Актуальность темы исследования заключается в том, что инвестиционный климат России нельзя оценить однозначно, ведь он имеет как положительные, так и негативные характеристики. Страна находится на этапе перехода от экономики административного типа к рыночному. Кроме того, перед Россией стоит крайне важная задача выхода из кризисной ситуации. Также существуют некоторые противоречия в законодательной базе, сформированной с целью регулирования инвестиционной деятельности.
Роль инвестиций в экономике страны состоит в том, что они создают условия для развития производства. Часть инвестиций направляется на прирост непроизводственных основных фондов в сфере образования, здравоохранения и т.д. Немалое значение имеют для общества инвестиции в форме резервов страны на случай непредвиденных обстоятельств.
Самое эффективное управление финансовыми инвестициями — это возможность вкладывать средства в ценные бумаги. Объясняется это следующим:
- большинство реальных средств имеют соответствующие финансовые эквиваленты в виде опционов, акций или фьючерсов;
- ценные бумаги являются более ликвидным вложением средств, в отличие от реальных средств;
- для того, чтобы заниматься инвестированием в реальные активы, необходимо обладать достаточными финансовыми возможностями, а приобрести ценные бумаги гораздо дешевле;
- информацию о доходности тех или иных ценных бумаг можно легко найти в периодической печати, что дает возможность инвестору просчитать возможные риски и возможные доходы при инвестировании в ценные бумаги.
Таким образом, управление финансовыми инвестициями, в том числе, ценными бумагами — это достаточно привлекательные возможности для вложения средств, как для частных, так и для институциональных инвесторов.
Целью работы является изучение инвестирования и экономической безопасности России.
На основании поставленной цели, изучены следующие задачи:
1.Рассмотреть современный инвестиционный климат в России;
2.Изучить теоретические основы инвестиций и экономическую безопасность;
3.Выявить инвестиционную безопасность как подсистему экономической бе6зопасности;
4.Рассмотреть роль инвестиционной политики государства;
5.Выявить проблемы инвестирования в России и пути их преодоления;
6.Изучить возможные меры по обеспечению экономической безопасности России;
7.Рассмотреть продовольственную независимость как аспект инвестиционной безопасности.
Предметом исследования в работе выступает инвестирование и экономическая безопасность.
Объектом исследования является экономическая безопасность России.
В работе использованы общенаучные методы, методы обобщения и синтеза, а также приемы экономического, структурного и статистического анализов на основе системного подхода.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕНСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ИНВЕКСТИЦИОННОЙ СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
1.1. Угрозы инвестирования экономической безопасности России
Снижение производственного потенциала России наблюдается в период с 2008 года. К основным причинам можно отнести: высокий износ основных фондов промышленных предприятий, невысокую конкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках, возрастание импорта, снижение инвестиций в отечественную промышленность, а также вывоз капитала за рубеж. Классическим экономическим методом преодоления этого риска является направление инвестиций в основной капитал и в основные средства обрабатывающей, тяжёлой промышленности. Без производства станков и поточных промышленных линий и оборудования для этих отраслей невозможен рост производственного потенциала.
Замедление роста экономики является отличительной чертой экономики России в последние годы. Падение цен на нефть привело к тому, что экспорт природных ресурсов больше не может обеспечивать активный рост экономики страны. Потребительский спрос населения сокращается из-за падения темпов роста реальных доходов, сокращения роста объёмов потребительского кредитования и инфляции. Ещё одной причиной замедления роста экономики является переход государства на преимущественно прямое, ручное управление экономикой, что прямо сказывается на снижении конкурентной и деловой активности предпринимателей и не способствует стимулированию самостоятельной предпринимательской активности.
Структурная деформированность экономики России выражается в ориентации экономики страны на добычу полезных ископаемых, в первую очередь, нефти и газа. Как результат, наблюдается сокращение объёмов производства в отраслях обрабатывающей промышленности по сравнению с добывающими отраслями. Ресурсная направленность национальной экономики позволяет получать высокий доход, не обеспечивая при этом устойчивый экономический рост. Для дифференциации получаемых бюджетом доходов, возможно, стоит уделить большее внимание экспорту продукции сельского хозяйства. Если учесть имеющуюся обширную климатическую географию применения сельскохозяйственного производства, то масштабные инвестиции в эту отрасль в целом, всегда смогут нивелировать некоторые риски, связанные неблагоприятными погодными условиями в отдельных регионах. Отметим, что устойчивый спрос на продукты питания обеспечивается постепенным и постоянным ростом населения нашей планеты.
Имущественная дифференциация населения подрывает социальный мир и общественное согласие в государстве. Мировым опытом доказано, что если соотношение в доходах 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных групп превышает отношение 1:10 (в наиболее развитых европейских странах оно колеблется в отношении 1:6—8), то общество может вступить в зону социальной нестабильности. В России, по официальной статистике, это соотношение составляет 1:12—14. В отдельных городах и регионах это соотношение ещё выше. К негативным последствиям этого явления можно отнести: безработицу; усиление имущественного расслоения населения на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, не уверенных в своём будущем людей; увеличение доли бедных слоёв населения создаёт социальную и криминальную напряжённость; появляются задержки выплаты заработной платы, пенсий, пособий; отмечаются случаи остановки предприятий. Конечным результатом этих тенденций может быть нестабильная социальная обстановка в стране.
Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны вызвано сокращением финансирования приоритетных научных и технических исследований и разработок, массовым выездом из страны ведущих ученых, распадом сложившихся научных коллективов, разрушением наукоёмких отраслей. Устойчивость этой тенденции отражает наличие спроса именно на наших учёных за рубежом, что говорит об их хорошей теоретической подготовке и о высокой оценке их умения мыслить. С другой стороны, всё вышеперечисленное приводит к усилению зависимости страны в научной сфере от разработок других стран.
В настоящее время отсутствует программа оценки перспективной потребности в квалифицированных специалистах. Большое количество средних специальных и высших учебных заведений ориентированы на массовый выпуск специалистов, специализация которых определяется коньюктурным, спонтанным запросом общества, нежели реальной потребностью экономики. Глубоких исследований о том, какие специалисты (как рабочих, так и инженерных специальностей) будут нужны национальной экономике в ближайшие годы, пока не производится на плановой основе. Соответственно учреждения послешкольного образования не получают обоснованного заказа от государства.
Изменение экономической политики и реформирование в области инвестиционной привлекательности научной сферы может положительно сказаться на повышении нашего научного потенциала и повышении уровня экономической безопасности.
Усиление неравномерности экономического развития регионов приводит к разрыву единого экономического пространств, разрыву связей между субъектами, нарушению экономических взаимоотношений центра с субъектами Федерации, а также препятствует межрегиональной интеграции. Угрозу неравномерности социально-экономического развития регионов обусловливают такие факторы, как объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие кризисных отраслей в отдельных регионах, неравномерность распределения ресурсов, увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.