Введение
Глава 1. Правовой статус туроператора и турагентства как субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма
Глава 2. Особенности организации деятельности туроператоров и турагентств
2.1. Понятие, виды туроператоров. Основные требования, предъявляемые к туроператору
2.2. Роль туроператоров в формировании туристского продукта
2.3. Виды договоров туроператора
2.4. Туристическое агентство как посредник в реализации туристического продукта туроператора
Заключение
Список использованной литературы
Туризм является одной из самых важных сфер деятельности в современной экономике, он нацелен на удовлетворение потребностей людей и на увеличение качества жизни населения. В то же время, в отличие от различных отраслей экономики, туризм не вызывает истощения природных ресурсов; поскольку туризм также является и экспорто-ориентированной сферой, то в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках он проявляет стабильность в значительно большей степени, по сравнению с другими отраслями российской экономики. Туризм является одной из самых высокодоходных отраслей экономики, в сфере туризма тесным образом взаимосвязаны интересы транспорта, международных отношений, культуры, безопасности, гостиничного бизнеса и т.д. Туристическая отрасль имеет важное значение, как для российского государства в целом, так и для субъектов Федерации и муниципальных образований. На сегодняшний день туризм вносит ощутимый вклад в экономические показатели как развивающихся, так и развитых стран. Развитие туризма способствует развитию таких секторов экономики как: транспорт, связь, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство, сельское хозяйство, а также стимулирует создание новых рабочих мест.
Развитие туристской отрасли непременно ведет к появлению новых видов туристских фирм и усложнению их структуры. Когда туризм перестал считаться предметом роскоши и превратился в явление массовое, появилась необходимость в регулировании этой отрасли, создании компаний, которые бы планировали программы путешествий, и компании, которые бы занимались их распространением. В следствие чего, на рынке появились такие туристские фирмы как туроператор и турагент. Основными причинами для становления туроператорского дела являются формирование массового рынка туризма на дальние расстояния, усложнение туристского продукта, специализация деятельности туристских фирм, экономия средств поставщиков туристских услуг на маркетинговые услуги, экономия средств и времени туристами на организацию путешествия.
Объект исследования: туроператорский бизнес.
Предмет исследования: деятельность туроператоров и турагентств
Цель исследования: изучить деятельность туроператоров и турагентств
Задачи исследования:
1) проанализировать правовой статус туроператора и турагентства как субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма;
2) раскрыть понятие, перечислить виды туроператоров;
3) обозначить основные требования, предъявляемые к туроператору;
4) определить роль туроператоров в формировании туристского продукта;
5) изучить виды договоров туроператора;
6) дать характеристику деятельности туристического агентства как посредника в реализации туристического продукта туроператора.
Глава 1. Правовой статус туроператора и турагентства как субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма
В российском законодательстве не существует нормативного определения субъекта туристской деятельности, однако, по своему смыслу оно аналогично нормативным критериям субъекта предпринимательского права, определенным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Субъектами туристской деятельности являются субъекты предпринимательской деятельности в лице индивидуальных предпринимателей и коммерческих юридических лиц.
В этой связи, нам кажется уместным привести справедливое замечание А.П. Дурович, который считает, что в качестве субъекта предпринимательской деятельности выступает любое лицо, чья деятельность прямым или косвенным образом нацелена на получение предпринимательского дохода и чей правовой статус регулируется нормами предпринимательского права [7, c. 72].
Таким образом, если исходить из нормативно-правовых актов, то в настоящее время можно с большой долей уверенности сделать вывод о том, что коммерческая организация или индивидуальный предприниматель являются главным субъектом туристской деятельности. Сказанное означает, что туристской деятельности как предпринимательской деятельности присущи следующие отличительные признаки [15, c. 114-116]:
- существование установленного Законом о туристской деятельности субъекта (туристической фирмы (туристического агента или туристического оператора), то есть лица, которое зарегистрировано в данном качестве в определенном законом порядке. С этой целью, следует предоставить все необходимые в соответствии с ст. 12 Федерального Закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» документы, и таким образом выполнить общий порядок регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- извлечение дохода и выгод от занятия данной деятельностью (продвижение и реализация туристского продукта, оказание услуг в туристской сфере);
- постоянная и систематическая деятельность в части извлечения прибыли: туристические фирмы создаются и действуют на постоянной основе, вполне естественно, что здесь мы не имеем ввиду так называемые турфирмы-«одновневки», которые создаются противозаконно и чья деятельность как минимум содержит состав административного правонарушения, а зачастую и уголовного правонарушения;
- в свое время президент Российского Союза Туристической индустрии С. Шпилько с целью борьбы с туристическим фирмами, которые нередко не выполняют взятых на себя обязательств, предложил увеличить для субъектов туристской деятельности минимальный размер уставного капитала, а также ввести пожизненный запрет на занятие туристической деятельностью для тех турфирм, «кто уже прокололся и остался должен туристам деньги»;
- ведение деятельности на свой страх и риск, и ответственность всем своим имуществом; поскольку значительное количество туристских организаций являются коммерческими организациями, то на основании ч. 1 ст. 48 ГК РФ, они отвечают всем своим имуществом [15, c. 116].
