Введение
1. Сущность и особенности реализации авторских прав в системе образования
1.1. Специфика урегулирования авторских прав в сфере образования
1.2. Особенности реализации авторских прав в цифровом образовании
2. Правовое регулирование охраны авторских прав в системе образования
2.1. Защита авторских прав в системе высшего образования
2.2. Охрана авторских прав в процессе организации дистанционного образования
Заключение
Список использованных источников
Сегодня, в результате научно-технического прогресса, с появлением спутников, сотовой связи, оптического волокна, телевидения, радио, компьютеров и разнообразных материальных носителей, с активным распространением деятельности СМИ и различного рода информационных агентств, наконец, с развитием глобальных электронных сетей общество получило почти безграничную техническую возможность копировать и распространять не только произведения, но и многочисленные объекты авторского права, имеющие бесспорную экономическую ценность.
Доходы, получаемые от творческой деятельности, стали занимать серьезную часть от валового внутреннего продукта многих государств и, таким образом, начали оказывать влияние не только на отдельных хозяйствующих субъектов, но и на деятельность целых обществ, международную экономическую и политическую ситуацию.
Сегодня как никогда актуальны вопросы управления и правовой охраны авторских прав, правовые и экономические аспекты определения авторских прав, защита объектов авторского права от несанкционированного копирования, проблемы авторского права, возникающие при выполнении вузом научно-исследовательских, опытно-конструкторских разработок, а также при реализации инновационных образовательных программ и другой инновационной деятельности. С необходимостью решения названных проблем сегодня столкнулись высшие учебные заведения, исследовательские институты, библиотеки, издательства, средства массовой информации и другие организации.
Объект исследования – правовые отношения в сфере регулирования и охраны авторских прав.
Предмет исследования – проблемы и перспективы защиты авторских прав в системе образования.
Цель работы – выделить проблемы и определить перспективы нормативно-правового регулирования охраны авторских прав в системе образования Российской Федерации.
Задачи:
1. Рассмотреть специфику урегулирования авторских прав в сфере образования.
2. Изучить особенности реализации авторских прав в цифровом образовании.
3. Проанализировать проблемы Защита авторских прав в системе высшего образования
4. Выявить перспективы охраны авторских прав в процессе организации дистанционного образования.
Методы исследования: анализ нормативно-правовых актов и теоретических источников по проблеме исследования; сравнительный метод.
Степень изученности проблемы. Особенности правового статуса объектов интеллектуальной собственности в образовательном процессе рассмотрены в работах А. Бердашкевича, Д.В. Грибанова, М.А. Клюева и др. Специфика охраны авторских право в условиях дистанционного образования раскрыта в работах А.Ю. Горшенин, Н.И. Добряковой, Е.С. Котенко, А.В. Михайлова, И.А. Нагаевой др.
Структура работы. Во введении сформулирована актуальность, определены объект и предмет, сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе на основе анализа нормативно-правовых актов и теоретических источников раскрыта специфика урегулирования авторских прав в сфере образования. Во второй главе представлены особенности защиты авторских прав в системе высшего образования и охраны авторских прав в процессе организации дистанционного образования. Заключение содержит выводы по проделанной работе.
1. Сущность и особенности реализации авторских прав в системе образования
1.1. Специфика урегулирования авторских прав в сфере образования
Авторские права принадлежат отдельным гражданам, но в целом составляют интеллектуальный ресурс своих государств и творческое наследие всего человечества. Задача государства – поощрять творчество посредством эффективной правовой охраны прав авторов и тем самым обеспечивать научно-технологическое развитие общества и средства для существования авторов.
Когда говорим об авторском праве в образовательной сфере, речь, прежде всего, идет о преподавателях и студентах вузов. Объектами авторского права здесь могут выступать учебные программы, учебные и учебно-методические пособия, лекционный материал, а также материал курсовых и дипломных работ, докладов и эссе. Многие проблемы, возникающие относительно данных объектов, созвучны тем, которые обсуждались относительно научных произведений. Но в данной сфере далеко не каждое произведение имеет новизну, которая рассматривается как признак оригинальности, а следовательно, может иметь творческий характер. При этом оригинальность характеризуется тем, что указывает на уникальность объекта вообще, а новизна – на неизвестность в какой-либо момент. В этом случае авторское право охраняет лишь те творческие результаты, которые в чем-то являются уникальными, не создававшимися ранее, не повторяющимися даже при параллельном творчестве. Оригинальная форма произведения – это творческий результат в том первоначальном виде, в котором его создал автор. Только в случае, когда присутствуют все признаки объектов интеллектуальной собственности, мы можем говорить об авторском праве на данный объект.
