ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность налогового регулирования предпринимательской деятельности
1.2. Специальные налоговые режимы и их роль в развитии предпринимательства
2. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Оценка социально-экономического развития области
2.2 Анализ налогового регулирования предпринимательской деятельности в области
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Актуальные проблемы налогового регулирования предпринимательства
3.2 Предложения по совершенствованию системы налогообложения предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В современном мире налоговое регулирование выступает не только важнейшим элементом финансовых отношений, но и важнейшей составной частью государственного регулирования экономики. Так, например, в условиях макроэкономической нестабильности и западных санкций в отношении России внешнеэкономические вызовы и угрозы диктуют необходимость скорейшего восстановления и роста национальной экономики на основе ее модернизации. При этом импортозамещение становится одной из важнейших целей экономической политики государства. Это требует решения множества задач, связанных с повышением эффективности производства на основе его инновационного развития, и в значительной мере предполагает поддержку отечественного производителя, в том числе и на основе использования налогового регулирования.
В настоящее время Россия, по данным Всемирного Банка, занимает 130-е место из 178 стран мира по качеству налоговой системы, а по времени, затраченному на налоговое администрирование, - 151-е место. По различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налоговых платежей, при том что налоговая нагрузка на предпринимательскую деятельность в России по официальным данным остается достаточно высокой – 47,4%. Все это оказывает негативное влияние на рост доверия граждан к налоговой системе, на развитие налоговой культуры и, в свою очередь, обусловливает необходимость совершенствования налогового регулирования предпринимательской деятельности.
Актуальность темы исследования заключается в том, что по мере развития экономики возросла роль налогового регулирования в отношении стимулирования предприятий малого и среднего бизнеса.
Объект исследования —деятельность предприятий малого и среднего бизнеса.
Предмет исследования — налоговое регулирование предприятий малого и среднего бизнеса.
Цель курсовой работы заключается в исследовании особенностей налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса..
Задачи:
- рассмотреть сущность налогового регулирования предпринимательской деятельности;
- изучить специальные налоговые режимы и их роль в развитии предпринимательства;
- провести оценку социально-экономического развития области;
- провести анализ налогового регулирования предпринимательской деятельности в области;
- выявить актуальные проблемы налогового регулирования предпринимательства;
- разработать предложения по совершенствованию системы налогообложения предприятий.
При написании курсовой работы использованы следующие методы: анализа, сравнения, наблюдения, описания и другие.
По налоговому регулированию предпринимательской деятельности существуют труды отечественных и зарубежных ученых. Среди них можно выделить научные публикации Л.И. Гончаренко, Л.Я. Маршавина, В.Г. Пансков и других авторов.
Основу практической части составляют данные федеральной государственной статистики, а также данные по Калужской области.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность налогового регулирования предпринимательской деятельности
Налоговое регулирование сферы малого предпринимательства является наиболее эффективным и важным методом государственного регулирования малого предпринимательства, так как состояние малого предпринимательства значительно зависит от налогообложения.
Важной частью экономической политики государства является эффективная налоговая политика в отношении субъектов малого предпринимательства. Налоговая политика является как экономическим, так и административным рычагом воздействия государства на развитие данного сектора. Рассмотрение налогообложения как средства регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства требует анализа элементов налоговой системы для нахождения баланса интересов государства и предпринимательства [11, с. 17].
Налоговое регулирование предпринимательской деятельности — это установление в актах государственных органов правил налогообложения предпринимательской деятельности, контроль соблюдения этих правил компетентными государственными органами и ответственность за нарушение установленных правил налогообложения. Основным нормативно-правовым актом налогового регулирования субъектов малого предпринимательства является Налоговой кодекс Российской Федерации.
Каждое государство, разрабатывая порядок налогообложения малого и среднего предпринимательства, ставит перед собой разные задачи. В число приоритетных задач налогового регулирования малого предпринимательства в России следует отнести:
- вывод из тени субъектов малого предпринимательства;
- стимулирование предпринимательской активности и привлечение капитала в экономику [19, с. 41.].
Налоговое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства основано на общих принципах налоговой системы Российской Федерации, установленных в Налоговом кодексе. Налоговое законодательство России с одной стороны характеризуется обширным нормативным материалом, с другой — частым внесением всевозможных изменений и дополнений, то есть нестабильностью [20, с. 66].
Нестабильность налогового законодательства стала острой проблемой для субъектов малого предпринимательства. Частая смена правил налогообложения и процедур взимания налогов приводит к нарушению принципа стабильности налоговой системы. Налоговая политика государства в научной литературе делится на три типа: фискальную, регулирующую и стимулирующую.
Фискальная политика государства нацелена на максимальное наполнение бюджета за счет налогов и сборов. При реализации регулирующей политики государство стремится достичь баланса интересов между различными группами в обществе. При реализации регулирующей политики происходит перераспределение налогового бремени между субъектами экономики.
Стимулирующая политика предполагает ослабление налогового бремени для субъектов экономики. Обычно используется для стимулирования деятельности слабых и нестабильных субъектов экономики.
