Курсовая работа|Литература

Курсовая Публицистическая и редакторская деятельность М.Е. Салтыкова-Щедрина

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2016 | Страниц: 40

Введение

1. Общая характеристика публицистической и радакторской деятельности М.Е. Салтыкова-Щедрина

1.1 Биографические данные М.Е. Салтыкова-Щедрина

1.2 Характеристика журналистской де.ятельности М.Е. Салтыкова-Щедрина

Вывод по пер.вой главе

2. Анализ публицистической и ре.дакторской де.ятельности М.Е. Салтыкова-Щедрина

2.1 Образ М.Е. Салтыкова-Щедрина как ре.дактора «Отечественных за.писок»

2.2. Анализ публицистической де.ятельности М.Е Салтыкова-Щедрина на при.мере художественных про.изведений

Вывод по второй главе

Заключение

Список ис.пользованной литературы

 

Актуальность темы исследования. «Я не только литератор, но и журналист, человек партии» - эти слова М.Е. Салтыкова-Щедрина, приведенные им в частном письме, были глубоким выражением демократической направленности и смысла всей его многосторонней деятельности – писателя-сатирика, журналиста, редактора.

С журналистикой М.Е. Салтыков-Щедрин был связан много лет – с конца 40-х гг. XIX в. до смерти в 1889 г. звучало его острое публицистическое слово, которого ждала передовая общественность России, – слово «прокурора российской действительности», как называли его современники. Понимая, что журналистика, несмотря на все политические и цензурные препоны, один из немногих способов честного разговора с читателем и влияния на общественное сознание, Щедрин посвятил ей свою жизнь. В его сатирических художественных циклах, в его полемике с другими изданиями, литературно-критических статьях, частной переписке содержится материал, который позволяет утверждать, что именно «журнальную литературу» он избрал формой служения обществу и народу.

Размышления писателя и журналиста Щедрина об общественной роли и назначении журналистики, ее целях и задачах, которые пронизывают его произведения, показывают его веру в силу и возможности публицистического слова. И хотя нельзя назвать статьи, где стройно и последовательно излагалась бы его «журнальная теория», анализ его размышлений и утверждений позволяет сделать вывод, что убеждение в том, какой должна быть журналистика, было у него чётким, ясным.

Горячая вера Салтыкова-Щедрина в идейную мощь журналистики, которая руководила им в его литературно-публицистическом творчестве и редакторской практике, исходила из его честных, демократических, идейных принципов. Эта черта должна оставаться стержнем современной журналистики.

Объект исследования - публицистическая и редакторская деятельность М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Предмет исследования – деятельность Н.Г. Чернышевского в журнале «Отечественные записки».

Цель исследования – изучение публицистической и редакторской деятельности М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

рассмотреть биографические данные М.Е. Салтыкова-Щедрина;

охарактеризовать публицистическую деятельность М.Е. Салтыкова-Щедрина;

Исследовать образ М.Е. Салтыкова-Щедрина как редактора «Отечественных записок»;

провести анализ публицистической деятельности М.Е Салтыкова-Щедрина на примере художественных произведений.

Методологическую основу исследования составляют общенаучный метод познания, базирующийся на системном изучении объекта исследования в сочетании с частнонаучными методами, использованием законов формальной логики, методов исторического, доктринального и сравнительного исследования, научного анализа и синтеза теоретических концепций.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты и выводы могут быть использованы в процессе преподавания ряда тем учебной дисциплины «История журналистики».

Структура исследования определена целью и основными задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих в себя по два параграфа каждая, заключения, списка использованной литературы.

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ И РАДАКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

1.1 Биографические данные М.Е. Салтыкова-Щедрина

Михаил Евграфович Салтыков родился 15 (27) января 1826 года в старинной дворянской семье в имении родителей в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Был шестым ребёнком потомственного дворянина и коллежского советника Евграфа Васильевича Салтыкова. Мать писателя, Ольга Михайловна Забелина, была дочерью московского купца Михаила Петровича Забелина  и Марфы Ивановны. Хотя в примечании к «Пошехонской старине» Салтыков просил не смешивать его с личностью Никанора Затрапезного, от имени которого ведётся рассказ, но полнейшее сходство многого из сообщаемого о Затрапезном с несомненными фактами жизни Михаила Салтыкова позволяет предполагать, что «Пошехонская старина» имеет отчасти автобиографический характер.

Первым учителем М.Е. Салтыкова был крепостной человек его родителей, живописец Павел Соколов; потом с ним занимались старшая сестра, священник соседнего села, гувернантка и студент Московской духовной академии. Десяти лет от роду он поступил в Московский дворянский институт, а два года спустя был переведён, как один из лучших учеников, казённокоштным воспитанником в Царскосельский лицей. Именно там он и начал свою деятельность писателя [2].

