ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖАНРА АНТИУТОПИИ В ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Особенности антиутопии как жанра
1.2. История жанра антиутопии в русской и зарубежной литературе
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, НАПИСАННЫХ В ЖАНРЕ АНТИУТОПИИ
2.1. Жанровые особенности романа «Мы» Е.И. Замятина
2.2. Развитие жанра в романе О. Хаксли «Прекрасный дивный мир»
2.3. Роман-антиутопия Дж. Оруэлла «1984»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы «Антиутопия. Специфика жанра романов «Мы» Е. Замятин, «Прекрасный дивный мир» О. Хаксли, «1984» Дж. Оруэл» заключается в том, что произведения в жанре антиутопии чаще всего подвергаются анализу с политической или философской точки зрения, что уступает литературным исследованиям. Кроме того, интерес представляет исторический контекст произведений, так как сейчас мы живём в то самое время, страшные предположения о котором строили писатели-антиутописты, и многие из их опасений уже находят подтверждение в современном нам обществе.
Антиутопия как жанр является разновидностью утопии (греч. ou - не, нет и topos - место, т.е. место, которого нет; иное объяснение: eu - благо и topos - место, т.е. благословенное место) – литературно-художественного произведения, содержащего картину идеального общества, населенного абсолютно счастливыми людьми, живущими в условиях совершенного государственного устройства.
Антиутопия – в художественной литературе представление о будущем, которое в противоположность утопии отрицает возможность построения совершенного общества и предрекает, что любые попытки воплотить в жизнь такое общество неизбежно ведут к катастрофическим последствиям.
Антиутопия как литературный жанр ««Утопии страшны тем, что они сбываются», - писал Н. Бердяев. Антиутопия тесно связана с утопией – «замыслом спасения мира самочинной волей человека» (С. Франк) в соответствии с идеалом. Исторический процесс в антиутопии делится на два отрезка - до осуществления идеала и после. Между ними – катастрофа, революция или другой разрыв преемственности. Отсюда особый тип хронотопа в антиутопии: локализация событий во времени и пространстве. Все события происходят после (переворота, войны, катастрофы, революции и т.д.) и в каком-то определённом, ограниченном от остального мира месте. В антиутопии «конец истории» является точкой отсчёта, началом. Антиутопия разомкнута в будущее, так как демонстрирует последствия социально-утопических преобразований. Жизнь героя антиутопии предельно подчинена ритуалу, и поэтому часто темой произведения становится стремление героя этот ритуал сломать, разрушить, восстать против него. Конфликт «я» и «мы» типичен для любой антиутопии, для которой актуальной становится проблема превращения личности в массу. Литературная традиция антиутопии ХХ века, заданная Е. Замятиным в романе «Мы», О. Хаксли в романе «Прекрасный дивный мир», Д. Оруэл в романе «1984», сегодня в 21 веке, значительно корректируется. Писатели выявляют новое тотальное антиутопическое сознание, ставшее знаком современности. А. Генис полагает, что современные писатели, «балансируя на краю пропасти в будущее, обживают узкое культурное пространство самого обрыва». Во взаимодействии абсурда и реальности, хаоса и нового миропорядка, сюрреализма и кафкианства рождается новая стилистика.
Объект исследования - жанр антиутопии, его основные традиции и история его развития.
Предмет исследования - классические романы-антиутопии «Мы» Е. Замятина, «1984» Дж. Оруэлла, «Прекрасный дивный мир» О. Хаксли.
Цель исследования - выявление особенностей жанра антиутопии и его проблематики на примере произведений: «Мы» Е. Замятин, «Прекрасный дивный мир» О. Хаксли, «1984» Дж. Оруэл.
Задачи:
рассмотреть особенности антиутопии как жанра;
изучить историю жанра антиутопии в русской и зарубежной литературе;
показать жанровые особенности романа «Мы» Е.И. Замятина;
рассмотреть особенности развития жанра в романе «Прекрасный дивный мир» О. Хаксли;
проанализировать роман-антиутопия Джорджа Оруэлла «1984».
Методы исследования: описательный, метод анализа и синтеза историко-литературных, типологический, структурный, метод биографических данных, приемы сбора и обработки материала.
