Введение
Глава 1 Теоретические и конституционно-правовые основы деятельности Федерального Собрания Российской Федерации
1.1 Понятие Федерального Собрания Российской Федерации, его структура и порядок формирования
1.2 Роль и место Федерального Собрания Российской Федерации в единой системе публичной власти
Глава 2 Основные полномочия Федерального Собрания Российской Федерации и проблемы их реализации
2.1 Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации как федерального органа законодательной власти
2.2 Проблемы реализации полномочий Федерального Собрания Российской Федерации в современных условиях
Заключение
Библиографический список
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что конституционные реформы 2020 года, окончательно закрепившие в законодательстве и в конституционной теории концепцию «единой системы публичной власти», поставили множество вопросов относительно вектора дальнейшего развития отечественной модели государственного управления и механизмов, посредством которых будет реализован основной посыл формирования единой системы публичной власти – консолидированная и слаженная работа всех властных органов для обеспечения внутренних и внешних национальных интересов России.
Одним из федеральных органов государственной власти, выступает Федеральное Собрание – двухпалатный парламент, первые выборы обеих палат которого (не только Государственной Думы, но и Совета Федерации, первый созыв которого был выборным) прошли одновременно с референдумом по принятию Конституции России 12 декабря 1993 года, исполнение полномочий Федерального Собрания началось 11 января 1994 года.
Таким образом, в начале 2024 года Федеральное Собрание шагнет в четвертое десятилетие своего существования в системе государственной власти, и очевидно, что качество и эффективность реализации данных российскому парламенту полномочий - важнейший залог стабильного и устойчивого государственного и общественного развития, что и предопределяет повышенный научный интерес к Федеральному Собранию, его структуре и полномочиям, взаимоотношениям с иными властными субъектами.
Целью курсовой работы выступает комплексный анализ Федерального Собрания Российской Федерации как федерального органа государственной законодательной власти.
Для достижения поставленной цели в работе предстоит решить следующие задачи:
Определить понятие Федерального Собрания Российской Федерации, его структуру и порядок формирования;
Рассмотреть роль и место Федерального Собрания Российской Федерации в единой системе публичной власти;
Изучить полномочия Федерального Собрания Российской Федерации как федерального органа законодательной власти;
Охарактеризовать проблемы реализации полномочий Федерального Собрания Российской Федерации в современных условиях.
Объектом работы выступает Федеральное Собрание Российской Федерации.
Предмет настоящей работы – урегулированные нормами конституционного права общественные отношения в сфере формирования и деятельности Федерального Собрания Российской Федерации
Методология исследования представлена системой различных общенаучных и научных методов познания правовой действительности.
Главное место среди общенаучных методов занимает метод материалистической диалектики, который позволяет всесторонне, объективно исследовать все правовые явления во взаимной связи между собой и в их обусловленности.
Среди общенаучных методов познания существенное место занимают логический и сравнительный методы, а также метод систематизации.
Также в работе используются специально-юридические методы исследования: историко-правовой, формально-логический метод анализа правовых актов, технико-юридический, сравнительно-правовой, анализ документов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя в общей сложности четыре параграфа, заключения, библиографического списка.
Глава 1 Теоретические и конституционно-правовые основы деятельности Федерального Собрания Российской Федерации
1.1 Понятие Федерального Собрания Российской Федерации, его структура и порядок формирования
В соответствии со ст. 94 Конституции России[1], Федеральное Собрание Российской Федерации – это парламент, который является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Предшественником Федерального Собрания как российского парламента выступал Верховный Совет Российской Федерации, в свою очередь «трансформировавшийся» в высший законодательный орган «новой» России из Верховного Совета РСФСР. Следует отметить, что по форме государственного правления Россия в 1991-1993 годах была ближе к президентско-парламентской республике, полномочия Президента были не столь значительны, как, например, в настоящее время, а вот парламент - Верховный Совет – наоборот, обладал большими правомочиями, чем современное Федеральное Собрание. В конечном счете, первые годы формирования модели государственного управления постсоветской России привели к острому противостоянию политических элит, когда одни политические силы поддерживали Президента России (Б. Ельцина), другие же сконцентрировались вокруг руководства Верховного Совета. Это противостояние привело к конституционному кризису, вершиной которого стал силовой разгон Верховного Совета в октябре 1993 года[2]. В декабре 1993 года на референдуме была принята новая Конституция России, в день референдума, как уже отмечалось во введении к настоящему исследованию, были избраны первые составы Государственной Думы и Совета Федерации, которые с 11 января 1994 года осуществляют законодательную власть.
