ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОТВОРЧЕСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и принципы правотворческой деятельности, виды правотворчества
1.2 Этапы и стадии правотворческого процесса
ГЛАВА 2. РОЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В ПРОЦЕССЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА
2.1. Сущность законодательной техники и ее задачи
2.2. Роль законодательной техники в правотворческой деятельности
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Одной из важнейших черт российской правовой системы современности является развитие и совершенствование действующего законодательства. Особо значимым это становится во времена обеспечения социально-экономической стабильности в стране, противоборства с финансово-экономическим кризисом.
Огромную роль в этом плане играют и законы, действующие в настоящее время в стране. При этом сама система законодательства будет эффективна лишь в случае их высокого качества. Соблюдение правил законодательной техники, ее высокий уровень и многообразие средств является определяющим условием высокого качества законодательных актов, а принятие непродуманных и недостаточно грамотно сформулированных законов может нанести непоправимый вред интересам общества.
Первыми данным вопросом начали заниматься западноевропейские ученые. Основателем учения о законодательной технике является немецкий юрист Рудольф фон Иеринг (1818-1992 гг), который в своем труде «Юридическая техника», изданном в 1905 г. в Санкт-Петербурге и являющимся частью более крупного труда о римском праве, впервые сформулировал правила того, как следует писать законы.
В нашей стране одним из первых исследователей законодательной техники является профессор? член-корреспондент РАН Джангир Аббасович Керимов, который, начав изучать ее еще в 1950-х годах, не изменил свои взгляды до сих пор. Д.А. Керимов в своих работах утверждает: «создание содержательного, правильно оформленного и эффективно работающего закона равнозначно иному открытию в науке».
В свете этих положений актуальность данной курсовой работы очевидна и заключается в необходимости рассмотрения понятия и видов законодательной техники как проблемы комплексной.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при использовании законодательной техники в ходе составления законов.
Предметом исследования являются особенности, присущие законодательной технике.
Целью написания данной курсовой работы явилось выявление содержания и направленности законодательной техники, рассмотрение приемов, средств, правил законодательной техники при составлении законов.
Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством следующих задач:
1. Формирование понятия законодательной техники;
2. Рассмотрение видов и общих приемов законодательной техники;
3. Выделение правил законодательной техники.
Информационной базой послужила современная научная и периодическая литература.
Методологическую основу написания работы составляют сравнительно - сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.
Объем и структура данной курсовой работы определены логикой системного исследования и характером изучаемых в нем проблем. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
ГЛАВА 1. ПРАВОТВОРЧЕСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и принципы правотворческой деятельности, виды правотворчества
С момента своего возникновения государство всегда пыталось оказывать своё влияние на общественные процессы самыми различными путями и методами. Самым результативным средством, несомненно, считается право, но для эффективности этого средства нужно, чтобы государство поддерживало его в нормальном состоянии для регулирования общественных отношений.
Также нужно помнить, что создавая новые законы, они в первую очередь должны согласовываться друг с другом и не противоречить общественной системе в целом, так как от этого зависит авторитет всей государственной власти. Для этого государство создаёт специальные органы, главной функцией которых является правотворчество.
По итогам правотворческой работы можно судить о демократичности государства, о его культуре. Как правило, правотворчество может осуществляться не только государством, но и социальными группами, общественными объединениями, но в юридической науке под правотворчеством понимается активная государственная деятельность по созданию, изменению или отмене нормативно- правовых актов [3, с.363].
Оно протекает в установленных процедурах и основывается на определённых принципах, то есть на основополагающих идеях, придающих процессу правотворчества должную легитимность и качество [3, с.364].
Основные принципы правотворчества:
1. Принцип гуманизма означает, что принимаемые правовые акты должны не противоречить общечеловеческим ценностям, защищать естественные права человека, юридическими средствами создавать условия и системы для воплощения их в жизнь.
2. Принцип демократизма означает, что принятие законов и нормативных актов должно происходить с привлечением всех граждан к обсуждению законопроектов. Также этот принцип предполагает необходимость формирования законотворческого органа на демократической основе, то есть он должен выражать волю всего народа.
3. Принцип гласности. Этот принцип рассчитан на широкое оповещение всех граждан о предполагаемом законе. Данный принцип означает, что нормативные акты подлежат опубликованию в средствах массовой информации для ознакомления всего общества.
4. Принцип законности. Данный принцип означает, что все правовые акты должны быть приняты при соблюдении установленной процедуры, то есть они могут приниматься только компетентным органом. Но самое главное, что орган, принимающий новый нормативный правовой акт, должен быть легитимным.
