Введение
1. Понятие «корпорация» в российской теории и практике
2. Экономико-правовые аспекты корпоративного управления в России
3. Российские корпорации: проблема внутрикорпоративных интересов
Заключение
Список использованной литературы
Реферат|Экономика
Авторство: Telesammit
Год: 2018 | Страниц: 22
Введение
1. Понятие «корпорация» в российской теории и практике
2. Экономико-правовые аспекты корпоративного управления в России
3. Российские корпорации: проблема внутрикорпоративных интересов
Заключение
Список использованной литературы
Современная корпорация представляет собой одновременно имущественный комплекс, юридическое лицо, товаропроизводителя и т.д. Выступая в виде отдельного крупного предприятия или объединения нескольких предприятий, корпорация может функционировать как в форме простого акционерного общества, так и их объединения. Современные корпорации зачастую представляют объединения фирм различных сфер деятельности: промышленной, коммерческой, научно-технической, маркетинговой, сбытовой и функционируют на базе разработки и реализации согласованной политики в области специализации, интеграции производства и капитала, раздела рынков сбыта, кооперирования в сфере НИОКР.
На сегодняшний день необходимость урегулирования отношений в сфере формирования и функционирования эффективных корпоративных образований в мировой экономике в целом и экономики России в частности, предопределяет актуальность исследования процессов существования и развития корпораций в России, а также различных аспектов налаживания делового сотрудничества с представителями внешней среды и обеспечения тесного национального и межнационального корпоративного взаимодействия.
Объект данной работы – российские корпорации.
Цель работы – описать развитие национальных корпораций в России с точки зрения экономико-правового аспекта.
Задачи работы:
1. Дать определение понятия «корпорация» в российской теории и практике.
2. Рассмотреть экономико-правовые аспекты корпоративного управления в России.
3. Описать Российские корпорации и проблемы внутрикорпоративных интересов.
1. Понятие «корпорация» в российской теории и практике
Становление предпринимательства как «новой» социально-экономической практики в постсоветской России сопровождалось активным процессом социально-культурных заимствований из международной бизнес-среды. В российскую деловую культуру вошли различные иноязычные экономические и юридические термины и понятия, которые впоследствии были приняты российским социумом и прочно обосновались в русском языке. Некоторые из них не получили законодательно закрепленного определения, как, например, понятие «бизнесмен», которое, однако, широко используется как синоним слова «предприниматель» [14].
Подобная ситуация наблюдалась длительное время и в отношении термина «корпорация» [8], который в общеупотребительном смысле, часто ассоциировался с крупной компанией или крупным бизнесом. В целом это соответствует разъяснениям к понятию корпорации в различных англоязычных справочных источниках, указывающих на специфику и сложность функционирования таких организаций и поэтому, как правило, крупных [1], однако, там же рассматриваются и «малогабаритные» варианты корпорации [2].
В советское время понятие «корпорация», которое происходит от латинского слова «corporatio» – объединение, подчас сопровождалось использованием столь отрицательных характеристик (замкнутость, узкоиндивидуалистические интересы, авторитарность руководства, асоциальные и антисоциальные ценностные ориентации) [10], что данный термин приобретал негативную коннотацию. Современные русскоязычные толковые и специальные словари чаще всего представляют термин «корпорация» как объединение (общество) или группу лиц, объединенных по профессиональному признаку либо для достижения какой-либо цели [5]. О масштабах такой организации, в большинстве случаев, речь не идет.
Исследователями из областей экономики и права предлагались различные подходы при определении, что именно следует считать корпорацией: рассматривались варианты из англо-саксонского и континентального права [8]; иногда учитывалась возможная экономическая сторона понятия [7]. Корпорация также представлялась как определенная организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта, к которой относили организации и предприятия различного экономического «масштаба»: от внутренних торговых товариществ до транснациональных компаний [11].
В настоящее время учтены поданные в высшие законодательные органы Российской Федерации предложения по правовому урегулированию этого вопроса, направленные на определение корпорации как юридического лица, учредители которого являются его участниками, обладающими в нем правом членства, формирующие его высший орган управления и имеющие право на участие в управлении его деятельностью [12], и в апреле 2014 Госдумой РФ принят федеральный закон, закрепляющий эти положения. Принадлежность к корпорации в нем определяется только организационно-правовой формой и не зависит от размера уставного фонда, экономических показателей или направления деятельности организации, а корпорации, при этом, могут быть коммерческие и некоммерческие [9].
