Введение
1. Теоретические основы стратегии развития национальных корпораций
1.1 Понятие и сущность национальных корпораций
1.2 Особенности стратегии развития национальных корпораций
2. Проблемы и перспективы стратегического развития национальных корпораций в России
2.1 Основные проблемы стратегии развития национальных корпораций
2.2 Возможности стратегии развития национальных корпораций
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования. Проблемам разработки стратегии развития предприятий посвящено большое число исследований, что связано с ценностью стратегического развития как инструмента управления развитием хозяйствующего субъекта в условиях изменчивости и неопределенности внешней среды. Трудности, с которыми постоянно сталкиваются российские предприятия, а также специфические особенности национальных корпораций усиливают отставание предприятий в области применения современных инструментов развития. Стратегия развития пока еще не полностью вошла в практику национальных корпораций России. Однако без разработки научно обоснованной стратегии развития национальных корпораций на всех уровнях управления невозможно преодолеть кризисные явления и заложить основу для опережающего развития национальной корпорации.
По мере усложнения внешней среды фундаментальная и скрытая роль стратегии развития в обществе начинает оспариваться теми, кто сомневается в адекватности конкурентной политики. Поэтому проблема освоения методов и инструментов стратегического развития, позволяющих наряду с общими закономерностями в полной мере учесть специфику российской национальной корпорации, придание стратегическому процессу в отрасли системного характера приобретает в настоящее время все большую актуальность.
Цель исследования состоит в исследовании проблем стратегии развития национальных корпораций России. Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие и сущность национальных корпораций.
2. Выявить особенности стратегии развития национальных корпораций.
3. Определить основные проблемы стратегии развития национальных корпораций.
4. Охарактеризовать возможности стратегии развития национальных корпораций.
Объектом исследования является стратегия развития российских национальных корпораций. Предметом исследования выступают экономические, правовые и политические проблемы российских национальных корпораций.
Теоретической основой работы послужили фундаментальные концепции и прикладные исследования, представленные в работах зарубежных и отечественных ученых по проблемам стратегического развития.
Для решения поставленных в работе задач были использованы методы анализа источниковой базы, статистический и графический анализ.
Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в исследовании разработки, выводы и предложения способствуют решению вопросов развития национальной корпорации на основе использования современных инструментов менеджмента.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ
1.1 Понятие и сущность национальных корпораций
Национальное предприятие – понятие международного налогового планирования, означающее компанию, зарегистрированную в данной стране в соответствии с нормами действующего гражданского законодательства без присвоения ей какого-либо специального налогового статуса. Как правило, может быть учреждена резидентами и нерезидентами [21].
Корпорацией называется коллективное объединение, организация, которая признается юридическим лицом и основывается на объединении капиталов или добровольных взносах, осуществляющая полезную деятельность. Авторы выделяют признаки корпорации (рис. 1):
Рисунок 1 – Признаки корпорации
- Корпорация – это не совокупность индивидов. Она представлена ассоциацией, то есть союзом, который образовал коллектив, его воля определяется интересами входящих участников [15]. Такой организованный коллектив действует организационно и от своего имени.
- Корпорация подразумевает объединение не только индивидов, но и капиталов (некоммерческие организации - взносы) [10]. Лица, предоставившие свой капитал в целях организации деятельности корпорации, размер вкладываемого капитала может строго определяться в любой момент существования категории капиталов и являться ее финансовой основой.
- Корпорация организовывается, чтобы осуществлять социально-полезную деятельность. Четкого определения такой деятельности в Законе не указано. Таким образом, это те виды деятельности, которые соответствуют принципу: «Разрешено все, что не запрещено» [2].
- Корпорация может действовать в различных сферах жизни, особое внимание привлекает производственная сфера, поскольку такие корпорации определяют возможности национальной корпорации, которые работают в других сферах. Но выше всего стоят финансовые корпорации, которые обеспечивают развитие остальных.