Правотворчество — богатое по содержанию явление, сложная деятельность по формулированию общих правил поведения. Оно характеризуется неоднородностью [4, с.302] В зависимости от субъекта правотворчества принято выделять следующие виды этой деятельности: законотворчество, подзаконное правотворчество, правотворчество органов местного самоуправления, непосредственное правотворчество народа (референдум).
1. По праву законотворчество занимает одно из первых мест в классификации видов правотворчества, потому что оно считается одним из важнейших признаков государства. По данному признаку можно понять является государство суверенным или нет. Как правило в государстве законотворчеством могут заниматься не все органы государства, а только Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы (этот пример характерен для Российской Федерации), так как он один может выполнять одну из важнейших функций любого государства- это принимать законы, которые обладают высшей юридической силой для всего государства.
2. Подзаконным правотворчеством в Российской Федерации занимается, как правило, правительство Российской Федерации. Оно назначено для уточнения законов, призвано решать вопросы, которые требуют немедленного реагирования, также правительство Российской Федерации обеспечивает права и свободы граждан, борется с преступностью. Правительство Российской Федерации не может выходить за рамки своей компетенции, которая установлена в основном законе государства- Конституции.
3. Непосредственное правотворчество (референдум)- всенародное голосование для решения очень важного для всего государства вопроса. Референдум характерен только для демократических государств, где высшей ценностью считается человек, его права и свободы. Непосредственное правотворчество поистине относится к самостоятельному виду правотворчества, так как референдум является самой главной формой волеизъявления народа, который проходит при открытом голосовании по значимым вопросам для государства.
Для непосредственного правотворчества характерны следующие особенности:
1) постановление референдума имеет высшую юридическую силу;
2) эти решения не нуждаются в каком-либо утверждении и могут быть отменены только другим референдумом.
4. Собственное правотворчество органов местного самоуправления. Государство может предоставить некоторым органам местного самоуправления и должностным лицам без согласия центральных органов право принимать нормативно-правовые акты, касающиеся только вопросов местного значения, так новые акты будут обязательны для исполнения всеми субъектами, находящимися на территории муниципального образования, но эти акты могут быть обжалованы в судебном порядке.
Таким образом, правотворчество — весьма разнообразная и сложная деятельность любого государства, которая требует определённых знаний и навыков для создания новых правовых норм.
1. Болдырев С.Н. Юридическая техника: теоретико-правовой анализ: автореф. дисс. … докт. юрид. наук. – Краcнодар, 2018. – 45 с.
2. Гордиенко П.Ю. Техника систематизации права: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – Белгород, 2018. – 22 с.
3. Гурьянова В.В. К вопросу о несоблюдении требований законодательной техники в процессе законотворчества // Систематизация законодательства: общетеоретические и отраслевые аспекты: Материалы III Международной научно-практической конференции. – Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2016. – С. 47-52.
4. Давыдова М.Л. Теоретические и методологические проблемы понятия и состава юридической техники: автореф. дисс. … докт. юрид. наук. – Волгоград, 2018. – 50 с.
5. Кашанина С.В. Юридическая техника: учебник – 2-е изд., пересмотр. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. – 496 с.
6. Керимов Д.А. Законодательная техника. – М.: Норма, 2017. – 121 с.
7. Малько А.В. Формы права и правотворчество / Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. – 528 с.
8. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник. 2 -е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2019. – 848 с.
9. Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 19-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1987. – 750 с.
10. Рассолов М.М. Теория государства и права: учебник для вузов – М.: ИздательствоЮрайт; ИДЮрайт, 2018. – 635 с.
11. Рахимов М.З., Нематов А.Р. Законодательная техника. – Душанбе: Шуджоиён, 2018. – 200 с.
12. Рындюк В.И. Законодательная техника: понятие и содержание // Молодой ученый. – 2018. – № 8. – С. 302-306.
13. Соболевская А.И. Систематизация законодательства в современной России: дисс. … канд. юрид. наук. – СПб., 2018. – 200 с.
14. Сативалдыев Р.Ш. Проблемы теории государства и права. Учебник. Том 1. – Душанбе: «Империал-Групп», 2018. – 454 с.
15. Сативалдыев Р.Ш. Теория государства и права. Учебник: для профессиональных высших учебных учреждений. – Душанбе: Сино, 2018. – 784 с.
16. Томин В.А. Юридическая техника: учебное пособие – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2018. – 84 с.
17. Ходжаев Ш.Ш. Законодательная техника в Республике Таджикистан: вопросы теории и практики: дисс. … канд. юрид. наук. – Душанбе, 2016. – 196 с.
18. Цховребова М.К. Законодательная техника в законодательстве законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (на примере Республики Северная Осетия-Алания): автореф. дисс. канд. юрид. наук. – Краснодар, 2019. – 25 с.