Отметим, что в специальной литературе существенное внимание уделяется вопросам деятельности отдельных видов субъектов туристской деятельности. В то же время, степень разработанности общих категорий (понятие туристских организаций, туристские услуги, их классификация) явно недостаточная.
Несмотря на достаточно конкретные формулировки закона, которые позволяют провести отграничение туроператорской и турагентской деятельности, в практической деятельности с этим нередко возникают определенные трудности.
По мнению специалистов, причиной этому является то обстоятельство, что нередко туристические агентства при реализации готового туристического продукта добавляют к нему некоторый перечень услуг, например: бронирование мест, продажа билетов, страхование. Пожалуй, наиболее ярким примером является приобретение туристом туристического продукта у туроператора, который находится в другом российском регионе. В этом случае, чтобы обеспечить прибытие туристов в начало тура, туристический агент должен, прежде всего, обеспечить их перевозку [2, c. 204].
Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1996 № 132–ФЗ (ред. от 04.06.2018) // Собрание законодательства РФ. – 02.12.1996. – № 49. – Ст. 5491
Акентьева С. И. Организация туристской индустрии. Учебник / С.И. Акентьева, В.В. Игнатьева, Г.В. Петрова. – М.: Academia, 2014. – 320 c.
Алферов О.Е. Некоторые вопросы правового положения основных субъектов туристской деятельности // Актуальные проблемы правоведения. – 2008. – № 3 (21). – С. 131-135.
Ахтямова Е.В. Современные проблемы правового регулирования туристской деятельности в РФ. Тенденции и перспективы // Тенденции развития частного права в условиях рыночной экономики. Сборник научных трудов. – Саратов: Изд-во СГАП, 2015. – С. 124-127
Безрутченко Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие, 2-е изд.(изд:2). – М.: ИТК Дашков и К, 2016. – 232 c.
Гущина И.А. Документационное обеспечение управления в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. – М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 240 c.
Дурович А. П. Маркетинг в туризме. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 320 c.
Жуков А.А. Технология и организация операторских и агентских услуг : учебник для студ. высш. проф. образования / А.А. Жуков, С.О. Дерябина. – М. : Академия, 2014. – 208 с.
Зорин И.В. Энциклопедия туризма: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 368с.
Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности // Финансы и статистика. – 2018. – 460 с.
Косолапов А. Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности. Учебное пособие /. – М.: КноРус, 2015. – 296 c.
Матюхина Ю. А. Экскурсионная деятельность / Ю.А. Матюхина, Е.Ю. Мигунова. – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2012. – 224 c.
Михайлова М.Н. Менеджмент туроперейтинга: о зарубежных представителях туроператоров // Псковский региональный журнал. – 2010. – № 10. – С. 118-128.
Морозова Н.С. Управление процессом формирования конкурентной среды в туризме // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – № 10. – С. 149–153.
Организация туристической деятельности : учеб. / А.Б. Косолапов. – М. : КНОРУС, 2018. – 304 с.
Сирик Н.В. Существенные условия договора о реализации туристского продукта // Современное право. – 2011. – № 4. – С. 71-73.
Скобельцына А. С. Технологии и организация экскурсионных услуг / А.С. Скобельцына, А.П. Шарухин. – М.: Академия, 2010. – 192 c.
Технология туроператорской и турагентской деятельности: учебное пособие / сост. О.С. Крайнова. – М.: изд. «МУ им. С.Ю. Витте», 2015. – 288 с.
Тихомирова А.В Отдельные проблемы обеспечения ответственности туроператоров и турагентов в Российской Федерации // Вестник Омского университета. – 2013. – № 1 (67). – С. 261–264.
Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг // – М. ,Ростов-на/Д. : Издательский центр «МарТ». – 2018. – 416 с.
Щукин А. И. Технология разработки нового туристского продукта. – М.: Издательство СПбГУ, 2017. – 140 c.
Биржаков М.Б. Финансовое обеспечение туроператоров – защита интересов потребителя или способ перераспределения финансовых потоков с решением задач передела туристского рынка [Электронный ресурс] / Научные статьи. – Электрон. дан. – Невский фонд. –URL: http://www.travelglossary.ru/knowledg
ГОСТ Р 50681-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг; введ. 01.01.1995 [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru