эта отличительная черта является плодом их понимания жизни, которое в любой момент может проявиться в их жизни. это могло закончиться в пылу боя. Считается что такая самобытность терских казаков связана с разнообразностью этно-конфессионального состава Терского войска. Его состав действительно уникален и представляет неподдельный интерес и по настоящее время.
Степень изученности. Этно-конфессиональная принадлежность казаков все еще является изучаемым вопросом, но в любом случае со временем среди них стала преобладать славянская этническая принадлежность и православная христианская религия. На сегодняшний день официальных данных о численности казаков и их потомков нет, поскольку при проведении переписи не ставится вопрос об этническом происхождении. По разным опросам, в России проживает около пяти миллионов казаков. Поэтому исследование особенности состава терского казачьего войска с точки зрения формирования идентичности этносов и конфессий считается возможным с точки зрения истории российского казачества и народов Кавказа.
Целью работы является исследование состава конфессий и этносов терского казачьего войска 19 века. Для этого было принято решить следующие задачи в работе:
1.Рассмотреть основные этапы формирования и развития казачества, его роль и значение в истории страны
2.Определить корни терского казачества и зарождение этно-конфессионального общества терского казачьего войска
3.Проанализировать процесс пополнения терского войска и этнического саморазвития казачества как фактора его существования
4.Обозначить особенности формирования полиэтнического и коликонфессионального субэтноса терских казаков
Объектом исследования являются терские казаки.
Предметом становится процесс формирования этно-конфессионального состава терского казачьего войска.
Новизна исследования. Впервые сделана попытка провести исторический анализ процесса формирования этнического и конфессионального состава терского казачьего войска 19 века.
Материалом исследования послужили исторические документы и материалы исследования различных историков, занимавшихся изучением жизни и быта как казаков в целом, так и терских казаков в частности.
Теоретическая ценность заключается в более глубоком исследовании процессов, способствующих формированию особенностей субъэтноса терского казачьего войска.
Практическая значимость заключается в том, что материал можно использовать в курсе истории.
Методы исследования. В ходе работы применялись описательный метод, метод сплошной выборки, а также метод функционального анализа исторического текста.
Структура работы. Работа состоит из двух глава, введения, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ И ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА
1.1.Основные этапы формирования и развития казачества, его роль и значение в истории страны
Казаки - это община, сформировавшаяся в XV веке и со временем ставшая частью государственной системы России. Казак (по-русски: казак, тр.: казак, множественное число: казаки; по-украински: козак) относится к человеку, принадлежащему к древнему кочевому народу, по преимуществу воину и великому свободолюбивому, который навсегда поселился в южных степях. Казаки были известны своей воинской доблестью и уверенностью в себе. Название, возможно, происходит от тюркского слова куззак, «искатель приключений», «свободный человек».
Основная и самая многочисленная группа-это украинские казаки (козаки) и русские казаки (казаки) с рек Дон, Кубань, Терек и Урал соответственно. Несколько менее известны польские казаки (Козаки) и татарские казаки (Нагайбекляр). Согласно древней казачьей традиции, слово «Казак» должно быть написано и прочитано одинаково, как слева направо в славянской кириллической транскрипции, так и справа налево в транскрипции тюркских языков.
Казак - это общее название, которое независимо разделяют различные группы населения и воинские части на протяжении всей истории Восточной Европы и прилегающих территорий. Основная и самая многочисленная группа-это украинские казаки (козаки) и русские казаки (казаки) с рек Дон, Кубань, Терек и Урал соответственно. Несколько менее известны польские казаки (Козаки) и татарские казаки (Нагайбекляр).
Согласно древней казачьей традиции, слово «Казак» должно быть написано и прочитано одинаково, как слева направо в славянской кириллической транскрипции, так и справа налево в транскрипции тюркских языков.
Исторические записи о казаках до XVI века скудны. В XV веке казачье общество описывалось как разветвленная федерация независимых общин, которые часто образовывали местные армии, полностью отделенные от соседних государств (таких как Польша, Великое княжество Московское или Крымское ханство).
Со второй половины XVI века казаки начали совершать набеги на территории, находящиеся под властью Османской Империи.
В Европе до сих пор помнят казачьи сотни, захватившие Берлин и Париж. Не было ни одной войны, в которой эти войска не участвовали бы. Менее известной и даже более важной, чем их подвиги и храбрость на войне, была тяжелая служба казаков на обширных российских границах и их борьба с набегами кочевых народов (от которых они переняли некоторые из «степных» тактик и маневров, которые так удивили регулярную кавалерию этих стран европейцев, например, в войне против Наполеона). Казачьи отряды выполняли важную работу по сопровождению многочисленных экспедиций русских географов, офицеров военной разведки, исследователей и геодезистов, а также служили охранниками российских посольств в азиатских государствах.
Русские казаки сыграли важную роль в колонизации Сибири. В середине XVII века русские казаки достигли побережья Тихого океана. Украинские казаки образовали государство Запорожских казаков в 1649 году.
