ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ ЭКОСИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Теоретический анализ литературы
1.2 Университетская экосистема как предмет образовательной аналитики
1.3 Электронная информационно-образовательная среда вуза
2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ПРОЦЕССОВ ПОДДЕРЖКИ ЭКОСИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Анализ информационных систем мониторинга деятельности ВУЗов
2.2 Рекомендации по созданию информационной экосистемы ВУЗа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для современного мира характерна высокая динамика социальных, экономических, технологических, демографических и других процессов, принимающих глобальный масштаб. Происходящая в мире цифровая революция создает новые возможности для экономического и технологического развития, организации образования, поддержки научных исследований и инновационной деятельности. Повышение скорости коммуникации и расширение ее масштабов, снижение транзакционных издержек в производственных и административных процессах за счет использования цифровых технологий создает условия для качественных изменений во всех секторах экономики, в социальной и культурной сферах.
Переход к экономике знаний требует изменения всей «архитектуры» взаимосвязей между экономическими субъектами и становления систем нового типа, основанных на сетевой кооперации и сетевых взаимодействиях. Если для индустриальной эпохи базовыми были два способа координации экономической деятельности: иерархический с административным принятием решений и рыночный на основе ценовых сигналов, то в постиндустриальном мире развертывается третий – сетевой механизм координации деятельности, который основан на горизонтальных связях, постоянном обмене информацией и непрерывных согласованиях – такие интерактивные взаимодействия именуются коллаборацией.
С 2000-х годов на смену классическим транснациональным корпорациям приходят компании нового типа, деятельность которых вовлекает множество независимых организаций и отдельных лиц, включая потребителей, поставщиков, партнеров и даже конкурентов – мультилокальные сетевые компании. Для кластерно-сетевых структур постиндустриального общества характерен переход к коллективным формам самоуправления; организация интерактивной координации деятельностей с использованием Web-платформ; коллективная адаптация субъектов к изменениям среды.
Перечисленные феномены начинают «схватываться» через метафору (в дальнейшем – концепцию и модель) экосистемы. При этом различные содержательные аспекты экосистемы отражаются в концептах «предпринимательской экосистемы», «бизнес-экосистемы» (или «деловой экосистемы»), «венчурной экосистемы», «экосистемы знаний», «экосистемы инноваций». Экосистемы начинают рассматриваться как новое поколение институциональных решений, обеспечивающих более высокий уровень продуктивности всех участников и способность реагировать на быстрые технологические, экономические и социальные изменения.
Перспективы технологического и экономического развития России определены рядом соответствующих стратегических документов, при этом поставлены задачи глубокой модернизации производственной сферы, научных исследований и образования. Важным элементом такой модернизации является создание региональных «интеллектуальных экосистем» (экосистем науки, образования и инноваций), действующих в условиях формирующегося «цифрового мира». Цифровые технологии создают принципиально новые возможности для повышения продуктивности и снижения издержек научной, образовательной и инновационной деятельности; позволяют выйти на новое качество управления и организации интеллектуальной деятельности в регионах и в стране в целом.
Для полноценной реализации новых возможностей для коммуникации и деятельности в постиндустриальном мире необходимо понятийное осмысление реализующихся моделей экосистем. Это позволит не просто «складывать» имеющиеся компоненты в экосистему, но начать формирование региональной «интеллектуальной экосистемы» как системы деятельностей с пониманием существующих барьеров, разрывов и возможностей их преодоления.
Принципиальной особенностью «интеллектуальной экосистемы» является наличие нескольких уровней коммуникации, включая рефлексивную коммуникацию всех участников – исследовательских и проектных групп, научных и образовательных организаций, обучающихся и преподавателей, технологичных компаний, держателей инновационной инфраструктуры и др. При этом предметом рефлексивной коммуникации являются не только совершаемые действия и происходящие процессы, но и мотивы, цели и задачи агентов экосистемы и ключевых стейкхолдеров. Все это делает «интеллектуальную экосистему» – как систему с рефлексией – эффективной и динамично развивающейся институцией с широкими возможностями для самоорганизации, координации усилий, кооперации для достижения целей всех ее участников.