Основное предназначение законодательной власти вытекает из ее наименования. Эта ветвь власти осуществляет правотворческую деятельность.
В соответствии с доктриной разделения властей особое место среди ветвей государственной власти принадлежит представительной (законодательной) власти. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства.
Следует отметить, что в федеративных государствах с двухпалатным парламентом верхняя палата парламента как правило состоит из представителей регионов (субъектов федеративного государства). Таким образом, в частности, формируется Федеральный сенат Бразилии, Сенат Канады, Сенат США и т.д.[3]
В соответствии с частью 2 ст. 95 Конституции Российской Федерации, каждый из субъектов РФ делегирует в Совет Федерации двух представителей – по одному от исполнительного и законодательного (представительного) органов региональной власти.
На протяжении последних десятилетий порядок формирования Совета Федерации неоднократно менялся.
Первоначальным механизмом формирования Совета Федерации (1994-1996 гг.) члены верхней палаты российского парламента избирались непосредственное населением. С 1996 по 2001 года в Совет Федерации «автоматически», в силу занимаемой должности, входили главы исполнительной и законодательной властей субъекта федерации. С 2002 по 2012 годы главы исполнительной и законодательной властей субъектов Федерации назначали своих представителей в Совете Федерации.
В настоящее время, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22 декабря 2020 г. № 439-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»[4] сенатор - представитель законодательного органа власти субъекта федерации в Совете Федерации наделяется соответствующими полномочиями постановлением данного органа, основанном на поддержке кандидатуры представителя большинством голосов от общего числа депутатов законодательного органа.
Авдеев, Д.В. Российский вариант республиканской формы правления // Конституционный вестник. - 2021. - № 2. – С. 41-44.
Барашева, Е.В. Альтернативные проекты Конституции РФ 1993 года // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2022. – № 4. – С. 169-173.
Безруков, А.В. Конституционное право России. – М: Юрайт, 2021. - 640 с.
Бочарова, А.Н. Альтернативные проекты Конституции России 1993 года: сравнительно-правовой анализ // Концепт. – 2019 - № 2. – С. 188-192.
Иванов, Н.В. Формирование государственного аппарата России в 1991-1993 годах // Вестник Брянского университета. – 2017. - № 5. – С. 103-109.
Малый, А.Ф. Смешанная избирательная система: существует ли она? // Российская юстиция. - 2018. - № 6.- С. 49-55.
Матвеева, С.Н. Законотворческий процесс в России: содержание и проблемы // Сибирское юридическое обозрение. – 2019. - № 5. – С. 98-103.
Мелехин, А.В. Теория государства и права. – М.: Юрайт, 2019. – 390 с.
Меркулова, О.Н. Парламентаризм в федеративных государствах // Гуманитарные и общественные науки. – 2019. - № 5. – С. 107-112.
Нерсесянц, В.С. Общая теория государства и права – М.: Юрайт, 2017. – 446 с.
Проект Конституции Республики Россия, одобрен Высшим Советом Либерально-демократической партии России, внесен в Конституционное Совещание в апреле 1993 года // Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990–1993 гг.) в 6 т. (10 кн.); Т. 5: Альтернативные проекты Конституции Российской Федерации (1990–1993 гг.) / под общ. ред. О.Г. Румянцева. 2009. — С. 927-930.
Проект Основного Закона России, внесенный Союзом Возрождения России и Конгрессом Русских общин// Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990–1993 гг.) в 6 т. (10 кн.); Т. 5: Альтернативные проекты Конституции Российской Федерации (1990–1993 гг.) / под общ. ред. О.Г. Румянцева. 2009. — С. 966-997.