Введение
Власть и религия в Древней Руси
Заключение
Список литературы
Реферат|Религия
Авторство: gotovoe
Год: 2023 | Страниц: 15
Введение
Власть и религия в Древней Руси
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования объясняется динамичностью социально-культурных процессов в современном российском обществе и потребностью глубже понять коренные особенности русской ментальности, связанные с пониманием и оценкой феномена власти. В настоящее время в России происходят активные поиски государственной доктрины, которая заполнила бы образовавшийся после советского периода идеологический вакуум.
Эксперт в области международных государственно-церковных отношений, консультант Комиссии по вопросам социального развития Общественной палаты РФ Е.М. Мирошникова замечает о специфике современного этапа взаимодействия Церкви и государства: «Исследование имеющегося мирового опыта и проблем, возникающих в процессе взаимодействия государства с религиозными организациями, приобретает особую значимость в поликультурном и поликонфессиональном мире. В современной России складывается практически новая система взаимоотношений государства с религиозными организациями, направленная на признание общественной значимости религии и церкви, на сотрудничество, но в условиях отделения церкви от государства».
Церковь как религиозный институт, безусловно, является органом, влияющим на власть, поэтому в настоящее время государство в рамках Конституции РФ, в соответствии с «Законом о свободе совести и о религиозных объединениях», сотрудничает с Церковью, выбирая соответствующие модели данного сотрудничества, делая упор на социальных проблемах взаимодействия. Такая позиция проявлена в «Основах социальной концепции» Русской Православной Церкви, принятой на Архиерейском соборе 2000 г.: «Церковь призвана принимать участие в устроении человеческой жизни во всех областях, где это возможно, и объединять соответствующие усилия с представителями светской власти».
Актуальность данного исследования заключена в том, чтобы исследовать культурные истоки взаимодействия власти и Церкви, показать уникальность и своеобразие этого сотрудничества, историю развития, определить современные тенденции связи государства и Церкви в условиях поликонфессиональности, идеологического и культурного плюрализма.
На современном этапе актуален глубокий анализ существующих кратологических концепций и вопросов, связанных с природой, происхождением и сферой применения власти, и в синтезе общенаучного понимания власти на основе междисциплинарных связей гуманитарного знания. Актуальность работы определяется также общим интересом к различным явлениям, связанным с природой власти: социальным неравенством, политическим принуждением, культом личности правителя, отношением к власти как к институту, имеющему в том числе религиозные корни. Поэтому для отечественного религиоведения актуальным является целый комплекс проблем, связанных с феноменом власти: религиозные трактовки происхождения власти, сферы её полномочий и применения в обществе с точки зрения представлений о высшей справедливости, вопрос воздаяния за несправедливое употребление власти, проблема соотношения светской и духовной властей.
Нормы пришедшего в Х в. в Киевскую Русь канонического права предусматривали ответственность за совершение религиозных преступлений: принадлежность к недозволенным государством и государственной религией вероучениям, переход из христианства в иные исповедания, «совращение» из христианской религии в иные исповедания, «ересь», «богохульство», «волшебство» и «колдовство», «святотатство», «прелюбодеяния» и «непотребства». Греко-византийское каноническое право и светское имперское законодательство предусматривали различные виды наказания за совершение перечисленных проступков: от «епитимий», налагавшихся церковными судами, до смертной казни, применяемой судами светскими. Церковь «...приняла византийские церковно-юридические нормы для своего управления и суда, изложенные и систематизированные в греческих номоканонах». В.В. Есипов говорит о том, что «...духовенство, явившееся из Византии, не могло не руководствоваться правом Византийским».
В «Уставе святого князя Володимира, крестившего Русьскую Землю, о церковных судех» перечислялись преступления и проступки, относящиеся к компетенции церковного суда, но в нем не было прямого запрета на исповедание язычества, имелось лишь указание на некоторые, сопутствующие исполнению языческих культов составы правонарушений: «потвори, чародеяния, волхования, ...кто молиться под овином, или в рощеньи, или у воды».
Устав князя Ярослава о церковных судах ввел так называемый «смесный» или «вопчий суд», когда дело разбиралось не только епископом, но и князем, а штрафные пошлины поступали не только в церковную, но и в княжескую казну. В качестве наказания был избран денежный штраф. Формулировку «Устава» «князь казнит», нельзя понимать буквально, так как под «казнью», по мнению Галь-ковского Н.М., понималось простое телесное наказание. В «Уставе князя Ярослава», как и в «Уставе князя Володимера», не содержится прямого запрета на исповедание восточнославянских языческих культов6. Такого запрета не имелось и в последующих княжеских уставах Древней Руси.
Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914;
Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т.1, Харьков. 1916;
Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т.1, М., 1901;
Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1953;
Дряхлов В.Н. Языческое противодействие христианизации в Западной Европе в раннем средневековье. // Вопросы истории. М. 2007, № 1;
Есипов В.В. Святотатство в истории русского законодательства. Варшава, 1893;
Каппелер А.. Две традиции в отношениях России к мусульманским народам Российской империи. // Отечественная история. М., № 2, 2003;
Модели госудаственно-церковных отношений в современном мире: Хрестоматия / Сост. Е.М. Мирошникова. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2009. С. 3,6.
Николай (Ярушевич). Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича (1649 г.). Пг., 1917;
Никольский Н. М. История Русской Церкви. М., 1983;
Носова Г.А. Язычество в православии. М., 1975;
Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси ХІ-ХІІІ века: Исследования, тексты, переводы. СПб. 1992;
Попов А. В. Суд и наказания за преступления против веры и нравственности по русскому праву. Казань, 1904;
Соколова Е.И. Церковь на Руси Х-ХІІІ вв.: проблемы, задачи, итоги исследования в советской историографии (60-80 гг.). М., 1988;
Стоглав 1551 г.// Российское законодательство Х-ХХ вв. Т.2, М., 1985;
Устав князя Ярослава о церковных судах. //Древнерусские княжеские уставы ХІ-ХІУ вв. М., 1976;
Устав святого князя Володимира, крестившего Русьскую Землю, о церковных судех. // Российское законодательство Х-ХХ вв. Т.1, М., 1985;
Хорошев А.С. Церковь в социально-политической истории Новгородской феодальной республики. М., 1980;
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!