Значимой практической задачей является создание действующей региональной «интеллектуальной экосистемы», которая позволит «мобилизовать» всех участников научной, образовательной и инновационной деятельности и вовлечь их в формирующиеся коллаборации. Базовым инструментом, обеспечивающим формирование и поддержку «интеллектуальной экосистемы» региона, является специальная цифровая платформы, которая строится с учетом с интересов и потребностей всех потенциальных участников экосистемы.
Тенденции развития информационного общества XXI в. определяются возрастанием роли высоко интегрированных систем и расширением конвергенции технологий в профессиональных средах и повседневной жизни. Создание интерактивных мультиагентных сред, внедрение информационных и интеллектуальных технологий в процесс обучения вносит существенные коррективы в задачи профессиональной подготовки. В этой связи подчеркивается проблема разобщенности научного знания в образовательном процессе и необходимость подготовки междисциплинарных специалистов.
Образовательная среда университета в цифровую эпоху представляет собой сложно организованную саморазвивающуюся платформу, которая обладает всеми признаками экосистемы в виде жизненного пространства для функционально связанных участников процесса обучения, представленных разными статусами субъектности. Представление об экосистеме вуза, позволяет формировать новое отношение к результатам образования, подчеркивая их устойчивость под воздействием ситуационных факторов. В этой связи актуальным предметом образовательной аналитики становятся процессы конвергенции, которые играют важную роль в обеспечении гибких стратегий адаптации вуза к меняющимся глобальным условиям и коммуникативным практикам.
На первом плане образовательной стратегии и смешанной модели учебного процесса, таким образом, оказывается не только технологическое развитие электронной среды университета, но и ее гармоничное включение в многопрофильную систему профессиональной и социальной деятельности. Концепция университетской экосистемы позволяет рассматривать такие факторы развития образовательной среды, которые связаны с интересами комплекса агентов (семья, сообщества, бизнес, государственные органы), обладающих собственным профессиональным, социальным и культурным капиталом.
Задачи образовательной аналитики в рамках экосистемного подхода к распространенной среде современного университета связаны с выявлением уровней согласованности целей и действий участников взаимодействия в процессе профессионального обучения в высшей школе.
Целью данного исследования является анализ информационных систем мониторинга процессов поддержки экосистемы высшего образования.
Объектом исследования являются процессы поддержки экосистемы высшего образования.
Предметом исследования является эффективность применения данных процессов.
В процессе исследования должны быть решены следующие задачи:
проведен теоретический анализ литературы по теме исследования;
сформулированные основные понятия экосистемы высшего образования;
проведен анализ информационных систем мониторинга деятельности ВУЗов, выявлены их основные достоинства и недостатки;
разработаны рекомендации по созданию информационной системы мониторинга процессов поддержки экосистемы ВУЗа.
В качестве концептуального основания данного исследования выступает теория коммуникативного действия и системная методология.
1 ПОНЯТИЕ ЭКОСИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Теоретический анализ литературы
Образовательные трансформации требуют от новой образовательной системы вузов подготовки таких выпускников, которые владеют инновационными компетенциями. Набор данных компетенций предполагает выработку адекватного отношения к новшествам и ситуациям неизвестности. Эти компетенции и позволяют человеку инновационного общества реагировать в изменившихся условиях и принимать грамотные решения на опережение.
Согласно «Стратегии инновационного развития РФ на период 2020 года» к ключевым инновационным компетенциям относят: «способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, самообучению и переобучению, профессиональной мобильности, стремление к новому, способность к критическому мышлению, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и в команде, готовность работать в конкурентной среде» .
С целью формирования выше упомянутых компетенций «Стратегии инновационного развития РФ на период 2020 года» связаны с решением следующих задач: «развитие среды, благоприятной для инноваций, формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности» .
