Введение
I. Эстетический идеал А. Синявского
1.1. Сущность красоты в «Голосе из Хора» А. Синявского
1.2. Первая встреча с искусством. Духовное становление личности
II. Образы искусства на страницах книги «Голос из хора»
2.1. Живопись как синтез Вечного и Временного
2.2. Образы музыки
2.4. Слово как образ
Заключение
Список использованной литературы
В. Каверин в Предисловии к книге «Цена метафоры или Преступление и наказание Синявского и Даниэля», вышедшей в 1990 году, пишет: «…Сегодня трудно представить себе более дикое, в рамках цивилизованного мира, явление, чем «дело Синявского и Даниэля». Между тем позорное это событие – уголовный суд над художественной литературой – произошло совсем недавно, двадцать с небольшим лет назад <…>
Наверное, в контексте нашей литературы, понесшей такие грандиозные, невосполнимые потери, пережившей первоклассных своих писателей, случившееся с Анлреем Синявским и Юлием Даниэлем может показаться незначительным происшествием. Семь лет несвободы одного, пять – другого. Пустяк – на фоне истории?
Но мы не забыли этот пустяк. Оставивший болезненную трещину в общественном сознании, он вновь и вновь притягивает к себе внимание современников, оценивающих прошлое во имя справедливости и правды» .
Судебный процесс над Синявским и Даниэлем — трагическая страница в истории многострадальной русской литературы, в истории нашего несвободного общества. Одни, как М. Шолохов, в эти дни покрыли свои имена несмываемым позором, другие осмелились заступиться за неправедно гонимых. Ярчайший пример мужества и внутренней свободы явили сами подсудимые.
Итак, Синявский был приговорен к семи годам лишения свободы. Свой срок он отбывал в Мордовских лагерях. Годы заключения не сломили писателя, поскольку он и в этих условиях продолжал заниматься глав¬ным делом своей жизни. Писатель регулярно отправлял своей жене рукописи-письма по 15 – 20 страниц, написанных убористым почерком. Так была создана и книга «Голос из хора».
«Голос из хора – книга удивительная. Прежде всего потому, что в ней соединилось несоединимое: интимность с открытостью, ирония с лиризмом, свободное движение мысли с сюжетными зарисовками, доподлинные эпизоды со сновидениями и грезами. Здесь сплелись дневник и письма к жене, фольклористические записки и философские афоризмы. Внутренний сюжет «Голоса из хора» – обретение гармонии чело¬века и мироздания. В этой книге автор по-своему продолжает традицию фрагментарной прозы высоко ценимого им В.В. Розанова.
Однако, несмотря на всю многожанровость этой книги, основная вопрос, который он ставит во главу угла, – это взаимоотношения искусства и свободной личности и искусство.
«Лучшее, что лагерь дал мне, – веру в искусство и народ. Я увидел, что это народ-художник», - говорил впоследствии Синявский, и это отнюдь не расхоже-высокие слова, если вдуматься в них как следует. Как отмечает В. Новиков, «чрезмерная преданность искусству в России всегда была некоторой ересью и непременно корректировалась принудительной «любовью к народу». У Синявского же отважный эстетизм и глубокий, неподдельный демократизм гармонично соединились».
Цель данной работы – дать концепцию искусства в интерпретации Андрея Синявского на примере его книги «Голос из хора».
Задачи, которые были поставлены в данной работе, следующие:
- раскрыть особенности эстетического идеала, представленного в книге А. Синявского «Голос из хора»;
- определить, согласно концепции А. Синявского, взаимоотношения искусства и свободной личности;
- раскрыть отношение А. Синявского к различным видам искусства.
Объектом данного исследования является искусство во всех его проявлениях, а его предметом – взгляды, понятия и представления А. Синявского по тем или иным вопросам искусства.
В качестве методов для исследования мы использовали метод литературоведческий и культурологический методы.
Теоретической основой данной работы послужили исследования таких исследователей, как Ю.Б. Бореев, И. Голомшток, О.А. Кривцун, В.Ф. Мартынов, В. Новиков, В. Перельмутер, А.Д. Синявский (А. Терц).
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении формируются цели и задачи работы, предмет и объект исследования, а также его структура.
В первой главе рассматривается сущность красоты в представлении А. Синявского.
Вторая глава посвящена концепции А. Синявского в отношении различных видов искусства.
В заключении делаются окончательные выводы по раскрытой теме.
1. Белая книга по делу А. Синявского и Ю. Даниэля / Сост. А. Гинзбург. – Франкфурт-на-Майне: Посев, 1967. – 431 с.
2. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Издательство Политической литературы, 1981. – 399 с.
3. Голомшток И. Послесловие // Терц А. Голос из хора. – Терц А. Голос из хора. – Лондон: Стенвалли, 1973. – С. 155 – 159.
4. Кривцун О.А. Эстетика. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 434 с.
5. Мартынов В.Ф. Эстетика. М.: ТетраСистемс, 2014. – 336 с.
6. Новиков В. Синявский и Терц // Терц А. (Андрей Синявский) Собр. соч. в 2-х т. Т. 1. – М.: Старт, 1992. – С. 3 – 12.
7. Перельмутер В. Эхо Голоса из Хора. // Режим доступа: http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=708
8. Терц А. Голос из хора. – Терц А. Голос из хора. – Лондон: Стенвалли, 1973. – 159 с.
9. Терц А. Река и песня. // Синявский А. (Абрам Терц). Путешествие на Черную речку. – М.: Изографиус, ЭКСМО-Пресс, 2012. – С. 255 – 270.
10. Цена метафоры или преступление и наказания Синявского и Даниэля. – М.: СП «Юнона», 1990. –528 с.