Введение
1. История возникновения и понимания алкогольной зависимости
2. Социальные и культурные факторы формирования алкогольной зависимости
3. Особенности формирования личности ребенка в семье, отягощенной алкогольной зависимостью
Заключение
Список литературы
Алкоголизм – проблема сложная, многосторонняя, включающая медицинский, медико-биологический, биохимический, физиологический, психологический, социальный, экономический, социально-культурный и другие аспекты. Не все ее стороны достаточно хорошо изучены и тем более известны широкому кругу населения, что нередко приводит к ошибочным представлениям о легкости решения этой проблемы.
Актуальность проблемы исследования возникновения и путей решения проблемы алкоголизма в современной науке не требует доказательств. На основании статистики Роспотребнадзора РФ, в 2016 году алкогольной зависимости подвержены более 5 миллионов человек, среди которых 6% – это несовершеннолетние. Смертность от алкоголя составляет ежегодно около 500 тысяч человек по данным министерства здравоохранения России.
Эти цифры шокирующие, и они свидетельствуют о существовании данной проблемы в России и в мире, которую необходимо решать воспитанием в подрастающем поколении мотивации к занятиям спортом, здоровому образу жизни.
Материалы археологических раскопок говорят о том, что употребление дурманящих веществ известно человеку с глубокой древности. В фольклорных произведениях и народном эпосе не одного этноса (песнях, сказаниях, поговорках и т.п.) часты упоминания об опьянении и поступках человека в таком состоянии.
Не смотря на то, что вред для физического и психического здоровья от алкоголя очевиден, а также очевиден социальный вред пьянства, люди, тем не менее, употребляют алкоголь повсеместно.
В контексте данного реферата важно показать, как влияет алкоголизация семьи на формирование личности ребенка. Важно в рамках борьбы с алкогольной зависимостью делать знания об этой болезни доступными, популяризировать спорт и здоровый образ жизни.
Систематические психологические исследования алкоголизма в России начались гораздо позднее, чем в зарубежных странах, поэтому важно перенять опыт зарубежных исследователей и изучить его.
Исследованиями обозначенной проблемы занимались авторы: Б.Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, Б. Ф. Ломов, А. Н. Леонтьев, И. С. Кон, В. В. Гульдан, Б. С. Братусь, К. Г. Сурнов, В. В. Альтшулер, В. Ю. Завьялов и многих других представителей мотивационного направления.
Цель данного реферата – раскрыть сущность возникновения алкогольной зависимости и ее влияние на личность ребенка, в семье отягощенной алкоголизмом.
Задачи:
1) изучить историю и сущность алкогольной зависимости, а также раскрыть основные этапы алкоголизации;
2) выявить социокультурные факторы формирования алкогольной зависимости;
3) выяснить специфику формирования личности ребенка в семье, отягощенной алкогольной зависимостью.
1. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. – М.: Юридическая литература, 2008. – 76 с.
2. Банщиков В.М., Короленко Ц.П. Проблема алкоголизма. – М.: Просвещение, 2003. – 112 с.
3. Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. – М.: Просвещение, 2014. – 144 с.
4. Виноградов Н.А., Качаев А.К. Алкоголизм, проблема, борьба. – М.: Знание, 2011. – 313 с.
5. Гонопольский М.Х. Алкоголь и разрушение личности. – Новосибирск: Наука, 2002. – 167 с.
6. Завьялов В.Л. Клинико-психологическое изучение некоторых механизмов формирования психической зависимости от алкоголя. – Новосибирск: Наука, 2011. – 118 с.
7. Иванец Н.Н., Кошкина Е.А. Медико-социальные последствия злоупотребления алкоголем в России. Алкогольная болезнь. – М.: Медицина, 2012. – 73 с.
8. Короленко Ц.П., Завьялов В.Ю. Личность и алкоголь. – Новосибирск: Наука, 1997. – 167 с.
9. Майерс Д. Социальная психология. – СПб: Питер, 2013. – 342 с.
10. Менделевич Д.Б. Клиническая медицинская психология. – М.: Медпресс, 2009. – 592 с.
11. Сурнов К.Г. Изменение установок личности при алкоголизме. – М.: Академия, 2012. – 206 с.
12. Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов. /И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. – М., ВЛАДОС, 2004. – С. 79.