Как справедливо отмечает Е.А. Шмелева, преобразование образовательной среды вуза в экообразовательную – это сложная многогранная проблема, решение которой требует, прежде всего, научного обеспечения .
По мнению И.В. Арендачука, «новая образовательная среда выступает как психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности. Данную реальность традиционно рассматривают как фактор образования, обеспечивающий педагогические условия для равновесия опыта взаимодействия обучающихся с внутренней средой и внешним миром» . В.И. Слободчиков не склонен характеризовать среду, трактуемую как совокупность условий для образования, как нечто существующее и данное заранее. Исследователь убежден, что среда образуется в результате встречи и взаимодействия обучающего и обучающегося, в результате чего они совместно начинают её создавать как предмет и ресурс совместной деятельности, в рамках которой между субъектами образовательного процесса начинают выстраиваться связи и взаимоотношения. Именно образовательная среда, по мнению учёного, является целостно-смысловым объединением людей, в котором создаются условия для развития индивидуальных способностей человека .
О.В. Леонтьева полагает, что выстраивание в вузе образовательной среды способствует вовлечению студентов в культурно-социальные связи разного типа и уровня, развитию их мотивации, построению образовательного процесса на основе формирования продуктивного опыта, индивидуализации обучения в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных программ .
Таким образом, образовательную среду вправе рассматривать как совокупность организационно-педагогических условий, факторов, а также выстраиваемых межличностных отношений, способствующих формированию личности с заданными качествами.
Жизнь в обществе всё больше основывается на знаниях, а высшее образование и научные исследования выступают гарантом культурного, социально-экономического и экологически безопасного, здорового развития человека. В 80-х годах прошлого века наряду с термином «образовательная среда» начинает употребляться термин «образовательное пространство». На наш взгляд, эти понятия – равнозначны, взаимозаменяемы и обозначают арену для развития, способствующую эффективному взаимодействию человека и общества. Поскольку речь зашла об экологически безопасном развитии человека, здесь нам представляется необходимым рассмотреть процесс экологизации образования.
Benneworth, P. and Hospers, G.-J. (2008): The new economic geography of old industrial regions: Universities as global-local pipelines. Environment and Planning C: Government and Policy, 25, pp. 779–802.
Bercovitz J., Feldman M. Fishing upstream: firm innovation strategy and university research alliances // Research Policy. – Amsterdam, 2007. – vol. 36, no.7. – pp. 930– 948.
Influence of Entrepreneurship Education and University Ecosystem on Individual’s Entrepreneurship Readiness / S. Kumar, Z. A. Paray, N. Sharma, A. K. Dwivedi // Entrepreneurship and Regional Development. Cham: Palgrave Macmillan, 2021. P. 305–322. DOI: 10.1007/978-3-030-45521-7_16.
Lawrence A. Cremin. Traditions of American Education. Basic Books. 1977. 172 p.
Vaishali S. and Dvivedi S.K. (2015) Bilateral classification of issues in higher education. International Journal of Modern Education and Computer Science, 9, pp. 59– 65.
Youtie, J. and Shapira, P. (2008): Building an innovation hub: A case study of the transformation of university roles in regional technological and economic development. Research Policy, 37, pp. 1188–1204.
Z.Y. Wang, Q.Y. Zhang DOI: 10.4236/jss.2019.73011153 Open Journal of Social Sciences.
Азимова А.А. Анализ информационных систем мониторинга деятельности вузов // Бюллетень науки и практики. 2022. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-informatsionnyh-sistem-monitoringa-deyatelnosti-vuzov (дата обращения: 20.11.2023).
Арендачук И.В. Образовательная среда вуза как фактор психолого- педагогических рисков [Электронный ресурс]. http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/15/arendachuk.
Герасимова, Н.В. Конкурентная среда как фактор формирования инновационной экосистемы университета / Н.В. Герасимова, Р.Р. Титиберия // Постулат. – 2018. – №6. – С. 43–49. ISSN 2414-4487.
