Введение
Глава 1. Теоретические аспекты защиты авторских прав
1.1 Исторические этапы развития авторского права в России
1.2 Понятие и сущность авторского права
Глава 2. Защита авторского права по гражданскому законодательству России
2.1 Гражданско-правовые способы защиты авторских прав
2.2 Проблемные вопросы защиты авторских прав
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования обуславливается тем, что на современном этапе развития общества проблемы защиты авторских прав приобретают все большее значение, как в Российской Федерации, так и во всем мире.
Защита авторских прав означает применение юридических мер, направленных преимущественно на их признание или восстановление. Законодательно закреплен достаточно широкий перечень способов защиты. К ним можно отнести не только гражданско-правовые способы, но и способы административно-правовые, а также уголовно-правовые. Все они применяются в случае, когда права авторов либо оспариваются, либо нарушаются.
Вопросы защиты авторских прав во многом актуальны и тем, что в условиях демократизации общества, развития средств массовой информации, в частности, сферы «Интернета», остро ощущается возникновение проблем реализации конституционного права на виды литературного и художественного творчества.
В настоящее время российское законодательство в данной области требует совершенствования, а указанные проблемы – дальнейшего осмысления и разрешения, так как это будет способствовать созданию новых эффективных мер борьбы с разнообразными формами нарушений, а также восстановлению авторских прав.
Целью исследования выступает анализ правовых норм, регламентирующих защиту авторских прав.
Задачи:
– изучить исторические этапы развития авторского права в России;
– рассмотреть понятие и сущность авторского права;
– описать гражданско-правовые способы защиты авторских прав;
– выявить проблемные вопросы защиты авторских прав.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с защитой авторских прав.
Предмет исследования составляют нормы законодательства Российской Федерации, регламентирующие защиту авторских прав.
Методологическую базу исследования образуют такие методы как анализ, синтез, дедукция, индукция, абстрагирование, конкретизация, а также формально-юридический, сравнительно-правовой методы исследования.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты защиты авторских прав
1.1 Исторические этапы развития авторского права в России
Считается, что авторское право было введено в 1710 г., а Статут королевы Анны (Statute of Anne, закон о правах авторов и книгоиздателей, исторический прообраз англо-американского авторского права) в Великобритании впервые предусматривал введение авторских прав для контроля за производством копий (экземпляров) книг.
Первоначальные изменения в законодательстве об авторском праве появились вместе с изобретением и быстрым развитием книгопечатания, а также с неуклонным ростом и расширением роли библиотек как собирателей и хранителей печатных произведений. Необычайный расцвет знаний и образования, заложивший основу современных обществ и экономики, стал возможным благодаря быстрому развитию книгопечатания и издательского дела. Библиотеки сыграли свою роль, взяв на себя ответственность за хранение и доступность постоянно расширяющегося универсума задокументированных человеческих знаний, а авторское право стало организующим юридическим принципом в поощрении и совместном использовании преимуществ авторства, в возможности обнаружения произведений. Следует отметить, что до появления новых форм воспроизведения и изготовления копий в XIX в. защита авторских прав применялась к печатным произведениям, включая карты, партитуры музыкальных произведений, иллюстрации и художественные репродукции[1].
В Европе, когда было изобретено книгопечатание, существовала экономика, в которой гильдии и объединения ремесленников стремились защитить интересы своих членов. Поэтому Венецианская республика в период Возрождения стала родиной некоторых первоначальных плодотворных разработок. Новое отношение к авторству и интеллектуальному продукту было связано больше с торговлей, чем с художественным или творческим самовыражением. Такое новое отношение возникло не из нематериальной сферы идей, а из материальной – высококачественного ремесленного мастерства и механических изобретений.
Первопечатные книги в Венеции часто содержали технические подробности о конкретном кустарном процессе. Сохранение тайны процесса было главной целью любого автора. Идея промышленной монополии в некоторой степени слилась с понятием предоставленной привилегии на печать в том, что было описано как конвергенция между протопатентом и протоавторским правом. Важно отметить, что предоставленные средства защиты авторов конкретно не были определены как авторское право.
Досовременная эпоха в Англии являлась предметом пристального изучения и научных исследований в аспекте возникновения современной концепции авторского права. Центральным объединением в то время было Братство торговцев канцелярскими принадлежностями, часто называемое Гильдией торговцев канцелярскими товарами, а позже – Компанией торговцев канцелярскими принадлежностями (Stationers’ Company6). Как и в Венеции, гильдия предприняла шаги для защиты своих доходов, и по мере развития книгопечатания связанные с производством книг ремесленники, включая переплетчиков, типографов и книготорговцев, искали юридической защиты для созданных ими произведений. Слово «книготорговец» постепенно стало синонимом слова «издатель»[2].
Отметим, что контроль над печатью и издательским делом, осуществляемый через авторское право торговцев канцелярскими принадлежностями, был не единственным методом, действовавшим в досовременную эпоху. Существовали также патенты на печать, но они не полностью соответствовали интересам Компании. Патент мог быть выдан на целый класс работ, а не только на отдельные произведения. Выдача патентов обеспечивала защиту от конкуренции не в той степени, которая отвечала интересам Компании торговцев канцелярскими принадлежностями. Патент на печать означал, что защита авторских прав предоставлялась властями, в то время как подход Компании был частным, коммерческим регулятором защиты.
Книгопечатание росло вместе с развитием рынка книг. Сохранение монополии книготорговцев было необходимо для обеспечения прибыли. Монополия по-прежнему преследовала двоякие цели: защиту и продвижение интересов издателя и сохранение ответственности со стороны Компании торговцев канцелярскими принадлежностями за то, чтобы печатные произведения не нарушали законы о цензуре. Эти законы служили расширению первоначальной цели контроля за информацией и приняли форму декретов «Звездной палаты» от 1586 и 1637 гг., за которыми последовал закон о лицензировании 1662 г. Решения Компании о том, что не должно быть напечатано, подкреплялись силой и авторитетом «Звездной палаты» в отношении исполнения судебных решений.
Величко Т.В. Гражданское право: учебное пособие. М.: Юрайт, 2023. 482 с.
Груздев В.В. Способы защиты гражданских прав: учебное пособие. М.: Юрайт, 2023. 350 с.
Иванова Е.В. Гражданское право. Особенная часть: учебник. М.: Юрайт, 2023. 344 с.
Илларионов Т.И. Гражданское право: учебник. М.: ИНФРА-М, 2016. 450 с.
Михайленко Е.М. Гражданское право: учебник. М.: Юрайт, 2023. 413 с.
Муромцев С.А. Очерки общей теории гражданского права: учебник. М.: Юрайт, 2023. 219 с.
Николюкин С.В. Гражданское право. Общая часть: учебное пособие. М.: Юрайт, 2023. 304 с.
Суханов Е.А. Гражданское право. Учебник. В 4-х томах. Том 1. Общая часть. М.: Статут, 2019. 576 с.
Всего 22 источника