Актуальность темы курсовой работы. Изучение опыта прошедших лет всегда направлено на познание настоящего, предвидения будущего и осмысления на этой основе развития любой науки как отражения целенаправленного исторического процесса.
Всегда и во все времена самым главным критерием отметки уровня культуры, духовного здоровья общества считалось выбранное отношение к историческому наследию своей страны.
Характерный для социально-правовых наук принцип историзма имеет обозначение на потребность познавать заявленные проблемы в развитии, с учетом правил конкретности, взаимозависимости с иными родственными проблемами, в связи с практическим опытом.
Историзм включает и прогнозирование - определение векторов развития, явления в будущем, предсказание его исторических перспектив.
Изучение истории уголовно-исполнительного права направлено на определение перспективных направлений для дальнейшего движения теоретической мысли.
Эволюция отечественных отраслей права в области борьбы с преступностью способна показать основные особенности развития Российского государства, экономические, социальные, политические изменения, происходившие в нем.
Для Российской Федерации известное изречение о том, что о состоянии государства и общества можно судить по его тюрьмам, всегда являлось и продолжает оставаться, безусловно, актуальным.
Рассмотрение истории вопроса связано с определенной периодизаций, отражающей коренные вехи развития Российского государства и его права.
Цель исследования – дать характеристику законодательства России об исполнении уголовных наказаний до 1917 года на основе комплексного анализа достижений различных отраслей науки путем вовлечения в оборот новых источников права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— провести анализ и охарактеризовать систему исполнения наказаний в дореволюционной России;
— изучить роль судебной реформы 1864 г. для российской системы исполнения наказаний;
— проанализировать исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы;
— охарактеризовать пенитенциарную систему России в пореформенный период.
В методологическую основу работы входит объединенная составляющая общенаучных и частно-научных методов исследования происходящих процессов, явлений и методов: материалистический, метод системного анализа, формально-юридический, сравнительно-правовой и иные.
Объектом исследования настоящей работы становится организационно-правовой механизм функционирования органов системы исполнения наказаний в России до 1917 года.
Предмет исследования составляют:
- правовые акты Российской империи,
- архивные материалы,
- организационная структура системы исполнения наказаний в России до 1917 года.
Степень разработанности темы. Для исследования выбранной темы, однозначно, необходим комплексный подход, основанный на анализе работ в различных отраслях науки.
Состояние системы исполнения наказаний в России и за рубежом исследовалось в работах И.В. Упорова, Н.П. Ерошкина, С.С. Остроумова, Н.В. Стручкова, Л.П. Рассказова, И.И. Карпеца, Н.А. Беляева, М.Н. Гернета, А.В. Борисова, С.И. Дементьева, М.Г. Деткова, В.В. Ершова, Б.В. Виленского, Т.У. Воробейкова, А.Б. Дубровина и других.
Вышеназванные исследователи смогли внести весомый вклад в развитие историко-правовых направлений, связанных со становлением и эволюцией учреждений и органов, осуществляющих назначение и исполнение наказаний.
В эмпирическую основу работы входят постановления Верховного Суда Российской Федерации, постановления судов общей юрисдикции, данные, опубликованные в сети Интернет, расположенные в открытом доступе.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
- РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В РОСИИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX- НАЧАЛА XX в
- Подготовка нормативно-правовой базы изменения системы назначения наказаний второй половины XIX в.
В Российской империи с конца XVIII в. Появлялись новые специальные комиссии с целью по систематизации законодательства
За этой работой осуществлял контроль сам императора, но положительные результаты отсутствовали.
Эти комиссии приступали к созданию таких объемных и важных нормативных документов, которые оптимизировали имеющиеся законодательные акты, не сделав предварительно собрания законов, на которых должно основываться само Уложение. С началом XIX в. ситуация меняется.
Первая половина XIX в. началась с поиска путей изменения имеющейся системы назначения и исполнения наказаний.
В первой четверти XIX в. были созданы комиссии по составлению законов, и иных правовых документов, явившихся результатом их деятельности: Плана Уголовного уложения 1804 г. и Проекта Уголовного уложения 1813 г.
Созрела потребность для нового уголовного законодательства, поскольку накопилось огромное количество законодательных актов, изданных в разное время и регулировавших уже отжившие области отношений.
Кроме того было осложнение тем, что много законодательных актов до сих пор оставалась неизвестной государственным органам и чиновникам.
Деятельность комиссий активизировалась в 1808 г., когда в состав комиссии вошел М.М. Сперанский.
М.М. Сперанский критически относился к работе комиссий, оценивая отечественное законодательство как варварское.
Поэтому в данный период деятельности комиссий считалось, что проекты уложений необходимо создавать с непосредственным участием иностранных ученых.
Начиная с 1804 г. комиссия разработала три плана, по которым должно было быть подготовлено и издано Уголовное уложение Российской империи (первый план - в 1804 г., второй - в 1809 г., третий - в 1815 г.).
Разработка Уголовного уложения под руководством профессора Якоба стала главной ступенью в развитии русского уголовного права
Теперь комиссия располагала довольно полным собранием указов и извлечениями из них, приведенными в порядок по рубрикам.
Обычные выписки из законов, находившихся в распоряжении комиссии, Якоб посчитал недостаточными, поэтому решил сам упорядочить материал русского уголовного права. Так появился проект профессора Якоба.
Проект Уголовного уложения 1813 г. был первой попыткой систематизации уголовного права, которая реализовалась в конкретном документе.
Здесь в первый раз для истории русского уголовного права были выделены общие положения (раздел «Основания уголовного права») и сформулировано теоретическое определение преступления как «всякого законом запрещенного зловредного деяния, произвольно учиненного».
Остальные деяния, менее важные, подлежали полицейскому наказанию или «гражданскому удовлетворению». В Проекте все преступления различались по роду и предмету, по свойству, по мере участия и совершения.
Также сделана попытка определить стадии преступного деяния, выделив «преступление... содеянное или не содеянное»; институт добровольного отказа от совершения преступления (термин в документе не использовался), при этом виновный подлежал меньшей уголовной ответственности за добровольный отказ, хотя не была установлена степень уменьшения ответственности, что давало судам определенную степень усмотрения и служило почвой для произвола.
В нем не было определения института соучастия, речь сразу шла о том, «кого почитать участниками».
Проект в своих статьях не рассматривал пределы ответственности каждого из соучастников, не были регламентированы формы соучастия.
Итак, институт соучастия в Проекте Уголовного уложения 1813 г. не был детально разработан.