Глазачев Э.В. Современное общество и экологическое образование: ценности, профессиональная ориентация, деятельность: Сборник материалов Международной научно-методической конференции посвященной Году России в Казахстане и 70-летию КазНУ им. аль-Фараби. – Алматы, КазНУ им. аль-Фараб, 2004. 16 с.
Жолдасбеков, А.А., Сихимбаева, Ж.С., Шынгысбаева, Ж.А. Исследования проблем экологического образования студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1 http://science-education.ru/ru/article/view?id=5624 (Дата обращения: 20.11.2023).
Захлебный, А.Н. Модели содержания экологического образования в новой школе / А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская // Педагогика. – 2010. – № 9. – С. 38–44.
Зверев, И.Д. Экологическое образование / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина // Зеленый мир. – 1994. – №13. – С. 8–11.
Иванов П.П., Иванова Р.П. Рекомендации по созданию информационной экосистемы вуза по целевым контурам // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 6. – С. 55-59; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37549 (дата обращения: 20.11.2023).
Клейнер Г. Б. Современный университет как экосистема: институты междисциплинарного управления // J. of Institutional Studies. 2019. № 115 (3). С. 54–63. DOI: 10.17835/2076- 6297.2019.11.3.054-063.
Клейнер Г. Б. Современный университет как экосистема: институты междисциплинарного управления // J. of Institutional Studies. 2019. № 115 (3). С. 54–63. DOI: 10.17835/2076- 6297.2019.11.3.054-063.
Критов, В. Cиликоновая долина – уникальная экосистема и среда генерации идей // Theangelinvestor. – 2008. – №4(10). – С. 45–49.
Кудрявцева, М.В. Самоуправляемое обучение как важный аспект эффективного развития индивида в условиях цифровизации современного мира // Гуманитарно- педагогические исследования. – 2020. – Т. 4. – №1. – С. 6–12.
Леонтьева, О.В. Культурно-образовательная среда вуза как психолого- педагогическая проблема // Образование и общество. – 2009. – №6. – С. 106–111.
Райхельхаус Л. Б. Устойчивость образовательных результатов как новый принцип современной дидактики // Ярославский педагогический вестн. 2019. № 4 (109). C. 8–14. DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10446.
Сластенина, Е.С. Природоохранительная подготовка учителя / Е.С. Сластенина, А.П. Сидельковский // Сов. Педагогика. – 1978, – № 2. – С. 67–75.
Слободчиков, В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В.И. Слободчиков. – М.: 2000 – 230 с.
Спенсер-Кейс Д., Лукша П., Кубиста Д. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования. М.: Московская школа управления СКОЛКОВО и Global Education Futures, 2020.
Суравегина, И.Т. Экологическое образование в школе / И.Т. Суравегина, Е.М. Сенкевич, Т.В. Кучер // Сов. Педагогика. – 1990, – № 12. – С. 47–51.
Угнич, Е.А. Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности в университетах: концепция инновационной экосистемы / Е.А. Угнич, М.А. Изотов, И.И. Волощенко // Интернет-журнал «Науковедение». – 2015. – Т. 7. – №4(29). – C. 1–13.
Федоров, И.М. Переход от образовательной среды к образовательной экосистеме // Молодой ученый. – 2019. – №28. – С. 246–250. https://moluch.ru/archive/266/61494/ (Дата обращения: 20.11.2023).
Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева. СПб.: Наука, 2000.
Хотунцев, Ю.Л. Экологическое образование на уроках технологии в 5–7 классах / Ю.Л. Хотунцев, Н.И. Нагибин // Экологическое образование. – 2009. – №1. – С. 52–56.
Шмелева Е.А. Инновационная образовательная среда вуза: пространство развития // Научный поиск (электронный научный журнал). 2012. №1(3). С. 14–17. http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2012_1_2776.