В 1844 году окончил лицей по второму разряду (то есть с чином X класса), 17 из 22 учеников были исключены, так как поведение их аттестовалось не более как «довольно хорошим»: к обычным школьным проступкам (грубость, курение, небрежность в одежде) у Щедрина присоединялось «писание стихов» «неодобрительного» содержания. В лицее под влиянием свежих ещё тогда Пушкинских преданий каждый курс имел своего поэта; на XIII курсе эту роль играл Салтыков. Несколько его стихотворений было помещено в «Библиотеке для чтения» 1841 и 1842 годов, когда он был ещё лицеистом; другие, напечатанные в «Современнике» (ред. Плетнёва) в 1844 и 1845 годах, написаны им также ещё в лицее; все эти стихотворения перепечатаны в «Материалах для биографии М. Е. Салтыкова», приложенных к полному собранию его сочинений.

Ни одно из стихотворений Михаила Салтыкова (отчасти переводных, отчасти оригинальных) не носит на себе следов таланта; позднейшие по времени даже уступают более ранним. М.Е. Салтыков скоро понял, что у него нет призвания к поэзии, перестал писать стихи и не любил, когда ему о них напоминали. Однако в этих ученических упражнениях чувствуется искреннее настроение, большей частью грустное, меланхоличное (в тот период у знакомых Салтыков слыл под именем «мрачного лицеиста»).

В августе 1845 года Михаил Салтыков был зачислен на службу в канцелярию военного министра и только через два года получил там первое штатное место - помощника секретаря. Литература уже тогда занимала его гораздо больше, чем служба: он не только много читал, увлекаясь в особенности Жорж Санд и французскими социалистами (блестящая картина этого увлечения нарисована им тридцать лет спустя в четвёртой главе сборника «За рубежом»), но и писал - сначала небольшие библиографические заметки (в «Отечественных записках» 1847), потом повести «Противоречия» (там же, ноябрь 1847) и «Запутанное дело» (март 1848).

Уже в библиографических заметках, несмотря на маловажность книг, по поводу которых они написаны, проглядывает образ мыслей автора — его отвращение к рутине, к прописной морали, к крепостному праву; местами попадаются и блёстки насмешливого юмора [2].

В первой повести М.Е. Салтыкова, «Противоречия», которую он никогда впоследствии не перепечатывал, звучит, сдавленно и глухо, та самая тема, на которую были написаны ранние романы Ж. Санд: признание прав жизни и страсти. Герой повести, Нагибин - человек, обессиленный тепличным воспитанием и беззащитный против влияний среды, против «мелочей жизни». Страх перед этими мелочами и тогда, и позже (например, в «Дороге» в «Губернских очерках») был знаком, по-видимому, и самому Салтыкову - но у него это был тот страх, который служит источником борьбы, а не уныния. В Нагибине отразился, таким образом, только один небольшой уголок внутренней жизни автора. Другое действующее лицо романа — «женщина-кулак», Крошина - напоминает Анну Павловну Затрапезную из «Пошехонской старины», то есть навеяно, вероятно, семейными воспоминаниями Михаила Салтыкова.

Гораздо крупнее «Запутанное дело» (перепечатано в «Невинных рассказах»), написанное под сильным влиянием «Шинели», может быть, и «Бедных людей», но заключающее в себе несколько замечательных страниц (например, изображение пирамиды из человеческих тел, которая снится Мичулину). «Россия, - так размышляет герой повести, - государство обширное, обильное и богатое; да человек-то глуп, мрёт себе с голоду в обильном государстве». «Жизнь - лотерея», подсказывает ему привычный взгляд, завещанный ему отцом; «оно так, - отвечает какой-то недоброжелательный голос, - но почему же она лотерея, почему ж бы не быть ей просто жизнью?» Несколькими месяцами раньше такие рассуждения остались бы, может быть, незамеченными - но «Запутанное дело» появилось в свет как раз тогда, когда Февральская революция во Франции отразилась в России учреждением так называемого Бутурлинского комитета (по имени его председателя Д. П. Бутурлина), облечённого особыми полномочиями для обуздания печати [16].

В наказание за вольнодумие уже 28 апреля 1848 года он был выслан в Вятку и 3 июля определён канцелярским чиновником при Вятском губернском правлении. В ноябре того же года он был назначен старшим чиновником особых поручений при вятском губернаторе, затем два раза занимал должность правителя (т. е. заведующего) губернаторской канцелярии, а с августа 1850 года был советником губернского правления. О службе его в Вятке сохранилось мало сведений, но, судя по записке о земельных беспорядках в Слободском уезде, найденной после смерти М. Е. Салтыкова в его бумагах и подробно изложенной в «Материалах» для его биографии, он горячо принимал к сердцу свои обязанности, когда они приводили его в непосредственное соприкосновение с народной массой и давали ему возможность быть ей полезным.