При выборе проведения той или иной политики налогообложения в отношении субъектов малого предпринимательства необходимо, помнить, что, на сектор малого предпринимательства влияют факторы, ограничивающих его деятельность.
Фискальная политика редко проводится в отношении субъектов малого предпринимательства. Так как данный сектор играет важную роль в экономике страны, то государство заинтересованно в его развитии. Так как высокая налоговая нагрузка негативно влияет на субъекты малого предпринимательства, то они лишаются возможности формировать необходимые оборотные средства.
Государство проводит регулирующую или стимулирующую политику в отношении субъектов малого предпринимательства в зависимости от социально-экономической ситуации в стране. С помощью регулирования налоговых ставок государство не ставит цель увеличить налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства в бюджет страны, а оказывает поддержку субъектам малого предпринимательства.
Таким образом, в государстве для эффективности налогового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства необходимо использовать смешанную политику налогообложения, так как каждый тип политики выполняет значимые функции [17, с. 359].
Важный аспект налогового регулирования субъектов малого предпринимательства — налоговое администрирование. Под налоговым администрированием понимается деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля.
Налоговое администрирование предполагает организацию сборов налогов: от определения состава налоговой отчетности до разработки правил регистрации налогоплательщик. Налоговое администрирование включает процедуру регистрации, приема и обработки отчетов, контроль над поступлением налогов и сборов, различные виды проверок, анализ эффективности налогового администрирования на всех уровнях управления.
Оно должно решать проблемы обременительных для субъектов малого предпринимательства административных барьеров. А также проблему упрощения всех административных процедур. Решить данную проблему предлагается посредством специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ. - № 31. - 03.08.1998. - Ст. 3824
Закон Калужской области «О патентной системе налогообложения» № 328-ОЗ от 25.10.2012 г. (с изменениями на: 07.11.2016). – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/972219907
Закон Калужской области от 18.12.2008 N 501-ОЗ "Об установлении дифференцированных ставок налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков» (с изменениями на 27 ноября 2015 года). – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/972215361
Постановление Городской Думы МО «Город . Калуга» от 12.10.2005 N 187 «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (с изменениями на: 23.12.2016). – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/972402556
Решения Городской Думы г. Калуги от 28.11.2018 № 245 «О внесении изменений в постановление Городской Думы г. Калуги от 12.10.2005 № 187 «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». – Режим доступа: http://duma.kaluga.ru/
Бахарева Т. В. Проблемы налогового планирования/ Т.В. Бахарева //Молодой ученый. -2015. -№ 24. -С. 380-382.
Бахчеев Е.С. Теоретические аспекты налогового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства/ Е.С. Бахчеев // Экономикс. — 2017. — №6. – C/ 9-12/
Беликова Е.В. Оценка современного состояния налогообложения и проблем администрирования малого бизнеса в РФ/ Е.В. Беликова // Вестник Волгоградского института бизнеса. 2017. № 4 (41). С. 116-122.
Гончаренко С.И. Аспекты и проблематика налогового регулирования субъектов малого предпринимательства/ С.И. Гончаренко // Современные финансовые отношений: проблемы и перспективы развития. — 2017.
Грачева, Е.Ю. Налоговое право / Е.Ю. Грачева, О.В. Болтиновой, М.: «Проспект», 2013. – 312 с.
Иризепова М.Ш. Региональные особенности систем налогообложения малого и среднего бизнеса/ М.Ш. Иризепова // Налоги и налогообложение. — 2015. — №2.
Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для СПО / Л. Н. Лыкова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 353 с.
Мальцева Е.С. Актуальные проблемы налогообложения и развития малого бизнеса в России/ Е.С. Мальцева // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 1 (9). С. 3.
Маршавина, Л. Я. Налоги и налогообложение : учебник для СПО / Л. Я. Маршавина, Л. А. Чайковская ; под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 503 с.
Налоги и налогообложение : учебник и практикум для СПО / Л. И. Гончаренко [и др.] ; отв. ред. Л. И. Гончаренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 524 с.
Налоги и налогообложение : учебник и практикум для СПО / Г. Б. Поляк [и др.] ; под ред. Г. Б. Поляка, Е. Е. Смирновой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 385 с.
Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / В. Г. Пансков. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 436 с.
Соловьев И.Н. Механизмы амнистирования в сфере экономики и налогообложения/ И.Н. Соловьев . -М.: Проспект, 2015. -184 с.
Тимошенко В.А. О совершенствовании налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса/ В.А. Тимошенко // Известия Саратовского университета. — 2016. — №1. – С. 36-43.
Ткачева Т. Ю. Налоговый потенциал региона: проблемы и перспективы развития/Т. Ю. Ткачева//Экономика. Налоги. Право. -2016. -№ 2. -С. 65-69
Цепилова Е. С. Концепция налогового планирования в хозяйствующих субъектах/ Е.С. Цепилова//Международный бухгалтерский учет. -2015. -№ 47. -С. 41-50/
admoblkaluga.ru - Министерство экономического развития Калужской области