Введение
1. Эпоха правления Екатерины Великой
2. Губернская реформа и судебная реформы 1775 года
3. Крестьянская война под предводительством Пугачева
4. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 года
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы. Екатерина II – великая российская императрица, царствование которой стало самым значимым периодом в русской истории. Эпоха Екатерины Великой знаменуется «золотым веком» Российской империи, культурную и политическую культуру которой царица возвела до европейского уровня. Биография Екатерины II насыщена светлыми и темными полосами, многочисленными замыслами и достижениями, а также бурной личной жизнью, о которой до сегодняшнего дня снимают фильмы и пишут книги.
С самого первого дня восхождения на престол царица четко сформулировала свои монаршие задачи и начала активно их реализовывать. Она быстро сформулировала и провела реформы в Русской империи, которые затронули все сферы жизни населения. Екатерина Великая вела политику с учетом интересов всех сословий, чем завоевала колоссальную поддержку подданных.
Объект – государственная деятельность Екатерины II.
Предмет работы – реформы Екатерины II.
Цель - анализ реформаторских идей, внесенных Екатериной Великой в развитие Российской империи во второй половине XVIII века.
Для реализации поставленной цели потребуется решение следующих основных задач – рассмотреть и проанализировать:
- эпоху правления Екатерины Великой;
- губернскую и судебную реформы 1775 года;
- крестьянскую войну под предводительством Пугачева;
- Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 года.
Для достижения целей и решения задач работы использован ряд методов научного исследования: диалектический метод, сравнительно-правовой, исторический, системный, формально-логический, сравнительный, социологический, метод сравнительного анализа.
- Эпоха правления Екатерины Великой
Правление Екатерины начиналось на фоне растущих крестьянских волнений, когда, по ее признанию, «отложились от послушания» 150 тыс. помещичьих и монастырских крестьян всех их «усмирить надлежало»[1].
Волнения охватили 11 губерний Центральной России, начались вооруженные выступления. В связи с манифестом «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», подписанным после восшествия на престол, поднялись также помещичьи крестьяне.
В крестьянской среде стал бродить слух о том, что объявлена вольная всем крепостным. Волнения достигли таких масштабов, что некоторым помещикам приходилось использовать пушки против своих крестьян.
Императрица обнародовала манифест, объявив главную линию своего правления: «Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном повиновении содержать»[2].
В интересах дворянства Екатерина провела «генеральное межевание», укреплявшее права дворян. Вместе с тем, она подтвердила запрет 1649 г. крестьянам жаловаться на своих помещиков, за нарушение которого крестьян ссылали на Нерчинские рудники. В 1765 г. к этому добавилось разрешение самим помещикам ссылать бунтовщиков в Сибирь.
При всей своей способности к государственному управлению новая правительница не могла сразу справиться с множеством экономических и политических проблем, многие из которых достались ей в наследство от предшественников. «Казна была пуста, армии не уплачено за несколько лет, одним из важнейших дел было усмирение находившихся в открытом бунте и непослушании тысяч крестьян», - записала она в своем дневнике[3].
Приход к власти молодой императрицы Екатерины II ознаменовался ее стремлением наладить быт страны. В этих целях в стране была проведена политика просвещенного абсолютизма.
Сама идея такой политики была не нова. Россияне, которые в ту эпоху с уважением и почтением смотрели в сторону Франции, почерпнули эту идею в трудах французских философов: Руссо, Вальтера, Дидро и др. Именно эти мыслители впервые заговорили о том, что прежний путь развития европейских государств является неэффективным и приводит только нарастанию неминуемых ошибок.
Избежать их можно только в случае если государством будет управлять образованные, мудрые монарх. Такой человек сможет в полном объеме использовать полноту своей власти.
Екатерине II предстояло выработать конкретную политику, которая бы отвечала запросам нового времени. Эта политика получила название «просвещенного абсолютизма», так как на первых порах Екатерина использовала в государственной практике положения идеологии передового буржуазного течения XVIII в. - Просвещения[4]
Бажина Е. А., Вальнюк Е. Н., Жигалова А. А. Как повлияло самозванство на историю России (на примере Емельяна Пугачева) // Молодой ученый. 2017. № 45. - С. 154-158.
Века А. В. История России. - М.: ACT, 2013. - 1056 с.
Дворниченко А. Ю. Российская история с древнейших времен до падения самодержавия. - М.: Весь мир, 2012. - 944 с.
Долгих Ф. И. История отечественного государства и права: Учебное пособие. - М.: МВПУ «Синергия», 2013. - 336 с.
Елисеева Е.С. «Золотой век» российского дворянства в эпоху царствования Екатерины Великой // Актуальные экономические и социально-гуманитарные проблемы современности. Сборник докладов Международной научно-практической конференции. 2018. - С. 190-195.
История государственного управления в России: Учебник / Под ред. А. Н. Марковой, Ю. К. Федулова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 318 с.
Омельченко Н. А. История государственного управления в России: Учебник для вузов. - М.: Проспект, 2012. - 464 с.
Омельченко О. А. Монархия просвещенного абсолютизма в России: Автореф. дисс. ... д. ю. н. - М.: 2010. - 43 с.
Рашидова Ш.Х. Внутренняя политика царизма при Екатерине II // Фундаментальные основы инновационного развития науки и образования. Сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. - С. 60-62.
Сорокин Ю. А. Российский абсолютизм в последней трети XVIII в.: Автореф. дисс. ... д. и. н. - Омск: 2002. - 45 с.
Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. - М.: Проспект, 2012. - 463 с.
Толстая А. И., Щербакова Е. С. История государства и права России. - М.: Омега-Л, 2013. - 446 с.
Шевцов Н.В. По следам пугачёвского бунта: опыт устной истории // Вестник МГИМО Университета. 2016. № 3. - С. 49-58.