Курсовая работа|История

Историософские мотивы в поэтическом наследии С.А. Есенина

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 19

Введение

Глава I. Историософские проблемы и мотивы в русской литературе

Эсхатологизм и утопизм в контекстах историософии

Историософское осмысление русской революции

Русская историософская мысль

Историософия в русской литературе

Глава II. Историософские образы и мотивы в поэмах С.А. Есенина

2.1. Библейская эсхатология в поэме С.А. Есенина «Инония»

2.2. Современная история и её мифологизация в

С. А. Есенина

2.3. Есенинская философия истории в поэме «Чёрный человек»

Заключение

Список использованной литературы

 

С. А. Есенин вошел в историю русской литературы как глубокий поэт-мыслитель, создавший уникальный философско-художественный образ мира в отечественной поэзии. В лирической поэзии мастера неоднозначность, противоречивость мира приобретает философское звучание, органически сливаясь с живым пониманием разумности существования. Это касается и историософской проблематики в творчестве С. А. Есенина. В данной работе мы сосредоточились на поэмах С. А. Есенина, поскольку именно в них историософские образы и мотивы проявлены наиболее отчётливо. Исследование в избранном нами аспекте художественного мира Есенина в целом остаётся перспективой нашей работы.

 

ГЛАВА I. ИСТОРИОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И МОТИВЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

  • Эсхатологизм и утопизм в контекстах историософии

Русская культура у самых истоков своих обнаруживает историософскую мысль, историософский текст - задолго до возникновения истории как науки и построения «больших» историософских систем. Русская литература XI-ХХ вв. историософична. В качестве временных  измерений русского историософского текста изначально были  заявлены эсхатологизм и утопизм. Эсхатологизм и утопизм в различные исторические эпохи задают коммуникативные стратегии историософского текста и тем самым, фактически, формируют его сюжеты, т.е. являются сюжетообразующими. Эсхатологизм в данном контексте - различные стратегии представления истории как радикального изменения, преображения человека, народов, мира и вселенной в целом, «конца истории», всеобщей смерти и воскресения. Эсхатологизм отнюдь не тождественен апокалиптике - дискурсу «конца истории». Эсхатологическая стратегия в русском историософском тексте обязательно включает в себя семантику спасения, воскресения [5; с.16].

Начиная с Нового времени в рамках историософского текста получает развитие другая стратегия: утопизм. Утопизм как измерение и стратегия историософского текста отличается от утопии и «антиутопии» как жанров, в которых далеко не обязательно проявляется историософский текст [5; с.17].

 

  • Историософское осмысление русской революции

Идея Русских как «новых людей» и Руси как царства «последних времен» есть основополагающая и фундаментальная предпосылка возникновения и развития историософского текста русской революции. Историософское осмысление феномена Революции начинается задолго до революционных событий в России ХХ века - прежде всего, в работах русских мыслителей Ф.И. Тютчева и А.И. Герцена. К моменту начала этих событий Революция стала одним из ключевых топосов русского историософского текста. Историософское прочтение социально-политических событий наделяет Революцию религиозными и метафизическими смыслами.

В поэзии А.А. Блока и М.А. Волошина снимается противоречие между «миром-космосом» и «миром-историей». Специфика русской Революции, какой ее увидели Волошин и Блок, - это соединение «карнавальности» с мессианско-эсхатологическим историзмом. Судьба для символистов почти синонимична истории, которая понимается ими (а перед ними - европейскими романтиками) как осуществление провиденциальных целей, замысла Творца. Ветер (одно из главных образов поэмы А. Блока «Двенадцать»)  это время, дыхание или дух истории, понимаемой в эсхатологической перспективе. Историософское понимание Революции у Волошина, Блока и Есенина - это принесение России в жертву во имя преображения мира.

Философия истории наряду с философией природы, теорией познания, является непременной составной частью всякой цельной философской системы. Но если последние тяготеют к универсализму, то философия истории в наибольшей степени идентифицируется с судьбами нации, народа, в истории которых она укоренена. Это не значит, что философия истории лишена универсализма, но лишь означает, что к универсализму она приходит через постижение судьбы своей страны в ее отношении к истории мировой цивилизации [6; с.135].

По свидетельству В.В. Зеньковского, русская философская мысль «сплошь историософична, она постоянно обращена к вопросам о смысле истории, конце истории и т.п.» [5; с.17]. Это исключительное внимание к философии истории, конечно, не случайно. «Оно коренится в тех духовных установках, которые исходят от русского прошлого, от общенациональных особенностей «русской души», что отнюдь не замыкает русскую философию истории в партикуляризме. Напротив, через исторические судьбы человечества русские мыслители, за редким исключением, «ищут именно цельности, синтетического единства всех сторон реальности, всех движений человеческого духа» [14].

 

  1. Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. – 1910. Режим доступа: http://www.inslov.ru (дата обращения 17.03.2013).
  2. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. Первое издание. – СПб., 1998.
  3. Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. – СПб., 1890-1907. Режим доступа: http://www.onlinedics.ru/slovar/brok.html (дата обращения 12.03.2013).
  4. Соловьёв В. Общие замечания // Период систем / История русской философии / В.В. Зеньковский. – Л., 1991. Часть III. Гл.1.
  5. Лооне Э.Н. Что такое «философия истории» // Современная философия истории. – Таллин, 1980. Гл. 2. С. 11-20.
  6. Ракитов А.И. Системногносеологический подход // Историческое познание. – М., 1982.
  7. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории // Автобиография/
    М.А. Кисселя. – М., 1980.
  8. Кантор К.М. Два проекта всемирной истории // Журнал «Вопросы философии». М, 1980, № 2. Режим доступа: http://filosbank.narod.ru/Fails/Knigi/Htm/Kantor.htm (дата обращения 18.04.2013).
  9. Межуев В.М. Философия истории и историческая наука // История против прогресса. – М.: 1992.
  10. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Философия истории в России // Русская философия / Малый энциклопедический словарь. – М ., 1995. Гл. 17.
  11. Валицкий А.Н. По поводу «русской идеи» в русской философии // Вопросы философии / Кочеров С.Н. - 1994. № 1.
  12. Емилова Е. О лирическом герое Есенина // Сборник статей «В мире Есенина». – М., 1986.
  13. Шахов В.В. С.А. Есенин. Поэзия // Творческие связи / 7-я региональная  конференция исследователей Рязанской области: тез. докл. Рязань, 1984.
  14. Бражников И.Л.           URL:http://www.dslib.net/russkaja-literatura/istoriosofskij-tekst-russkoj-revoljucii-v-hudozhestvennoj-literature-i-publicistike.html.
  15. URL:http://esenin.niv.ru/esenin/text/sorokoust.htm.
  • URL:http://esenin.niv.ru/esenin/text/strana-negodyaev-primechaniya.htm.
  1. URL:http://esenin.niv.ru/esenin/text/chernyj-chelovek-primechaniya.htm.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа История
2016 год 38 стр.
Курсовая Форма государственного единства в Древней Руси
Telesammit
Курсовая работа История
2016 год 33 стр.
Курсовая Конституция 1936 г. Декларация и реальность
diplomstud
Курсовая работа История
2016 год 28 стр.
Курсовая Губная и земская реформы России
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское