Введение
1. Общая характеристика публицистической и радакторской деятельности М.Е. Салтыкова-Щедрина
1.1 Биографические данные М.Е. Салтыкова-Щедрина
1.2 Характеристика журналистской де.ятельности М.Е. Салтыкова-Щедрина
Вывод по пер.вой главе
2. Анализ публицистической и ре.дакторской де.ятельности М.Е. Салтыкова-Щедрина
2.1 Образ М.Е. Салтыкова-Щедрина как ре.дактора «Отечественных за.писок»
2.2. Анализ публицистической де.ятельности М.Е Салтыкова-Щедрина на при.мере художественных про.изведений
Вывод по второй главе
Заключение
Список ис.пользованной литературы
Актуальность темы исследования. «Я не только литератор, но и журналист, человек партии» - эти слова М.Е. Салтыкова-Щедрина, приведенные им в частном письме, были глубоким выражением демократической направленности и смысла всей его многосторонней деятельности – писателя-сатирика, журналиста, редактора.
С журналистикой М.Е. Салтыков-Щедрин был связан много лет – с конца 40-х гг. XIX в. до смерти в 1889 г. звучало его острое публицистическое слово, которого ждала передовая общественность России, – слово «прокурора российской действительности», как называли его современники. Понимая, что журналистика, несмотря на все политические и цензурные препоны, один из немногих способов честного разговора с читателем и влияния на общественное сознание, Щедрин посвятил ей свою жизнь. В его сатирических художественных циклах, в его полемике с другими изданиями, литературно-критических статьях, частной переписке содержится материал, который позволяет утверждать, что именно «журнальную литературу» он избрал формой служения обществу и народу.
Размышления писателя и журналиста Щедрина об общественной роли и назначении журналистики, ее целях и задачах, которые пронизывают его произведения, показывают его веру в силу и возможности публицистического слова. И хотя нельзя назвать статьи, где стройно и последовательно излагалась бы его «журнальная теория», анализ его размышлений и утверждений позволяет сделать вывод, что убеждение в том, какой должна быть журналистика, было у него чётким, ясным.
Горячая вера Салтыкова-Щедрина в идейную мощь журналистики, которая руководила им в его литературно-публицистическом творчестве и редакторской практике, исходила из его честных, демократических, идейных принципов. Эта черта должна оставаться стержнем современной журналистики.
Объект исследования - публицистическая и редакторская деятельность М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Предмет исследования – деятельность Н.Г. Чернышевского в журнале «Отечественные записки».
Цель исследования – изучение публицистической и редакторской деятельности М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
рассмотреть биографические данные М.Е. Салтыкова-Щедрина;
охарактеризовать публицистическую деятельность М.Е. Салтыкова-Щедрина;
Исследовать образ М.Е. Салтыкова-Щедрина как редактора «Отечественных записок»;
провести анализ публицистической деятельности М.Е Салтыкова-Щедрина на примере художественных произведений.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный метод познания, базирующийся на системном изучении объекта исследования в сочетании с частнонаучными методами, использованием законов формальной логики, методов исторического, доктринального и сравнительного исследования, научного анализа и синтеза теоретических концепций.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты и выводы могут быть использованы в процессе преподавания ряда тем учебной дисциплины «История журналистики».
Структура исследования определена целью и основными задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих в себя по два параграфа каждая, заключения, списка использованной литературы.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ И РАДАКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
1.1 Биографические данные М.Е. Салтыкова-Щедрина
Михаил Евграфович Салтыков родился 15 (27) января 1826 года в старинной дворянской семье в имении родителей в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Был шестым ребёнком потомственного дворянина и коллежского советника Евграфа Васильевича Салтыкова. Мать писателя, Ольга Михайловна Забелина, была дочерью московского купца Михаила Петровича Забелина и Марфы Ивановны. Хотя в примечании к «Пошехонской старине» Салтыков просил не смешивать его с личностью Никанора Затрапезного, от имени которого ведётся рассказ, но полнейшее сходство многого из сообщаемого о Затрапезном с несомненными фактами жизни Михаила Салтыкова позволяет предполагать, что «Пошехонская старина» имеет отчасти автобиографический характер.
Первым учителем М.Е. Салтыкова был крепостной человек его родителей, живописец Павел Соколов; потом с ним занимались старшая сестра, священник соседнего села, гувернантка и студент Московской духовной академии. Десяти лет от роду он поступил в Московский дворянский институт, а два года спустя был переведён, как один из лучших учеников, казённокоштным воспитанником в Царскосельский лицей. Именно там он и начал свою деятельность писателя [2].