  1. Ахмадулин, Е. В. История от.ечественной журналистики: учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2022. - 382 с.
  2. Барашев, П.П., Дёмина Е.П., Прончев Г.Б. Знакомьтесь: М.Е. Салтыков-Щедрин. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 378 с.
  3. Белова, Т.В. Принципы из.ображения чело.века в русской литературе середины XIX века (М. Е. Салтыков-Щедрин и Ф. М. Достоевский). - Тверь: А.Н. Кондратьев, 2018. - 142 с.
  4. Бушмин, А.С. Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры. - М.: Современник, 1976. - 252 с.
  5. Бушмин, А.С. Примечания. Сказки // Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. со.ч.: в 12 т. – Т. 8. – М., 1988. – С. 552-574.
  6. Боград, В.Э. Журнал «Отечественные за.писки» (1868–1884): Указатель со.держания / В.Э. Боград. – Москва: Книга, 1971. – 734 с.
  7. Евгеньев-Максимов, В.Е. «Современник» в 40–50 гг. От Белинского до Чернышевского. - Л.: Изд. писателей в Ленинграде, 1934. - 454 с.
  8. Дмитренко, С.Ф. Литературное творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина в эпоху им.ператора Александра III: К про.блеме из.учения / Культура и текст 2017. № 1. С. 72-88.
  9. Дмитренко, С.Ф. Историко-культурный и творческий контекст чтения Л. Н. Толстым в 1891 год.у из.дания «Œuvres choisies» Дидро // Яснополянский сборник: 2014: Статьи, материалы, публикации: Ч. 2. – Тула: НКЦ Музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», 2014. – С. 283-296.
  10. Жилякова, Н.В. История от.ечественной журналистики конца XIX – на.чала XX веков + хрестоматия в ЭБС: учебное по.собие для вузов. – М.: Юрайт, 2022. - 236 с.
  11. Жук, А.А. Русская про.за второй по.ловины XIX века. – М.: Просвещение, 1981. – 254 с.
  12. Жук, А.А. Сатирический роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия». - Саратов: Издательство СГУ, 1958. - 136 с.
  13. Западов, А.В. История русской журналистики XVIII-XIX веков. – М.: Высшая школа, 1973. – 317 с.
  14. Кузнецов Ф.Ю. Шестидесятники // Шестидесятники: сб. ст. – М., 1984. – С. 5-34.
  15. Лебедев, Ю.В. Салтыков-Щедрин М.Е. – литературный критик // Салтыков-Щедрин М.Е. Литературная критика. – М., 1982. – С. 5-27.
  16. Макашин, С.А. Салтыков-Щедрин на рубеже 1850-1860 год.ов: Биография. - М.: Художественная литература, 1972. - 600 с.
  17. Макашин, С.А. Салтыков-Щедрин. Середина пути: 1860-1870-е гг.: Биография. - М.: Художественная литература, 1984. - 575 с.
  18. Петряев, Е.Д. М.Е. Салтыков-Щедрин в Вятке. - Киров: Волго-Вятское книжное из.дательство: кировское от.деление, 1988. - 127 с.
  19. Петров, Г.В., при уча.стии Тюнькина К.И. САЛТЫКО́В, Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович // Русские писатели, 1800-1917: Биографический слов.арь / гл. ре.д. П.А. Николаев. - М.: Большая рос.сийская энциклопедия, 2017. - Т. 5: П-С. - С. 466-479. - 800 с.
  20. Соболевская О.В. Публицистика // Литературная энциклопедия терминов и по.нятий / по.д ре.д. А.Н. Николюкина. – М.: Юрайт, 2021. – С. 117-118.
  21. Строганов, М.В. М.Е. Салтыков и Н. Щедрин: спор об им.ени / М.В. Строганов // М. Е. Салтыков-Щедрин: pro et contra. Антология. Книга пер.вая. – Санкт-Петербург: Изд-во РХГА, 2018. – С. 814-818
  22. Салтыков-Щедрин, М.Е. Сказки / Изд. по.дг. В.Н. Баскаков, А.С. Бушмин; от.в. ре.д. С.А. Макашин. - Л.: Наука: ленинградское от.деление, 1988. - 280 с.
  23. Салтыков-Щедрин, М.Е. Полное со.брание со.чинений в 20-ти т. М., -Л., 1933-1941, т. 7. – 168 с.
  24. Черникова, Е.Г. Салтыков-Щедрин М.Е. // История русской литературы XIX века : в 2 ч. – Ч. 2 : 1840-1860 год.ы. – М., 2015. – С. 500-522.
  25. Эльсберг, Я.Е. Салтыков-Щедрин. - М.: Журнально-газетное об.ъединение, 1934. - 208 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское