ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы гражданского воспитания подрастающего поколения в современных условиях
- Проблема гражданского воспитания в педагогических исследованиях
- Методы, приёмы, формы гражданского воспитания в деятельности учителя
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме гражданского воспитания у современных школьников
2.1. Педагогический опыт гражданского воспитания подрастающего поколения или школьников
2.2. Методические рекомендации по организации гражданского воспитания современных школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Современное общество живет в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов. Наблюдается упадок общественной морали и, как следствие, отсутствие объединяющих общество нравственных ориентиров. Основательно дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости. Наблюдается рост асоциальных молодежных объединений [3]. Остановить эти деструктивные процессы может только возрождение российского общества, изменение в позитивную сторону морально- психологического климата в стране. Данную проблему помогает решить гражданское воспитание, органически встроенное в учебно-воспитательный процесс.
Проблеме гражданского воспитания посвящены работы многих выдающихся педагогов: В.А. Сухомлинского, А.А. Ухтомского, И.Ф. Харламова и психологов Л.С. Выготского, О.В. Лебедевой, Н.Ю. Синягиной. Они выявили сущность основных теоретических понятий гражданского воспитания, указали способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов. Главным показателем воспитания человека как гражданина является гражданственность, которая включает в себя ряд компонентов. Целесообразно отметить, что на уровне начального общего образования осуществляется формирование такого компонента гражданственности, как гражданская идентичность.
В современной системе образования существует ряд проблем, замедляющих процесс формирования основ гражданской идентичности: недостаточно налажено взаимодействие участников образовательных отношений; разрыв между теорией и практикой в обучении. 4 Большинство ученых и педагогов говорят о важности формирования гражданской идентичности в средней школе, но о предпосылках или основах ее становления можно говорить уже начальной школе.
Актуальность опыта состоит в том, что его реализация позволяет решать назревшие социальные, нравственные проблемы в отношении подрастающего поколения, устранять следующие противоречия: между необходимостью формирования гражданина-патриота и отсутствием этого представления у детей; между стремлением школы к формированию гражданина, патриота и отсутствием этого стремления в семье; между ситуативным характером и стихийностью проявления у школьников патриотических качеств и целенаправленной, систематической работой по гражданско-патриотическому воспитанию.
Цель исследования – изучить степень сформированности гражданской позиции учеников младших классов во внеурочной деятельности. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить понятия «патриот», «патриотизм», «гражданственность»;
- Рассмотреть проблему духовно-нравственное развитие гражданина России;
- Выделить цели и задачи патриотического воспитания в современной школе;
- Рассмотреть формы и методы гражданско-патриотического воспитания младших школьников;
- Проанализировать опыт педагогов по гражданскому воспитанию в школе;
- Разработать рекомендации по совершенствованию гражданско-патриотического воспитания младших школьников в условиях школы.
Объект исследования – гражданское воспитание в школе.
Предмет исследования – формы и методы гражданского воспитания подрастающего поколения.
Гипотеза исследования – грамотно организованная работа педагогов по формированию гражданских добродетелей учащихся способствует систематическому воспитанию гражданских добродетелей у учащихся.
Методы исследования: теоретические – анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта, моделирование.
Экспериментальной базой послужила МОУ СОШ №17 г. Белорода.
Теоретической базой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых - представителей гуманистического направления в психологии и педагогике (Данилюка А.Я., Немова Р.С., Кузнецовой А.С., Климовой К.А., Знакова В.В., Дмитриевой С.И., Голубевой Г.А., Борцовой М.В., Ананьева Б.Г. и др.)
В структуру работы входят введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы гражданского воспитания подрастающего поколения в современных условиях
- Проблема гражданского воспитания в педагогических исследованиях
Анализ философской, исторической, социологической и психолого-педагогической литературы показывает, что проблема патриотизма и гражданского воспитания является одной из важных проблем жизнедеятельности общества, государства, личности на протяжении всей истории человечества. Появление патриотизма как сложнейшего социально-психологического феномена, было обусловлено возникновением и становлением древнейших государств, которые нуждались в сохранении своей территории, природных богатств, языка, традиций, безопасности. формированием привязанности к родной земле, языку, традициям. С момента возникновения государств и по сегодняшний день патриотизм играет важную роль объединяющей и цементирующей силы не только национальных, но и многонациональных объединений. В отдельные периоды истории патриотизм был щитом в борьбе за независимость народов, главным лозунгом в руках политиков, стремящихся развязывать захватнические войны, силой способной предотвратить умирание этноса и обеспечить его процветание. Этим объясняется неизменный интерес ученых, политиков и простых граждан к проблеме. Данная проблема рассматривалась в трудах философов (Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Л.П. Корсавина, Г.В. Плеханова), психологов (И.Б. Котова, С.Л. Рубинштейна, И.А. Сикорского), педагогов (Л.Р. Болотина, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского), писателей (В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, В.В. Маяковского, Н.А. Островского, Н.Г. Чернышевского, М.А. Шолохова) [16].
Важнейшее значение во всестороннем развитии личности ребенка имеет гражданское воспитание [1]. Рассмотрим подробнее сущность данного понятия.
Гражданское воспитание, по мнению Л.В.Лебедевой, это специально созданные условия для целенаправленного развития личности как ответственного гражданина своей страны [17, с.112].
Гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению определённого государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей, законно проживающий на территории данной страны [19, с.56].
Гражданское воспитание в начальной школе – это процесс целенаправленного воздействия на личность ребенка, ведущий к возникновению у него основ регуляции гражданского сознания и поведения, начало осмысления своего общественного значения [6, с.274].
Гражданское воспитание, в свою очередь, включает воспитание чувства патриотизма и культуры межличностных отношений, уважение к государственным символам [1]. Гражданское воспитание тесно связано с патриотическим. В задачи гражданского воспитания входит формирование гражданина, обладающего общественно значимыми личными качествами: развитым гражданским долгом и ответственностью, уважением прав и обязанностей людей.
Понятия «гражданственность» и «патриотизм» основаны на любви к Родине, требуют знания ее истории, преданности своей стране. Таким образом, понятия «гражданское воспитание» и «патриотическое воспитание» взаимосвязаны.
По мнению многих педагогов, патриотическое воспитание является частью гражданского. Гражданское воспитание – это, прежде всего, личностно- ориентированное воспитание, направленное на развитие социальных свойств младшего школьника: быть гражданином России и в юридическом, и в нравственном смысле [2, с.5].
Целью гражданского воспитания в начальной школе является развитие в современном обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в интересах Отечества, укрепления государства» [8, с.18].