ВВЕДЕНИЕ
Понятие межличностных отношений в
Различные подходы к пониманию и диагностике межличностных отношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Реферат|Психология
Авторство: gotovoe
Год: 2023 | Страниц: 12
ВВЕДЕНИЕ
Понятие межличностных отношений в
Различные подходы к пониманию и диагностике межличностных отношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Человек не может жить, не вступая в контакты с окружающими его людьми. Только в межличностных отношениях с другими людьми человек может ощутить и понять самого себя, отыскать свое место в мире, стать полноценной личностью. В дошкольном возрасте ребенок выполняет первые самостоятельные шаги в сложном мире межличностных взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта влияют на его судьбу. Следует отметить, что существенную роль в этом отношении играет детский сад. Он содействует развитию межличностных отношений. Дошкольная группа – это генетически ранняя ступень социальной организации людей. Старшая группа детского сада выступает как развитая социально-психологическая единица, это группа детей, которые уже хорошо знают друг друга. Известно, что первый опыт отношений становится тем фундаментом, на котором основывается дальнейшее развитие личности. От того, как сформируются отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада – во многом зависит дальнейший путь его личностного и социального развития, а значит, и его будущая судьба. Однако сегодня межличностные отношения детей дошкольного возраста вызывают тревогу. Это обусловлено чрезмерной «технологизацией» общественной жизни. Ни для кого не секрет, что «лучший друг» для современных детей – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.
В последнее время педагоги и родители все чаще отмечают, что многие дети дошкольного возраста ощущают серьезные трудности в общении со сверстниками, выражающиеся в неумении искать подход к партнеру по общению, поддерживать и совершенствовать установленный контакт, координировать свои действия в процессе каждой деятельности, 4 соответственно реагировать и выражать свою симпатию к определенному ребенку, отмечаются трудности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека. Это приводит к формированию недоверия к окружающим, пониженной самооценке, робости, замкнутости, снижению стрессоустойчивости, формированию тревожности или чрезмерной агрессивности поведения. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, важны для всесторонне развитой и самореализованной личности, являются залогом благополучия и психического здоровья. Следует отметить, что в группе детского сада часто между детьми дошкольного возраста завязываются отношения, которые не вырабатывают у них гуманных чувств друг к другу, а, наоборот, воспитывают нечто прямо противоположное. Не всем детям хорошо «дышится» в среде сверстников, не для всех здесь подходящий «эмоциональный климат». Формирование умений и навыков в установлении отношений с окружающими людьми, воспитание отзывчивости, сочувствия, доброты является обязательным требованием образовательных программ дошкольного воспитания в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.
Цель – рассмотрение диагностики межличностных отношений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
В работе использованы 13 источников литературы.
Отношение к другим людям является основной тканью человеческой жизни. Собственно эти связи рождают наиболее яркие переживания и поступки. Взаимоотношение к другому считается центром духовнонравственного становления личности и во многом обусловливает нравственную ценность человека. Взаимоотношения с другими людьми начинаются и особо ярко развиваются в дошкольном возрасте, именно поэтому важно, насколько позитивно сформировываются отношения между детьми в коллективе.
От этого зависит психическое здоровье ребенка. Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении и совместной деятельности. Особенно велика роль общения в становлении личности ребенка. Теперь уже не приходится доказывать, что межличностное общение – это абсолютно необходимое условие жизни людей, без него невозможно полное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса и, личности в целом [8].
Проблеме межличностных отношений уделено достаточно большое внимание в трудах педагогов и психологов. Чрезвычайная субъективная важность взаимоотношений с другими людьми притягивала к этой действительности внимание многих исследователей.
Социальная ситуация развития составляет систему отношений ребенка с другими людьми, а отношения с другими людьми считаются органически важным условием человеческого развития.
.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. -М., 2001. - 314 с. //// #"justify">.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав. - М.:Педагогика, 2009. - 140 с.
.Бороздина Г.В. Психология делового общения /
.Г.В. Бороздина. - М.:ИНФРА, 2008. - 224 с.
.Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. - М., 2002. - 78 с.
.Воспитание детей в игре/ Под ред. Д.В.Менджерицкой. М.:Просвещение, 2007. - 159 с.
.Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка / З.В. Денисова. - Л., 2007.
.Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. - М.: Педагогика, 2010.- 242 с.
..Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре / Е.А. Жуковская. - М.:Педагогика, 2009. - 67 с.
.Заморев С.И. Игровая терапия: совсем не детские проблемы / С.И. Заморев. - СПб.:Речь, 2010.-135 с.
.Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание.- 2005.- № 10.- С. 72-79.
.Межличностное восприятие в группе/ Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова, М.: Просвещение, 2009.- 320 с.
.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. МЕнджерицкая. - М.:Педагогика, 2002.-235 с.
.Михайленко Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.:Академический проект, 2009.- 160 с.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!