Следовательно, в категории «корпорация» оказываются вместе с крупнейшими компаниями (ПАО «Газпром», ПАО «Лукойл» и т. п.) и такие юридические лица как товарищества собственников недвижимости, крестьянские (фермерские) хозяйства, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации и т. д. [6]. При этом не все юридические лица подпадают под определение «корпорация». Так, например, крупные унитарные предприятия: ФГУП «Почта России» (государственная компания, оператор почтовой сети), ФГУП «ГКНПЦ имени М. В. Хруничева» или ГУП МО «Мособлгаз» не входят в категорию «корпорация», поскольку относятся к иной организационно-правовой форме.
1. Беркович, М.И., Антипина Н.И. Особенности воздействия крупных корпораций на социально-экономическое развитие региона // Региональная экономика: теория и практика. – 2016. – №11 (434). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vozdeystviya-krupnyh-korporatsiy-na-sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-regiona (дата обращения: 16.03.2018).
2. Брижак, О.В. Российские корпорации: проблема внутрикорпоративных отношений и интересов // Крымский научный вестник. – 2015. – №4-1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskie-korporatsii-problema-vnutrikorporativnyh-otnosheniy-i-interesov (дата обращения: 16.03.2018).
3. Валькович, О.Н., Золотарева, Ю.О. Экономико-правовые аспекты корпоративного управления в России // Теория и практика общественного развития. – 2015. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomiko-pravovye-aspekty-korporativnogo-upravleniya-v-rossii (дата обращения: 16.03.2018).
4. Вальтер Артур. «О понятии «Корпорация» // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. – 2015. – №9-10. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-korporatsiya (дата обращения: 16.03.2018).
5. Гапликова, Д. С. Понятие «корпорация» в зарубежной и российской теории и практике // Молодой ученый. – 2016. – №15. – С. 286-288.
6. Головина А. С. Развитие российских транснациональных корпораций // Век качества. – 2015. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rossiyskih-transnatsionalnyh-korporatsiy (дата обращения: 16.03.2018).
7. Клычев, Т.Ю. Перспективы развития транснациональных корпораций на мировом рынке // Российское предпринимательство. – 2015. – №13 (259). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-transnatsionalnyh-korporatsiy-na-mirovom-rynke (дата обращения: 16.03.2018).
8. Корухов, А.А. Перспективы развития ТНК с позиции национальных интересов России // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». – 2016. – №4 (66). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-tnk-s-pozitsii-natsionalnyh-interesov-rossii-1 (дата обращения: 16.03.2018).
9. Леванова, Л. Н. Понятие системы корпоративного управления и основы ее формирования // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. – 2016. – №2-1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-sistemy-korporativnogo-upravleniya-i-osnovy-ee-formirovaniya (дата обращения: 16.03.2018).
10. Леванова, Л.Н. Инновации в корпоративном управлении в России // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. – 2015. – №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-korporativnom-upravlenii-v-rossii (дата обращения: 16.03.2018).
11. Прангишвили, Г. Г. Современные проблемы деятельности и перспективы развития иностранных ТНК в РФ // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 764-768. – URL https://moluch.ru/archive/90/18598/ (дата обращения: 16.03.2018).
12. Светник, Т.В. Российские корпорации в глобальном мире: новые тренды // Baikal Research Journal. – 2016. – №6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskie-korporatsii-v-globalnom-mire-novye-trendy (дата обращения: 16.03.2018).
13. Сучков, С. Д. Место и роль корпоративных университетов в российской и зарубежной практике коммерческих компаний // Молодой ученый. – 2015. – №22. – С. 485-487. – URL https://moluch.ru/archive/102/23462/ (дата обращения: 16.03.2018).
14. Шавина, Евгения Викторовна Инновационная деятельность глобальных корпораций в России и российских ТНК за рубежом // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. – 2016. – №8. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnost-globalnyh-korporatsiy-v-rossii-i-rossiyskih-tnk-za-rubezhom (дата обращения: 16.03.2018).
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!