В 1844 году окончил лицей по второму разряду (то есть с чином X класса), 17 из 22 учеников были исключены, так как поведение их аттестовалось не более как «довольно хорошим»: к обычным школьным проступкам (грубость, курение, небрежность в одежде) у Щедрина присоединялось «писание стихов» «неодобрительного» содержания. В лицее под влиянием свежих ещё тогда Пушкинских преданий каждый курс имел своего поэта; на XIII курсе эту роль играл Салтыков. Несколько его стихотворений было помещено в «Библиотеке для чтения» 1841 и 1842 годов, когда он был ещё лицеистом; другие, напечатанные в «Современнике» (ред. Плетнёва) в 1844 и 1845 годах, написаны им также ещё в лицее; все эти стихотворения перепечатаны в «Материалах для биографии М. Е. Салтыкова», приложенных к полному собранию его сочинений.
Ни одно из стихотворений Михаила Салтыкова (отчасти переводных, отчасти оригинальных) не носит на себе следов таланта; позднейшие по времени даже уступают более ранним. М.Е. Салтыков скоро понял, что у него нет призвания к поэзии, перестал писать стихи и не любил, когда ему о них напоминали. Однако в этих ученических упражнениях чувствуется искреннее настроение, большей частью грустное, меланхоличное (в тот период у знакомых Салтыков слыл под именем «мрачного лицеиста»).
В августе 1845 года Михаил Салтыков был зачислен на службу в канцелярию военного министра и только через два года получил там первое штатное место - помощника секретаря. Литература уже тогда занимала его гораздо больше, чем служба: он не только много читал, увлекаясь в особенности Жорж Санд и французскими социалистами (блестящая картина этого увлечения нарисована им тридцать лет спустя в четвёртой главе сборника «За рубежом»), но и писал - сначала небольшие библиографические заметки (в «Отечественных записках» 1847), потом повести «Противоречия» (там же, ноябрь 1847) и «Запутанное дело» (март 1848).
Уже в библиографических заметках, несмотря на маловажность книг, по поводу которых они написаны, проглядывает образ мыслей автора — его отвращение к рутине, к прописной морали, к крепостному праву; местами попадаются и блёстки насмешливого юмора [2].
В первой повести М.Е. Салтыкова, «Противоречия», которую он никогда впоследствии не перепечатывал, звучит, сдавленно и глухо, та самая тема, на которую были написаны ранние романы Ж. Санд: признание прав жизни и страсти. Герой повести, Нагибин - человек, обессиленный тепличным воспитанием и беззащитный против влияний среды, против «мелочей жизни». Страх перед этими мелочами и тогда, и позже (например, в «Дороге» в «Губернских очерках») был знаком, по-видимому, и самому Салтыкову - но у него это был тот страх, который служит источником борьбы, а не уныния. В Нагибине отразился, таким образом, только один небольшой уголок внутренней жизни автора. Другое действующее лицо романа — «женщина-кулак», Крошина - напоминает Анну Павловну Затрапезную из «Пошехонской старины», то есть навеяно, вероятно, семейными воспоминаниями Михаила Салтыкова.
Гораздо крупнее «Запутанное дело» (перепечатано в «Невинных рассказах»), написанное под сильным влиянием «Шинели», может быть, и «Бедных людей», но заключающее в себе несколько замечательных страниц (например, изображение пирамиды из человеческих тел, которая снится Мичулину). «Россия, - так размышляет герой повести, - государство обширное, обильное и богатое; да человек-то глуп, мрёт себе с голоду в обильном государстве». «Жизнь - лотерея», подсказывает ему привычный взгляд, завещанный ему отцом; «оно так, - отвечает какой-то недоброжелательный голос, - но почему же она лотерея, почему ж бы не быть ей просто жизнью?» Несколькими месяцами раньше такие рассуждения остались бы, может быть, незамеченными - но «Запутанное дело» появилось в свет как раз тогда, когда Февральская революция во Франции отразилась в России учреждением так называемого Бутурлинского комитета (по имени его председателя Д. П. Бутурлина), облечённого особыми полномочиями для обуздания печати [16].
В наказание за вольнодумие уже 28 апреля 1848 года он был выслан в Вятку и 3 июля определён канцелярским чиновником при Вятском губернском правлении. В ноябре того же года он был назначен старшим чиновником особых поручений при вятском губернаторе, затем два раза занимал должность правителя (т. е. заведующего) губернаторской канцелярии, а с августа 1850 года был советником губернского правления. О службе его в Вятке сохранилось мало сведений, но, судя по записке о земельных беспорядках в Слободском уезде, найденной после смерти М. Е. Салтыкова в его бумагах и подробно изложенной в «Материалах» для его биографии, он горячо принимал к сердцу свои обязанности, когда они приводили его в непосредственное соприкосновение с народной массой и давали ему возможность быть ей полезным.