Введение
Глава I. Изображение любви в творчестве И. Бунина. Философия любви как часть мировоззрения писателя
1.1.Соединение духовного и плотского начала, их нерасторжимое единство
1.2.Трагизм мироощущения Бунина
Глава II. Грани любви в «Темных аллеях»
2.1. Борьба духовного и телесного в личности героя (по рассказам И. Бунина «Натали», «Таня»)
2.2. Любовь как «зарница счастья» в рассказах «Солнечный удар» и «Качели»
2.3. Попытка понять природу любовного чувства в рассказе «Грамматика любви»
2.4. Женщины как носительницы духовного начала в рассказах из цикла И. Бунина «Темные аллеи»
Заключение
Список литературы
Тридцать восемь рассказов, составивших сборник «Темные аллеи», были написаны в 1937-1945 годы. Эту книгу сам Бунин очень любил. За три с небольшим месяца до своей кончины, посылая ее знакомому, он писал: «Темные аллеи» считаю, может быть, самой лучшей моей книгой в смысле сжатости, живости и вообще литературного мастерства» .
Построенная на единой теме, книга являет собою не только художественное целое, но и определенный этап в творчестве Бунина. Рассказы «Темных аллей», писавшиеся один за другим, как бы вылились из всего того, что было создано непосредственно перед ними. Как художник и как человек автор был убежден, - и с годами это убеждение в нем укрепилось, - что жизнь, драгоценные ее мгновения нужно противопоставить смерти, что необходимо увековечить все прекрасное, что пережил человек в этом загадочном мире.
Самым прекрасным, по мысли автор, является любовь. Книгу «Темные аллеи» по праву можно назвать «энциклопедией любви». Писателя влекут самые различные моменты и оттенки в отношениях двоих – « от высокоторжественных немот до полного попрания души».
Цель курсовой работы – рассмотреть вопрос о том, каковы особенности изображения любви в цикле рассказов «Темные аллеи».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть философию любви Бунина;
- проанализировать основные рассказы, входящие в цикл «Темные аллеи»;
- определить особенности изображения любви в этих рассказах.
Объект изучения – творчество И. Бунина.
Предмет исследования - особенности бунинского изображения любви в цикле рассказов «Темные аллеи».
Бунин воспринимает человека как частицу бытия. Он тесно спаян с национальной и мировой историей, со всем масштабом общечеловеческой культуры. Личность пытается познать таинства мироздания, определить свое место в нем. Любовь позволяет человеку прикоснуться к таинственным сферам жизни, постичь неведомое, открыть новые грани в окружающем мире.
Любовь обнажает сущность человеческой личности, обостряет чувства, позволяет человеку ощутить всю полноту жизни. Она становится настоящим испытанием для героя, проверяет характер на прочность.
Проблемы историко-литературного процесса в русской и мировой литературе начала XX века привлекают в последние годы особое внимание исследователей. Их актуальность объясняется тем, что этот этап в литературном процессе оказал существенное воздействие на последующий литературный процесс.
1.Абрамянц А. Звездные руны И. Бунина // Русская речь. – 2012. – С. 29-33
2.Бабореко А.К. Иван Бунин. – М.: Художественная литература, 1983
3.Баженов А. Понедельник начинается с воскресенья. О творчестве Бунина // Литературная учеба. – 1995. – книги 5-6. – С. 95-111
4.Бунин И.А. Избранная проза. – М.: Олимп, ООО «Издательство АСТ», 1999
5.Вихрян О.Е. Художественное слово И. Бунина // Русская речь. – 1987. - № 4. – С. 104-107
6.Еремина О. Концепция любви а рассказах Бунина // Литература. – Приложение «1 сентября». – 2013. - № 41. – 1-15
7.Звонарева Л. Искушение великим дурманом // Литературная Россия. – 2010. – 28 июля. – С. 14
8.Крылов А. Последний классик // Российский вестник. – 2010. – 20 сентября. – С. 12-13
9.Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Толстого и Бунина. – М.: Издательство МГУ, 1989
10.Лихачев Д. С. «Темные аллеи» // Звезда. – 1981. - № 3. – С. 182-184
11.Максимова Е. О миниатюрах И.А. Бунина // Русская литература. – 1977. - № 1.
12.Мелихова А. К Бунину сквозь Бунина // Литературная газета. – 1997. – 22 октября. – С. 12.
13.Михайлов О.Н. Литература русского Зарубежья. Статья 1 // Литература в школе. – 1990. - № 4. – С. 32-43
14.Михайлов О. И.А. Бунин. Жизнь и творчество. – Тула: Приокское книжное издательство, 1987
15.Неверов А.С. Приемы художественного творчество Бунина /\ Литературная Россия. – 1986. – 19 декабря. – С. 10
16. Николаенко В. «Натали» Бунина: любовь, судьба и смерть // Литература. – Приложение «1 сентября». – 2014. – 3 8. – С. 29-30
17.Сабаева Л., Куликова Н. О рассказе Бунина «В Париже» // Литература. – Приложение «1 сентября». – 2013. - № 41. – С. 21-22
18.Смирнова Л.А. Бунин. Жизнь и творчество. – М.: Просвещение, 1991
19.Станкевич Н. Свет несовременной красоты // Слово. – 1995. - № 1-2. – С. 26-27
20.Солоухина О.В. О нравственно-философских взглядах Бунина // Русская литература // Русская литература. – 1984. - № 4. – С. 47-59
21.Степун Ф.А. Литературные заметки: Бунин // Литература. – Приложение «1 сентября». – 2011. - № 42. – С.5-10
22.Струве Н. И. Бунин: поэт в прозе и…прозаик в поэзии // Студенческий меридиан. – 2012. - № 1. – С. 40-43
23.Храмцова Н. Анализ рассказа Бунина «Качели» // Литература. – Приложение «1 сентября». – 2012. - № 12. – С. 17-18
24.Ярославцев Г. Рассказ Бунина «Ворон» // Литература. – Приложение «1 сентября». – 2013. - № 41. – С. 22-23