ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КОНФЛИКТЫ И СТРЕССЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие конфликта и стресса
1.2 Составляющие конфликта
1.3 Фазы стресса
1.5 Трудовые конфликты
1.6 Причины конфликтов и стрессов
1.7 Функции конфликта
1.5 Трудовые конфликты
Выводы по первой главе
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конфликт возникает в процессе взаимодействия сторон. Это наиболее острый способ разрешения серьезных противоречий. Конфликт имеет как положительные, так и отрицательные функции, но чаще всего оказывает отрицательное влияние на жизнь и деятельность субъектов конфликта. В процессе взаимодействия сторон конфликта, на разных этапах возникшей негативной ситуации, наблюдается возникновение стресса. А стресс, как известно, пагубно сказывается на физиологических особенностях человека.
Любой человек со своей характерной периодичностью попадает в конфликтные ситуации. Они могут произойти абсолютно где угодно и при разных обстоятельствах. Человек большую часть жизни проводит на работе. К сожалению, рабочее место не исключение, где мы часто сталкиваемся с интенсивными процессами управления. Руководство компании должно найти правильный подход к управлению кадровыми конфликтными ситуациями. Это позволит избежать их или уменьшить влияние этих столкновений.
Знать все особенности конфликта и умение с ним справиться, а также избегать конфликтных ситуаций и стрессов - задача не только руководителя, но и самих сотрудников.
Актуальность темы. Напряженная рабочая среда часто ставит сотрудников в стрессовые ситуации. Также это связано с большей вероятностью возникновения и развития конфликта. Стресс играет важную роль в современном обществе. Они влияют на поведение, работоспособность, здоровье человека, отношения с другими людьми и в семье.
Практическое значение. Решение этой проблемы на практике позволит своевременно выявить причины конфликта и с помощью анализа выбрать необходимые методы разрешения конфликтной ситуации. Для бесперебойного функционирования любой организации и персонала важно научиться преодолевать возникновение конфликтных ситуаций, а также повышать сопротивляемость организма стрессу от факторов окружающей среды.
Цель курсового проекта - оценить уровень конфликтности и профессионального стресса работников «Федеральной пассажирской компании».
Задачи работы:
изучить сущность конфликтов и стрессов;
определить функции и последствия конфликтных ситуаций;
провести анализ способов реагирования на «острые» ситуации в ОАО «ФПК»;
разработать рекомендации по регулированию конфликтных ситуаций и повышению стрессоустойчивости персонала ОАО «ФПК».
Объект исследования: ОАО «ФПК».
Предмет исследования: отношение работников к конфликтам и их поведение в стрессовых ситуация.
Методы Проблему разрешения конфликтов, выхода из стрессовых состояний решено было проанализировать при помощи анкетирования, для которого были использованы психологические диагностические методики, оценивающие уровень конфликтности и профессионального стресса персонала ОАО «ФПК». Уровень взаимодействия с клиентом был проанализирован с помощью наблюдения.
В исследовании приняли участие 15 билетных кассиров. Данная должность была выбрана не случайно. На мой взгляд, именно исследуемые работники чаще всего сталкиваются с негативным воздействием не только внутри организации, но и с внешними объектами взаимодействия.
ГЛАВА 1. КОНФЛИКТЫ И СТРЕССЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие конфликта и стресса
Для каждого человека есть индивидуальные черты, характерные только для него. Исходя из этого, при взаимодействии с другим человеком или группой могут возникнуть разногласия.
В литературе, посвященной разрешению конфликтов в целом, конфликт рассматривается как одна из форм взаимодействия между людьми, социальными группами, сообществами и институтами, в которой действия одной стороны вступают в противоречие с интересами другой, препятствует достижению его целей. Социальный конфликт, в свою очередь, трактуется как явление, содержанием которого является процесс развития и разрешения противоречивого характера взглядов и действий людей, в основном, обусловленных объективными законами социально-экономического развития обществ или как «проявление» объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противопоставлении их частей.
Социальный и рабочий конфликт - это столкновение предметов, например. стороны конфликта, действующие в сфере трудовых отношений. Этот конфликт возникает в контексте противоположности их интересов, когда одна или обе вовлеченные стороны прибегают к действиям, выходящим за рамки обычных нормальных отношений. Иногда также вне рамок существующей правовой системы, чтобы сделать ее публичной, удовлетворить ущемленные интересы, привлечь внимание общественности, оказать давление на другую сторону, определенные руководящие органы, на все общество.[12]
Стресс - более тяжелая форма реакции организма на внешние воздействия. Для него характерно стрессовое состояние человеческого тела как физического, так и психического. Любое событие, факт или сообщение могут вызвать стресс: микробы и вирусы, яды, лихорадка, травмы, несчастье, резкие слова, незаслуженное негодование, внезапное препятствие нашим действиям или чаяниям - все эти факторы могут стать стрессовыми. Но тот, кого предупреждают, вооружен. Повышенное внимание к ним поможет предотвратить множество стрессовых ситуаций с минимальными психологическими и физиологическими потерями. Ведь стресс - причина многих болезней, как физических, так и психологических.
Александров, А. А. Современная психотерапия [Текст]: Курс лекций / А.А. Александров. - СПб.: "Академический проект", 2017. - 335 с.
Александрова Е. В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. – М., 2018 – 245 с.
Антье, Э. Агрессивность [Текст] / Э. Антье. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2016. – 192 с.
Берковиц, Л. Агрессия Причины, последствия и контроль [Текст] / Л. Берковиц. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2015. – 512 с
Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2018. – 352 с
Дубинко, Н. А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии [Текст] / Н.А. Дубинко // Социально-педагогическая работа. – 2017. - № 4.
Конфликтологии / под ред. В.П. Ратникова Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2018 г. – 169 c.
Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. : с учётом поправок от 30 декабря 2008 г. / Российская газета – 49 с.
Кадровый менеджмент. Планирование, подбор и развитие персонала.2 том Под ред. Д.Райгородского. - Бахрах-М, 2017, -560 с.
Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум . - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2015. — 940 с
Левитов, Н. Д. Фрустрация как один из видов психологических состояний [Текст] / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. - 2017. - № 6. - С.118-126.
Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») [Текст] / К. Лоренц. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 2014. - 272 с.
.Попова Т.Е, И.П.Бобрешова, Т.А.Чувашова. Конфликтология. – Ориенбург, 2019 г., 345 с.
Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности [Текст] / А.А. Реан // Психологический журнал. - 2016. - № 5. - С. 3-18.
Реан, А. А. Изучение агрессивности личности [Текст] / А.А. Реан // Психология изучения личности. - СПб., 2019. - С. 216 - 251.
Основы конфликтологии. Под редакцией В. Н. Кудрявцева. – М., 2017 – 456 с.
Учебное пособие / под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2018. - 672 с.
Потемкин, В.К. Управление персоналом: учеб. для студ. вузов, специализирующихся на менеджменте организации, экономики труда и упр. персоналом / В.К.Потемкин. - М.: Питер, 2018. - 426 с.
Управление персоналом: учеб. для бакалавров: для студ. вузов / [А.А.Литвинюк и др.]; под ред. А.А.Литвинюка. - М.: Юрайт, 2018. - 434 с.
http://fpc.ru
http://rzd.ru