- Капитал, который объединяется в корпорациях, должен все время функционировать, чтобы достичь стратегических целей. Следовательно, внутри корпорации всегда существуют специальные звенья (цех, отдел), которые взаимодействуют при помощи аппарата управления.
- Корпорацией может называться коллективное объединение, которое приобрело статус юридического лица. Это должно быть подтверждено регистрацией в государственных органах.
Исследователи выделяют основные следующие организационные формы корпораций (рис. 2):
1. Андрейчиков, А. В. Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике. Основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. – М.: Либроком, 2017. – 248 c.
2. Бараненко, С. П. Стратегический менеджмент / С.П. Бараненко, М.Н. Дудин, Н.В. Лясников. – М.: Центрполиграф, 2016. – 320 c.
3. Велесько, Е. И. Стратегический менеджмент / Е.И. Велесько, А.А. Неправский. – М.: БГЭУ, 2016. – 308 c.
4. Верин, С. Современные подходы к организации стратегического менеджмента / С. Верин. – М.: LAP, 2017. – 367 c.
5. Веснин В.Р., Кафидов В.В. Стратегическое управление – СПб.: Питер, 2015. – 256 с.
6. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. – М.: Омега-Л, 2015. – 464 с.
7. Грушенко, В. И. Менеджмент. Восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений / В.И. Грушенко. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 288 c.
8. Егоршин, А. П. Стратегический менеджмент / А.П. Егоршин. – М.: НИМБ, 2017. – 592 c.
9. Ершов Д.М., Кобылко А.А. Выбор комплексной стратегии предприятия с учетом сочетаемости стратегических решений // Экономика и математические методы. – 2015. – № 1. – С. 97-108.
10. Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. – М.: Магистр, 2016. – 528 c.
11. Исаев, Д. В. Корпоративное управление и стратегический менеджмент. Информационный аспект / Д.В. Исаев. – М.: Высшая Школа Экономики, 2016. – 220 c.
12. Крымов, С. М. Стратегический менеджмент / С.М. Крымов. – М.: Academia, 2017. – 208 c.
13. Курлыкова, А. В. Стратегический менеджмент / А.В. Курлыкова. – М.: Инфра-М, РИОР, 2017. – 176 c.
14. Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Б.Г. Литвак. – М.: Юрайт, 2016. – 507 c.
15. Малюк, В.И. Стратегический менеджмент. организация стратегического развития. учебник и практикум / В.И. Малюк. – М.: Юрайт, 2016. – 361 c.
16. Налчаджи Т.А., Маломатова Л.А. Стратегический подход к управлению промышленными предприятиями // Научный альманах. – 2015. – № 1. – С. 293-296.
17. Панов, А. И. Стратегический менеджмент / А.И. Панов, И.О. Коробейников. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 244 c.
18. Парахина, В. Н. Стратегический менеджмент / В.Н. Парахина, А.С. Максименко, С.В. Панасенко. – М.: КноРус, 2016. – 496 c.
19. Попов, С. А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение. Цели. Изменения. Учебно-практическое пособие / С.А. Попов. – М.: Юрайт, 2017. – 448 c.
20. Попов, С. А. Концепция актуального стратегического менеджмента для современных российских компаний / С.А. Попов. – М.: Юрайт, 2016. – 224 c.
21. Сидоров, М.Н. Стратегический менеджмент / М.Н. Сидоров. – М.: Юрайт, 2016. – 145 c.
22. Стороженко В.В. Современный подход к стратегическому управлению промышленным предприятием, использующий модульное моделирование // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. – 2016. – № 26. – С. 185-188.
23. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / А.Н. Фомичев. – М.: ИТК Дашков и К, 2016. – 468 c.
24. Харченко, В. Л. Стратегический менеджмент / В.Л. Харченко. – М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2016. – 384 c.
25. Шептиева О.Е. Совершенствование формирования корпоративной финансовой стратегии на российских предприятиях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 1. – С. 255-259.
26. Шифрин, М. Б. Стратегический менеджмент / М.Б. Шифрин. – М.: Питер, 2017. – 240 c.