Материалом исследования послужили теоретическая, методическая, историческая, критическая и художественная литература. Такую базу нашего исследования составили труды зарубежных и отечественных литературоведов, библиографов и историков, как: Батракова С. П., Воробьева А.Н., Герберт У., Денисов С.Ф., Ерохина Т.И., Журкова М.С., Каутский К., Комлева Н.Л., Ланин, Б.А., Линкольн Ч., Маканин В., Мартынов Д.Е., Мор Т., Моррис У., Нозик, Р., Хаксли Л. Оруэлл Дж., Пристанскова Е., Савельева И.М., Слезкин Л. Ю., Цветкова О.И., Чамеев А. А., Шадурский М. И., Щепин М., Юрьева Л.М. и др.
Практическая значимость исследования предполагает возможности использования результатов исследования на практике, в частности, изучение типов отражения истории в литературе, исследования творчества писателей-антиутопистов.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖАНРА АНТИУТОПИИ В ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Особенности антиутопии как жанра
Антиутопическая традиция берет свое начало в диалоге с традицией утопического мышления, насчитывающего, на данный момент, более двух тысячелетий. Мотивы утопии проявляются в мифологиях различных народов. Первым литературным наследием данного жанра, дошедшим до нас в письменной форме, принято считать «Государство» Платона, создание коего датируется 360 г. до н.э.
По сути, данное произведение представляет собой первую известную утопию, однако употребление слова «утопия» для обозначения подобных произведений станет возможным лишь в 16 веке, с появлением «Утопии» Т. Мора. Как литературный жанр утопию начнут выделять несколько позднее. Образа рая как города лег в основу первых проектов идеализированного общественного устройства, то есть собственно утопии как мы ее понимаем. Отсюда и название: ou - нет, topos - место, что в буквальном переводе обозначает «не место» или «место, которого нет» .
Утопические идеи отходят от философии и религии и приобретают самостоятельность лишь в 16 веке, получив художественное оформление в таких произведениях, как, собственно, «Утопия» Т. Мора, «Город солнца» Т. Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона, «Голос Рамы» П. Чемберлена, а также в антирелигиозной утопии Д. Вераса - «История севарамбов» .
Расцвет утопического жанра приходится на 17-18 века, когда утопические произведения приобретают наиболее выраженный социальный уклон (Ж.Ж. Руссо «Общественный договор», сочинения А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, план реформы человеческого общества Я.А. Коменского, труды Лейбница). Центральными темами утопии как жанра являются идеи равенства и справедливости, а утопическая парадигма представляет собой детально проработанную фантазию об идеальном социуме будущего .
Первые антиутопические мотивы можно проследить еще в 18 веке в творчестве Дж. Свифта, его романе «Путешествия Гулливера» пародирует «Новую Атлантиду» Фр. Бэкона. Элементы антиутопии находим в произведениях писателей-фантастов (Ж. Верн, Г. Уэллс).
Одной из ранних антиутопий является «Железная пята» Дж. Лондона. Формированию характерных черт антиутопии способствовала связь с утопической традицией. Антиутопия выросла из жанра утопии, и стала зеркальным ее отображением.
В антиутопии находим большинство утопических мотивов перевернутыми, гротескно искаженными. Если утопия представляет читателю идеальное общество, руководствующееся нормами равенства и справедливости, то антиутопия показывает общество, в котором справедливым называется в государстве то, что выгодно его управителям, а никак не рядовому человеку.
В антиутопиях 19 века среди основных тематических линий можно обозначить проблемы противостояния цивилизаций, угрозу перенаселения планеты. Апокалипсические, деструктивные мотивы еще не были сильны, основной целью писателей было стремление к общественной гармонии посредством влияния на умы читателей и обращения их в русло прогрессивного, гуманистического общественного развития .
К этому периоду относятся такие произведения, как: «История одного города» М. Салтыкова-Щедрина, «Город без имени» В. Одоевского, «Грядущая раса» Э. Бульвер-Литтона, а также вставная притча в романе «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского - «Легенда о Великом Инквизиторе». Но эти произведения антиутопии были разрознены и не произвели яркого резонанса в истории мировой литературы, как антиутопии 20 века. Здесь мы видим антиутопию модернизированную, усложненную как в плане формы, так и в плане содержания, функционально отличную от антиутопий предыдущих столетий .