Особенность учебно-методических материалов, созданных и используемых в образовательном процессе, состоит в том, что они созданы субъектом, выполняющим служебные обязательства. Если локальным актом вуза либо трудовым договором с преподавателем предусмотрено выполнение служебного задания, то часть прав на созданные произведения переходит к работодателю (вузу). Согласно ст. 1295 ГК РФ авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное .
В то же время студент, находясь в стенах учебного заведения, выполняя учебные поручения преподавателя, не находится в служебных правоотношениях с вузом, поэтому курсовые, контрольные и дипломные работы не являются служебными, а у их создателей возникает авторское право на них. Чтобы урегулировать эти правоотношения, вузу необходимо иметь Положение о порядке подготовки, хранения и дальнейшего использования вышеназванных работ, где помимо административного регулирования отражался бы и порядок использования творческих произведений обучающихся и преподавателей. На основании опыта издания учебных, учебно-методических, научных материалов в вузе можно утверждать, что студенческие работы публикуются в виде статей, тезисов, но в последующих исследовательских и учебных материалах преподавателей в случае заимствования ими информации из учебных работ студентов ссылки на этих авторов чрезвычайно редки .
Итак, «субъекты образовательного процесса создают и используют результаты своего и заимствованного творческого труда» , соответственно, действия этих субъектов содержат признаки творческой деятельности и подлежат правовой охране.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // СПС КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=160104.
2. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 02.07.2013, с изм. от 14.10.2014) «О средствах массовой информации» // СПС КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148788.
3. Бердашкевич А. Правовой статус объектов интеллектуальной собственности в образовательном процессе // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. – № 9. – 2005. – С. 3-4.
4. Витковский А. Авторские права учителя [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ps.1september.ru/article.php?ID=200701711
5. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах». – М., 2002. – С. 150.
6. Горшенин А.Ю. Телекоммуникационный образовательный проект (Аспекты авторского и патентного права) // Право и образование. – 2012. – № 5. – С. 32-38
7. Грибанов Д.В. Авторское право в науке, образовании и издательском бизнесе // Российский юридический журнал. – 2009. – № 4. – С. 141-148.
8. Деятельность и ответственность провайдеров (посредников) // Право и интернет [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.russianlaw.net/law/isp/.
9. Добрякова Н.И. Авторское право в цифровом образовании // Юридическое образование и наука. – 2008. – № 2.
10. Клюев М.А. Судебная защита авторского права в системе высшего образования: проблемы и перспективы // Университетское управление: практика и анализ. – 2006. – № 2. – С. 88-92.
11. Котенко Е.С. Авторские права на мультимедийный продукт: монография. – М.: Проспект, 2013. – 128 с.
12. Мешкова К.М. Ограничение ответственности провайдера за нарушение в сети Интернет авторских и смежных прав по законодательству РФ, США и ЕС // Право и интернет [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.russianlaw.net/law/isp/.
13. Михайлов А.В. Гражданско-правовые средства обеспечения инновационного развития экономики // Правовое обеспечение инновационного развития экономики Республики Беларусь: материалы Междунар. науч. практ. конф. (21-22 окт. 2010 г., г. Минск) / ред. кол.: И.Н. Колядко (гл. ред.) [и др.] – Минск : Позитив-центр, 2010. – С. 147.
14. Нагаева И.А., Ерохин, Н.И. Правовое обеспечение регулирования и защиты авторских прав на информационно-программные ресурсы дистанционного обучения // Право и образование. – 2013. – № 7. – С. 164-170.
15. Рахматулина Р. Ш. Авторское право и дистанционное образование // Научные труды РАЮН. Вып. 11. В 2 т. Т. 2. – М.: Юрист, 2011. – С. 221–223.
16. Рябов Г. П. Международная защита прав учителей / Г. П.Рябов // Нижегородское образование. – 2013. – № 2. – С. 34–38.
17. Собко Ю.А. Административные и правовые механизмы защиты праинтеллектуальной деятельности вуза: соотношение между нормами Соглашение Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и законодательством России // Право ВТО. – 2012. – № 2. – С. 24-28
18. Фокина В.Н., Слива А.В., Письменский Г.И. О правовых аспектах свободного доступа к научной и учебной информации // Право и образование. – 2005. – № 5. – С. 38.
19. Цапенко А. М. Нормы об авторском праве и школьный учебник // Интеллектуальная собственность: теория и практика: сб. докл. научно-практич. конф. – СПб., 2012. – С. 135-139.
20. Шипетина А. Авторское право и пиратство в Интернете [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.copyright.ru/ru/news/main/2011/10/6/prava_inet.
21. Штейнберг В.Э. Защита интеллектуальной собственности в области образования: дуализм проблемы // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2012. – № 7. – С. 58-64.