Вплоть до XVI века отношения между казачеством и центральной властью России характеризовались попытками правительства направить казачью активность и воинственность на благо страны... в противном случае эти смелые свободолюбцы могли бы пуститься в какое-нибудь опасное предприятие.
Примером такой политики сдерживания было бы достаточно основания в 1589 году на берегу Волги города Царицын, призванного защищать этот важный водный путь от казачьих набегов и который в середине XX века войдет в историю Второй мировой войны под названием " Сталинград” (ныне Волгоград).
Но еще более важный подарок был преподнесен России в XV веке, когда отряд из 500 казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем завоевал Сибирь и, не имея возможности удержать такой участок земли, обратился за помощью к российскому правительству.
Казакские войска сыграли ключевую роль во время расширения Российской империи в Сибири, на Кавказе и в Средней Азии в XVII и XIX веках. Они также служили проводниками для большинства российских экспедиций географов, торговцев, исследователей и геодезистов. Казаки также принимали участие в партизанской войне во внутренних районах оккупированной французами России, совершая нападения на линии связи и снабжения. Эти атаки, совершенные казаками совместно с русской легкой кавалерией и другими подразделениями, были одним из первых достижений тактики партизанской войны.
1. Абрамов, Г. Нес колько истори ческих сведений о гребе нских и терских казаках / Г. Абрамов // Вое нный сбор ник.- 1877.-№6. - То же [Электронный ресурс]. - URL : https://kavkazdoc.me/Neskolko_istoricheskih_svedeniy_o_grebenskih_i_terskih_kazakah.html (дата обращения: 13.03.2023)
2.А гафонов, А. Со зна ком времен. Забытые родо начальники казачьей гвар дии //Родина.- 2004.-№5.- С.34-37.
3.Ба ронин, А. В лучш их традиц иях: («Терские казаки») /А. Баронин // Прох ладненские из вестия.-2015.- С.6
4.Бе зотосный, В. К то такие каза ки? /В. Без отосный // Родин а.- 2004.- №5.- С. 7-13.
5.Безотосны й,В. Вихрь - атаман: (М.И. Пла тов) / В.Безотосны й // Роди на.- 2004.-№5.- С.43- 47.
9.Бутова, Е. Ста ница Бороз динская Терской об ласти Кизлярского округа // Сбор ник материалов для опи сания мест ностей и племен Кавказа. Вып. 7. Тифлис: Издание Управления Кав казского учебного округа, 1889. С. 3-156.
11.Ви менбахов, В. К истории влия ния кабардинц ев на военный быт казачества /В. Вименбахов // Уч енные записки КБНИИ. - Нальчик, 1965.- Т.23. - 126 -133.
16.Гор деев, А. А. История казаков. Часть 1. Золотая Орда и зарождение каза чества / А.А. Гордеев. - М.: Страс тной бульвар, 2016. - 176 c.
17.Да выдова, О. Дон цы, кубанцы, гребенц ы. О не которых наименова ниях казаков в русском языке /О. Давыдова // Рус ская речь.- 2010.- №3.- С.91 – 94.
18.Заседателева, Л.Б. Терские казаки (середина ХVI - начало ХХ века). Историко- этнографические очерки. М.: Изд-во МГУ, 1974. - 423 с.
19.Ива нова Т. Обря ды Терского казачества / Т. Иванова // Ленин ское знамя.-1992.С.-20-22
20.Иникова, С. Представления о каза ках и казачьи традиции в культурно- религи озной жизни духоборцев / С. И никова // Этнографическое обозрение.- 2015.- №2.- С. 70-82.
24.Марке донов, С. Казаче ство: единство или многообра зие?/ С.Маркедонов // Общес твенные науки и современность.- 2005.- №1.- С. 95 -109.
25.Мо хов, А. Казачество как этнокуль турный и политичес кий фено мен в истории и сов ременности России/ А. Мохов // Национальная безопасность и гео политика России.- 2019.- №3/4.- С. 131- 139.
26.Нелепин, Р. А. История ка зачества (комп лект из 2 книг) / Р.А. Нелепин. - М.: Православная Русь, 2019. - 148 c.
30.Сизен ко, А.Г. Казачество Росси и. Казачьи войска. Знаменитые атаманы. Ук лад жизни / А.Г. Сизенко. - М.: Владис, 2019. - 562 c.
31.Сопов, А. Проблемы этнического проис хождения казачество и ее совре менное прочтение / А. Сопов // Вестник МУ. Сер.8.История.- 2008.- №4.- С.66 -86.
35.Шиш ов, А. В. Казачь и войска России.- М., 2007.- 336с.
36.Ю дин, П.Л. Моздо кские калмы ки (К истории Терского казачьего войс ка) // Записки Терского общества любителей казачьей стари ны. 1914. № 12. С. 23-31.